Решение по делу № 2-858/2024 от 16.08.2024

Дело № 2-858/2024

УИД: 23RS 0009-01-2024-001223-65

Р Е Ш Е Н И Е

    именем Российской Федерации

ст. Брюховецкая Краснодарского края                               03 сентября 2024 года

Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи                Волковой О.П.,

секретаря            Медведевой О.В.,

с участием:

представителя истца - помощника прокурора Брюховецкого района Чиковой Е.А.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брюховецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Брюховецкий район Краснодарского края об обязании устранить нарушения градостроительного и земельного законодательства,

установил:

Прокурор Брюховецкого района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Брюховецкий район Краснодарского края об обязании устранить нарушения градостроительного и земельного законодательства.

Иск мотивирован тем, что проведенной прокуратурой Брюховецкого района проверкой соблюдения требований земельного законодательства в деятельности муниципального образования Брюховецкий район выявлены нарушения, выраженные в следующем.

Решением Совета муниципального образования Брюховецкий район от 25.12.2015 года № 62 утверждены Правила землепользования и застройки Свободненского сельского поселения Брюховецкого района» (далее - Решение, Правила землепользования и застройки), которые не соответствует требованиям законодательства.

Анализ документа градостроительного зонирования показал, что градостроительные регламенты жилых зон, содержащиеся в Правилах землепользования и застройки не соответствуют требованиям ч. 2, 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 (далее - Классификатор), поскольку в нарушение ч. 2, 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации к основным или условно разрешенным видам использования жилых зон отнесен вид - «ведение огородничества (код 13.1)».

В соответствии с Классификатором, вид разрешенного использования «жилая застройка (2.0)» предусматривает размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за включением зданий (помещений), используемых, в том числе с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха). Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.3, 2.5-2.7.1.

В соответствии с Классификатором, вид разрешенного использования – «обслуживание жилой застройки (2.7)» не предусматривает возможность размещения в границах жилых зон вида «ведение огородничества (код 13.1)».

Включение в градостроительные регламенты жилых зон основного и условно разрешенного видов использования - «ведение огородничества (код 13.1)», не соответствуют требованиям федерального законодательства и подлежат признанию недействительными в указанной части с момента принятия.

Формирование земельных участков с видом разрешенного использования «ведение огородничества» возможно исключительно в территориальных зонах сельскохозяйственного использования, утвержденных документами градостроительного зонирования, в жилых зонах формирование подобных участков недопустимо.

Наличие в градостроительных регламентах жилых зон вида разрешенного использования «ведение огородничества» позволяет длительное время неправомерно формировать и предоставлять физическим лицам в аренду без торгов и иных публичных процедур земельные участки для ведения огородничества, однако выкуп подобных участков до 2022 года не предусматривался.

При этом в соответствии с пунктом 11 статьи 14 главы 2 Правил землепользования и застройки Свободненского сельского поселения Брюховецкого района, утвержденных решением Совета Свободненского сельского поселения Брюховецкого района от 25.12.2015 года № 62 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Свободненского сельского поселения Брюховецкого района» в редакции решения Совета муниципального образования Брюховецкий район от 28.11.2019 года № 399 в основных видах и параметрах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства градостроительных регламентов территориальных зон «Жилая зона (Ж-1)», среднеэтажная жилая застройка (Ж-2)» содержится вид разрешенного использования «ведение огородничества (код 13.1)».

Таким образом, решение Совета муниципального образования Брюховецкий район от 25.12.2015 года № 62 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Свободненского сельского поселения Брюховецкого района» подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для принесения прокуратурой района 27.04.2024 протеста на Правила землепользования и застройки, по результатам рассмотрения которого указано на устранение нарушений в будущем.

На основании изложенного, прокурор Брюховецкого района просит обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район устранить нарушения ч. 2, 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации путем исключения из основных видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства градостроительного регламента территориальных зон «Жилая зона (Ж-1)», «Среднеэтажная жилая застройка (Ж-2)» вида разрешенного использования «ведение огородничества (код 13.1)», отраженных в решении Совета муниципального образования Брюховецкий район от 25.12.2015 года № 62 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Свободненского сельского поселения Брюховецкого района».

В судебном заседании помощник прокурора Брюховецкого района Чикова Е.А., поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Ответчик – представитель администрации муниципального образования Брюховецкий район Родачина С.Е., в судебное заседание не явилась, обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении дела без её участия, указав при этом, что просит принять решение на усмотрение суда, с учетом доводов указанных в отзыве на иск.

Третье лицо - председатель Совета муниципального образования Брюховецкий район Кошелев В.В. в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела без его участия, указав при этом, что просит принять решение на усмотрение суда.

Выслушав доводы помощника прокурора Чиковой Е.А., исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования прокурора Брюховецкого района обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны, предназначенные для ведения огородничества, могут включаться в зоны сельскохозяйственного использования в границах населенных пунктов.

При этом частью 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается включение в состав жилых зон только территорий, предназначенных для ведения садоводства.

Судом установлено, что прокуратурой Брюховецкого района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Брюховецкий район требований земельного законодательства, в ходе которой выявлено, что решением Совета муниципального образования Брюховецкий район от 25.12.2015 № 62 утверждены Правила землепользования и застройки Свободненского сельского поселения Брюховецкого района», которые не соответствует требованиям законодательства.

Градостроительные регламенты жилых зон, содержащиеся в Правилах землепользования и застройки не соответствуют требованиям ч. 2, 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 (далее - Классификатор), поскольку в нарушение ч. 2, 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации к основным или условно разрешенным видам использования жилых зон отнесен вид - «ведение огородничества (код 13.1)».

В соответствии с Классификатором, вид разрешенного использования «жилая застройка (2.0)» предусматривает размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых, в том числе с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха). Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.3, 2.5-2.7.1.

В соответствии с Классификатором, вид разрешенного использования «обслуживание жилой застройки (2.7)» не предусматривает возможность размещения в границах жилых зон вида «ведение огородничества» (код 13.1).

Таким образом, включение в градостроительные регламенты жилых зон основного и условно разрешенного видов использования - «ведение огородничества (код 13.1)», не соответствуют требованиям федерального законодательства и подлежат признанию недействительными в указанной части с момента принятия.

В силу положений части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования федерального законодательствами.

В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

С учетом изложенного, формирование земельных участков с видом разрешенного использования «ведение огородничества» возможно исключительно в территориальных зонах сельскохозяйственного использования, утвержденных документами градостроительного зонирования, в жилых зонах формирование подобных участков недопустимо.

Наличие в градостроительных регламентах жилых зон вида разрешенного использования «ведение огородничества» позволяет длительное время неправомерно формировать и предоставлять физическим лицам в аренду без торгов и иных публичных процедур земельные участки для ведения огородничества, однако выкуп подобных участков до 2022 года не предусматривался.

В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» (далее - Постановление № 629) граждане, которым переданы в аренду указанные земельные участки, получили право на их выкуп также без торгов при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка (подп. «а» п. 1 Постановление № 629).

Однако в Постановлении № 629 не содержится оговорки о неприменении документации территориального планирования и градостроительного зонирования при решении вопроса о предоставлении в собственность земельных участков для ведения огородничества.

В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы.

Правила землепользования и застройки, в градостроительных регламентах жилых зон которых к основным и условно разрешенным видам использования жилых зон отнесен вид - «ведение огородничества (код 13.1)», применению не подлежат, поскольку прямо противоречат вышестоящему нормативному правовому акту федерального уровня, регулирующему те же объект и предмет правоотношений (ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, согласно пунктам 5, 6 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены только для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

Таким образом, в территориальных зонах застройки жилыми домами федеральный законодатель не предусматривает такой вид разрешенного использования как ведение огородничества.

Аналогичные требования градостроительного и земельного законодательства о недопустимости включения в градостроительные регламенты вида разрешенного использования - «ведение огородничества (код 13.1)», предъявляются для общественно-деловых зон, производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационного назначения и других, за исключением зон сельскохозяйственного использования.

При этом в соответствии с пунктом 11 статьи 14 главы 2 Правил землепользования и застройки Свободненского сельского поселения Брюховецкого района, утвержденных решением Совета Свободненского сельского поселения Брюховецкого района от 25.12.2015 года № 62 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Свободненского сельского поселения Брюховецкого района» в редакции решения Совета муниципального образования Брюховецкий район от 28.11.2019 года № 399 в основных видах и параметрах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства градостроительных регламентов территориальных зон «Жилая зона (Ж-1)», среднеэтажная жилая застройка (Ж-2)» содержится вид разрешенного использования «ведение огородничества (код 13.1)».

Таким образом, Решение Совета муниципального образования Брюховецкий район от 25.12.2015 года № 62 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Свободненского сельского поселения Брюховецкого района» подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.

Ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления возложенных законом функций нарушает права неопределенного круга лиц в сфере земельных правоотношений, что предоставляет прокурору, в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, право обратиться в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Брюховецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Брюховецкий район Краснодарского края об обязании устранить нарушения градостроительного и земельного законодательства – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район (ИНН 2327004864, ОГРН 1022303523780) устранить нарушения ч. 2, 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации путем исключения из основных видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства градостроительного регламента территориальных зон «Жилая зона (Ж-1)», «Среднеэтажная жилая застройка (Ж-2)» вида разрешенного использования «ведение огородничества (код 13.1)», отраженных в решении Совета муниципального образования Брюховецкий район от 25.12.2015 года № 62 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Свободненского сельского поселения Брюховецкого района».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                 Судья                       подпись                                     О.П. Волкова

     Копия верна: судья_______________________О.П. Волкова

2-858/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Брюховецкого района
Ответчики
администрация МО Брюховецкий район
Другие
Совет муниципального образования Брюховецкий район
Суд
Брюховецкий районный суд Краснодарского края
Судья
Волкова Ольга Петровна
Дело на странице суда
bruxovecky.krd.sudrf.ru
16.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2024Передача материалов судье
19.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2024Подготовка дела (собеседование)
26.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2024Судебное заседание
03.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2024Дело оформлено
18.09.2024Дело передано в архив
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее