2а-894/2021
24RS0007-01-2021-001355-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2021 года с.Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Толстых М.М.
при секретаре Жигаловой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова В.С. к КГБУЗ «Богучанская районная больница» о признании незаконным решения врачебной комиссии и направления на медико-социальную экспертизу от 21 ноября 2018 года, назначении медико-социальной экспертизы для установления процента нетрудоспособности и группы инвалидности
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов В.С. обратился в суд с административным иском к КГБУЗ «Богучанская районная больница» о признании незаконным решения врачебной комиссии и направления на медико-социальную экспертизу от 21 ноября 2018 года, назначении медико-социальной экспертизы для установления процента нетрудоспособности и группы инвалидности.
Требования мотивированы тем, что 23.11.2018г. он (Кузнецов В.С.) обратился с заявлением на прохождение медико - социальной экспертизы с целью очередного переосвидетельствования для подтверждения группы инвалидности.
По результатам медико-социальной экспертизы (акт №) с него сняли группу инвалидности, что считает незаконным, так как в нарушение п. 4 Порядка Специалисты бюро не ознакомили его с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также не давали никаких разъяснений по вопросам, связанным с установлением инвалидности.
В нарушение п. 3 Порядка, Медико-социальная экспертиза проводилась не исходя из комплексной оценки состояния его организма на основе клинико-функциональных анализов, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, а проводилась по искаженным фактам, указанным в направлении КГБУЗ Богучанской РБ на медико-социальную экспертизу от 21.11.2018г. по форме №.
Так, перечнем документов, послуживших основанием для принятия решения государственного федерального учреждения медико-социальной экспертизы являлось Направление его ( Кузнецова В.С.) КГБУЗ Богучанской РБ на медико-социальную экспертизу от 21.11.2018г.
Указанное направление на медико-социальную экспертизу от 21.11.2018г. считает незаконным.
В нарушение п. 18 Порядка ВК. медицинское заключение врачебной комиссии ему не вручалось.
В период с 08.10.2018г. по 11.10.2018г. он (Кузнецов В.С.) проходил медицинское обследование в Краевой клинической больницы № 1 (далее - ККБ № 1).
В нарушение и. 18 Постановления, в направлении на медико-социальную экспертизу все диагнозы, поставленные ему в ККБ № 1, искажены и недостоверны, убрали все осложнения по заболеваниям, передвижение на костылях, самообслуживание с посторонней помощью, № перевели в первое незначительное и тд.
Так, врач травматолог указал, что он может передвигаться без внешней опоры, в т.ч. без костылей, что противоречит заключению врачей ККБ №, протоколам обследования МРТ грудного отдела позвоночника от 08.10.2018г. рентгенологическому исследованию, ультразвуковым исследованиям, проведенным в период с 08.10-11.10.2018г.
Кроме того, Направление на медико - социальную экспертизу от 21.11.2018г. по форме № не соответствует форме, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защите РФ и Министерства здравоохранения РФ от 06.09.2018г. №н/606н «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией». Направление от 21.11.2018г. по форме № не была подписана членами врачебной комиссии, факт которого также подтверждается Постановлением и.о. зам.начальника полиции С об отказе в возбуждении уголовного дела от 10.03.2020г.
Все вышеуказанные факты о нарушении порядка деятельности врачебной комиссии КГБУЗ Богучанская РБ и направления на МСЭ от 21.11.2018г. дают основания для признания ее деятельности и направление его (Кузнецова В.С.) на медико -социальную экспертизу от 21.11.2018г. незаконной и неправомерной.
Просит признать решение врачебной комиссии и направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь от 21.11.2018г. незаконной.
Назначить медико-социальную -экспертизу в ККБ СМЭ по адресу: г. Красноярск,
<адрес> на основании медицинских документов КГБУЗ Богучанская РБ, медицинской карты ККБ № №, для установления процента нетрудоспособности и инвалидности с 09.02.2015г. по настоящее время
В судебном заседании административный истец Кузнецов В.С. на удовлетворении административных исковых требований настаивал по доводам, указанным в административном иске, представил дополнительно медицинские документы.
Представитель административного ответчика КГБУЗ «Богучанская районная больница» Б, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные требования не признала, пояснила, что Кузнецов В.С. 09.02.2015г. получил бытовую травму и был госпитализирован в хирургическое отделение КГБУЗ «Богучанская РБ», где проходил лечение с 09.02.2015г. по 16.03.2015г. с диагнозом: перелом костей таза с нарушением тазового кольца, закрытый перелом левого подвздошно-крестцового сочленения, ушиб пояснично-крестцовой области, обширная гематома мягких тканей пояснично-крестцовой области. После оказания неотложной помощи и проведенного лечения, пациент был направлен ККБ № г. Красноярска.
По окончании периода лечения, пациент был направлен на МСЭ в 2016г. Комиссией МСЭ Кузнецову В.С. установлена 3 группа инвалидности.
В дальнейшем, пациент за медпомощью в лечебные учреждения района не обращался. Кузнецов В.С. обратился в поликлинику Богучанской РБ только перед очередным переосвидетельствованием для подтверждения группы инвалидности, в августе 2018г. В результате осмотра специалистами Богучанской РБ Кузнецов В.С. был направлен в ККБ№ для проведения дополнительных обследований, определения динамики течения основного заболевания и уточнения заключительного диагноза.
Форма № от 21.11.2018г. составлена специалистами Богучанской РБ после предоставления Кузнецовым В.С. выписок из ККБ № и проведенных обследований, каких-либо дополнений, изменений в установленные диагнозы, результаты обследований работниками Богучанской РБ не вносилось.
Таким образом, форма 088/у-06 содержит достоверную информацию, статусы и результаты обследований, подтвержденные выписками из ККБ№.
В соответствии с межведомственным соглашением от 28.08.2018г., форма № передана в бюро МСЭ, с соблюдением требований законодательства в области персональных данных, по реестру от 22.11.2018г., без участия пациента.
29.11.2018г. Кузнецов В.С. очно прошел освидетельствование и был осмотрен специалистами бюро МСЭ № с. Богучаны. По результатам освидетельствования группа инвалидности не была ему установлена.
Кузнецов В.С. не согласился с решением комиссии МСЭ, им было подано заявление о несогласии с этим решением. В декабре 2018г., Кузнецов В.С., был очно осмотрен и дообследован в Краевом бюро МСЭ г. Красноярска.
По результатам переосвидетельствования группа инвалидности Кузнецову В.С. также не была установлена.
В январе 2019г. Федеральное бюро МСЭ Министерства труда РФ г. Москвы рассмотрело документы Кузнецова В.С. и в назначении группы инвалидности отказало.
В период с 2018г. и до настоящего времени Кузнецов В.С. в Богучанской РБ не наблюдался и не обращался за медпомощью, в Краевой клинической больнице не обследовался.
Кузнецову В.С. отправлен письменный ответ на жалобу, в котором он был приглашен на прием к хирургу травматологу КГБУЗ Богучанской РБ для осмотра и инструментального обследования, необходимых для уточнения диагноза и решения вопроса о направлении пациента на освидетельствование в бюро МСЭ.
Кроме того, административным истцом пропущен срок для обращения сданным административным иском.
Просит в удовлетворении требований административному истцу отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: … об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями …, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Порядок и условия признания лица инвалидом, направление на медико-социальную экспертизу установлен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 26.11.2020) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Порядок).
Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (далее - Порядка ВК).
В соответствии с и. 4. Порядка ВК, врачебная комиссия осуществляет следующие функции:... принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения; определение трудоспособности граждан; принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации; выдача заключения о нуждаемости протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240;
В соответствии с п. 16 Порядка ВК, решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения: дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии); список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании; перечень обсуждаемых вопросов; решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.
Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал (п. 17 Порядка ВК).
Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления (п. 18 Порядка ВК).
Правила признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 26.11.2020) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Правила).
В соответствии с п. 15 Правил, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
В силу п. 16 Правил, медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Форма и порядок заполнения направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В силу п. 18 Правил, медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что административный истец Кузнецов В.С. 09.02.2015г. получил бытовую травму и был госпитализирован в хирургическое отделение КГБУЗ «Богучанская РБ», где проходил лечение с 09.02.2015г. по 16.03.2015г. с диагнозом: перелом костей таза с нарушением тазового кольца, закрытый перелом левого подвздошно-крестцового сочленения, ушиб пояснично-крестцовой области, обширная гематома мягких тканей пояснично-крестцовой области. После оказания неотложной помощи и проведенного лечения, пациент был направлен ККБ №1 г. Красноярска.
По окончании периода лечение, пациент был направлен на МСЭ в 2016г. Комиссией МСЭ Кузнецову В.С. установлена 3 группа инвалидности.
В августе 2018г. Кузнецов В.С. обратился в поликлинику Богучанской РБ перед очередным переосвидетельствованием для подтверждения группы инвалидности. В результате осмотра специалистами Богучанской РБ Кузнецов В.С. был направлен в ККБ № для проведения дополнительных обследований, определения динамики течения основного заболевания и уточнения заключительного диагноза.
После предоставления Кузнецовым В.С. выписок из ККБ № о проведенных обследованиях, специалистами Богучанской РБ составлена форма №у-06 от 21.11.2018г..
Таким образом, форма 088/у-06 содержит нформацию, статусы и результаты обследований, подтвержденные выписками из ККБ№.
В соответствии с межведомственным соглашением от 28.08.2018г., форма № передана в бюро МСЭ, с соблюдением требований законодательства в области персональных данных, по реестру от 22.11.2018г., без участия пациента.
29.11.2018г. Кузнецов В.С. очно прошел освидетельствование и был осмотрен специалистами бюро МСЭ № с. Богучаны. По результатам освидетельствования группа инвалидности не была ему установлена.
Кузнецовым В.С. было подано заявление о несогласии с решением МСЭ.
В декабре 2018г., Кузнецов В.С., был очно осмотрен и дообследован в Краевом бюро МСЭ г. Красноярска.
По результатам переосвидетельствования группа инвалидности Кузнецову В.С. также не была установлена.
В январе 2019г. Федеральное бюро МСЭ Министерства труда РФ г. Москвы рассмотрело документы Кузнецова В.С. и в назначении группы инвалидности отказало.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в судебное заседание медицинскими документами о прохождении медицинских обследований Кузнецовым В.С. за период 2015- 2019 г.г., медицинскими картами амбулаторного больного, медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях на имя Кузнецова В.С., справкой о результатах медико-социальной экспертизы от 29.11.2018 года, Актом медико-социальной экспертизы гражданина №.26.24/2018 от 29.11.2018 года, в соответствии с которым группа инвалидности Кузнецову В.С. не установлена, протоколом проведения медико-социальной экспертизы от 29.11.2018 года, направлением на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь от 21.11.2018 года (форма №у-06 от 21.11.2018 года); заключением комиссионной экспертизы от 26.11.2019 года, согласно которой описание клинических проявлений заболеваний(состояний), в том числе и в форме №у-06, имеющихся у Кузнецова В.С. на момент обследований в различные временные периоды, соответствует установленным диагнозам, выставленным на основании результатов этих обследований.
Постановлением УУП ОМВД России по Богучанскому району от 10.03.2020года по материалам проверки по факту подделки подписей членами врачебной комиссии Богучанской РБ в форме № от 21.11.2018 года в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием состава преступления.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца Кузнецова В.С. в части признания незаконным решения врачебной комиссии и направления на медико-социальную экспертизу от 21 ноября 2018 года.
Кроме того, представителем административного ответчика заявлено о применении пропуска срока для обращения с данным административным иском.
Согласно ч. 1ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пунктом 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Истец с административным исковым заявлением об обжаловании решения врачебной комиссии направления на медико-социальную экспертизу от 21 ноября 2018 года обратился в суд 27.07.2021года.
О том, что в отношении него вынесены решение врачебной комиссии и направление на медико-социальную экспертизу истцу стало известно, как он пояснил в судебном заседании, 29 ноября 2018 года при прохождении медико-социальной комиссии.
Срок для обжалования решения врачебной комиссии направления на медико-социальную экспертизу от 21 ноября 2018 года истек по истечении 3 месяцев со дня, когда Кузнецову В.С. достоверно стало известно о нарушении его прав и свобод, то есть 29.02.2019 года.
Как пояснил в судебном заседании административный истец, к данной категории дел, по его мнению, установленные положения о сроках обжалования не подлежат применению.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым Кузнецову В.С. отказать в удовлетворении административных исковых требований к КГБУЗ «Богучанская районная больница» о признании незаконным решения врачебной комиссии и направления на медико-социальную экспертизу от 21 ноября 2018 года, в виду пропуска срока обращения в суд.
Кроме того, административным истцом заявлено требование о назначении медико-социальной экспертизы для установления процента нетрудоспособности и группы инвалидности.
В соответствии с п.2 раздела 1 постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № (ред. от 26.11.2020) "О порядке и условиях признания лица инвалидом"(Правила) признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы.
Согласно п.16 раздела III Правил медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Административный истец Кузнецов В.С. в КГБУЗ «Богучаннская РБ» для прохождения необходимых исследований, получении направления на медико-социальную экспертизу не обращался.
При таких обстоятельствах, суд полагает не подлежащими удовлетворению требования административного истца о назначении медико-социальной экспертизы для установления процента нетрудоспособности и группы инвалидности.
Административный истец не лишен возможности обращения в КГБУЗ «Богучанская РБ» для решения вопроса о прохождении лечения, определения состояния здоровья, возможности установления группы инвалидности.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Кузнецова В.С. к КГБУЗ «Богучанская районная больница» о признании незаконным решения врачебной комиссии и направления на медико-социальную экспертизу от 21 ноября 2018 года, назначении медико-социальной экспертизы для установления процента нетрудоспособности и группы инвалидности – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края, в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий М.М.Толстых
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2021года
Решение не вступило в законную силу. Подлинник находится в деле №2а-894/2021 Богучанского районного суда Красноярского края.
Копия верна
Судья М.М.Толстых
секретарь О.Ю.Жигалова