форме изготовлено 30.07.2020
Дело № 3а-247/2020
25OS0000-01-2020-000245-89 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации21 июля 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Медведевой,
при секретаре И.А. Тороповой,
с участием представителя административного истца В.А. Сливина,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Уссурийский бальзам» к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованное лицо – администрация Уссурийского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе населенных пунктов; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе кадастровых кварталов. Данное постановление опубликовано 16 декабря 2015 года и с 1 января 2016 года вступило в законную силу.
Земельный участок площадью ... кв. м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 16 мая 2018 года, о чем имеются сведения в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 апреля 2020 года № №
Кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером № установлена актом об утверждении кадастровой стоимости № № от 17 мая 2018 года и составляет 18135 279,60 рублей.
Открытое акционерное общество «Уссурийский бальзам» (далее – Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере равной его рыночной стоимости 8348 100 рублей, в обоснование требований указав, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 18135 279,60 рублей значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в Отчете № 57-о/2020 от 30 апреля 2020 года, составленном ЗАО «Дальком-аудит», чем нарушаются права Общества, как плательщика земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности.
В целях реализации права на пересмотр определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, Общество обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которая приняла решение об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Уточнил, что Общество просит установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 8348 100 рублей по состоянию на 17 мая 2018 года.
В судебное заседание не явились представители административных ответчиков и заинтересованного лица, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Сведениями о неявке представителей иных административных ответчиков и заинтересованного лица суд не располагает. Какие-либо ходатайства, в том числе об отложении судебного разбирательства, до начала судебного заседания в адрес суда не поступили.
Вместе с тем, от представителя министерства имущественных и земельных отношений поступил письменный отзыв на административный иск, в котором административный ответчик просит отказать в удовлетворении требований административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 150, частью 2 и 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, ОАО «Уссурийский бальзам» указало на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, находящегося у Общества на праве собственности, его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав Общества, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Таким образом, принимая во внимание, что административный истец, в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ, является плательщиком земельного налога, исчисляемого из его кадастровой стоимости, в этой связи он вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, так как она влияет на размер налога.
Из материалов административного дела усматривается, что ОАО «Уссурийский бальзам» является собственником земельного участка, площадью 13 560 кв. м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 28 апреля 2020 года №.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю 29 апреля 2020 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере 18135 279,60 рублей, которая определена по состоянию на 17 мая 2018 года, утверждена 17 мая 2018 года и внесена в реестр объектов недвижимости 17 мая 2018 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости № 25№ от 17 мая 2018 года.
12 мая 2020 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, которое было отклонено решением комиссии № 8/9 от 22 мая 2020 года.
Из взаимосвязанных положений, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ (в редакции от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием её результатов, устанавливается переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. В течение указанного переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Законом № 237-ФЗ или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Законом № 237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Администрации Приморского края от 21.12.2017 № 536-па «О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что на территории Приморского края проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» осуществляется с 1 января 2018 года.
Принимая во внимание, что оспариваемая кадастровая стоимость определена по состоянию на 17 мая 2018 года и утверждена в эту же дату, спорные правоотношения регулируются нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ).
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно положениям подпункта 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
В обоснование заявленных требований Обществом представлен Отчет № 57-о/2020 от 30 апреля 2020 года, выполненный оценщиками ЗАО «...», из которого следует, что рыночная стоимость оцениваемого имущества – земельного участка (кадастровый номер № площадью 13 560 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные объекты IV-V класса опасности. Адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, по состоянию на 17 мая 2018 года составляет 8348 100 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Допустимых доказательств несоответствия Отчета № 57-о/2020 от 30 апреля 2020 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка административными ответчиками, равно как и заинтересованным лицом не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы, с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка, ими не заявлялось.
При исследовании Отчета № № от 30 апреля 2020 года судом установлено, что в соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 оценщиками составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.
Кроме того, оценщиками произведен анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости земельного участка. Оценщиками проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в Отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиками при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка.
В Отчете применен только один оценочный подход – сравнительный, от применения доходного и затратного подходов оценщики обосновано отказались. В Отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые сведения, и приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиками.
Оценив представленный административным истцом Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № № от 30 апреля 2020 года, составленный оценщиками ЗАО «...», в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что названный Отчет подготовлен лицами, обладающими необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, оснований не доверять выводам оценщиков у суда оснований не имеется, их выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности. Таким образом, данное доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в его достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
С учетом изложенных фактических обстоятельств, суд считает возможным удовлетворить административные исковые требования ОАО «Уссурийский бальзам» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 8348100 рублей, определенной по состоянию на 17 мая 2018 года.
Датой подачи административного искового заявления считать – 12 мая 2020 года (дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю).
Довод представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края о том, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» в настоящее время никем не оспорено, в связи с чем требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд признает несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Данное право и было реализовано административным истцом.
Иные доводы, приведенные административным ответчиком, также не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований административного истца.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований ОАО «Уссурийский бальзам».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Уссурийский бальзам» к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованное лицо – администрация Уссурийского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 13 560 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные объекты IV-V класса опасности, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8348 100 рублей по состоянию на 17 мая 2018 года.
Датой подачи административного искового заявления считать – 12 мая 2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда Е.А. Медведева