Судья Яшкова И.С.
№ 33-3641/2024
10RS0016-01-2024-000014-57
№ 2-586/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 октября 2024 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Мишеневой М.А.,
судей Ващенко Е.Н., Маловой Н.Б.
при ведении протокола помощником судьи Добрыниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика муниципального бюджетного учреждения «Сегежский районный центр культуры и досуга» на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 08 августа 2024 года по иску прокурора Сегежского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению «Сегежский районный центр культуры и досуга», администрации Сегежского муниципального округа о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сегежского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Сегежский районный центр культуры и досуга» (далее МБУ «Сегежский РЦКиД») администрации Сегежского муниципального района по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой Сегежского района проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности установлено, что на основании договора на право управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сегежского муниципального района от (...) № (...), МБУ «Сегежский районный центр культуры и досуга» на праве оперативного управления передано здание МБУ «Сегежский районный центр культуры и досуга», расположенное по адресу: (...). В соответствии с условиями договора учреждение обязано своевременно производить капитальный и текущий ремонт переданного имущества. Из устава МБУ «Сегежский РЦКиД» следует, что учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Сегежский муниципальный район». В отношении закрепленного имущества Учреждение обязано обеспечивать его сохранность; осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества. Согласно заключению по результатам строительно-технического обследования, кровля задания имеет многочисленные повреждения и разрушения, находится в аварийном состоянии, вызывающем разрушение иных элементов здания. Для приведения здания в нормальное техническое состояние требуется капитальный ремонт кровли здания с полной заменой несущих деревянных конструкций и покрытия кровли, восстановление ограждения, снегозадержания и водосточной системы. Ненадлежащее состояние кровли здания не обеспечивает безопасность пребывания в нем граждан, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, приводит к ухудшению состояния иных технических элементов здания. На основании изложенного, с учетом измененных исковых требований, истец просил возложить на МБУ «Сегежский районный центр культуры и досуга» в срок до 01.09.2026 организовать выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания, расположенного по адресу: (...), с полной заменой несущих деревянных конструкций и покрытия кровли, восстановлением ограждения, снегозадержания и водосточной системы; возложить на администрацию Сегежского муниципального округа в срок до 01.01.2025 обязанность обеспечить финансирование своевременного выполнения работ по капитальному ремонту кровли здания, расположенного по адресу: (...).
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, привлечены Министерство культуры Республики Карелия, УЗАГС Республики Карелия.
Определением суда от 30.01.2024 на основании ст. 44 ГПК РФ и Закона Республики Карелия от 28.04.2023 № 2839-ЗРК «О преобразовании всех поселений, входящих в состав муниципального образования «Сегежский муниципальный район», путем их объединения и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» произведена замена ответчика – администрации Сегежского муниципального района правопреемником администрацией Сегежского муниципального округа.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на МБУ «Сегежский районный центр культуры и досуга» обязанность в срок до 01.09.2026 организовать выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания, расположенного по адресу: (...), с полной заменой несущих деревянных конструкций и покрытия кровли, восстановлением ограждения, снегозадержания и водосточной системы. В удовлетворении иска к администрации Сегежского муниципального округа отказал. Взыскал с МБУ «Сегежский районный центр культуры и досуга» в доход бюджета Сегежского муниципального округа государственную пошлину в размере 300 руб.
С решением суда не согласен ответчик МБУ «Сегежский районный центр культуры и досуга», в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление в части отказа в удовлетворении требований к администрации Сегежского муниципального округа о возложении обязанности обеспечить финансирование своевременного выполнения работ по капитальному ремонту кровли здания, удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что здание, расположенное по адресу: (...) передано МБУ «Сегежский РЦКиД» на праве оперативного управления на основании договора от (...) № (...). Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Договор № (...) на право оперативного управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сегежского муниципального района с МБУ «Сегежский РЦКиД» от (...), был зарегистрирован в (...) (...) г., после подачи иска в суд. Все права и обязанности как стороны по договору возникают только с момента его государственной регистрации. Данное обстоятельство судом не было учтено при вынесении решения, как и то обстоятельство, что капитальный ремонт здания собственником никогда не производился. Также указывает, что МБУ «Сегежский РЦКиД» является учреждением, учредителем которого является муниципальное образование «Сегежский муниципальный район», финансируется из бюджета органа местного самоуправления. Таким образом, решение является неисполнимым в связи с отсутствием денежных средств на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ильмаст А.Н. с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился.
Иные, участвующие в деле лица, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу п.17 ст.16 Закона № 131-ФЗ одним из вопросов местного значения городского округа является создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Судом установлено, что на основании договора на право управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сегежского муниципального района от (...) № (...) МБУ «Сегежский РЦКиД», на праве оперативного управления передано здание МБУ «Сегежский районный центр культуры и досуга», расположенное по адресу: (...).
В соответствии с п. 2.4.3 договора МБУ «Сегежский РЦКиД» обязуется своевременно производить за свой счет текущий и капительный ремонт переданного имущества.
Дополнительным соглашением от (...) № (...) к договору срок его действия продлен по (...).
Из устава МБУ «Сегежский РЦКиД» следует, что учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Сегежский муниципальный район».
Имущество учреждения является муниципальной собственностью муниципального образования «Сегежский муниципальный район» и может быть использовано только для осуществления целей и видов деятельности учреждения (п.24 устава).
Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п.25).
Как следует из п.31 устава при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано: эффективно использовать имущество; обеспечивать сохранность и использование имущества по его целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества, за исключением ухудшений, связанных с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации; осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества в пределах утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Нежилое помещение общей площадью (...) кв.м, расположенное на первом этаже дома № (...) по ул. (...) в г. (...), передано УЗАГС Республики Карелия в соответствии с договором на передачу в безвозмездное пользование нежилого помещения от (...) № (...).
Согласно заключению эксперта (...) № (...) кровля здания находится в аварийном состоянии, вызывающее намокание и разрушение несущих элементов стен, перекрытий, а также фасадов, внутренней отделки и инженерных сетей. Деревянные элементы стропильной системы имеют значительные нарушения, не обеспечивают необходимую несущую способность. Отсутствует организованный водосток с кровли здания. Фасады имеют значительные повреждения штукатурного слоя и кирпичной кладки стен. Внутренние конструкции, внутренняя отделка – имеют нарушения и разрушения, не отвечают своему функциональному назначению и требованиям безопасности. Конструкции подвержены воздействию влаги от протечек кровли и из грунта. Конструкции полов в ветхом состоянии, с нарушениями целостности и несущей способности. Работоспособность систем отопления здания не соответствует требованиям эксплуатации, не обеспечивается функционирование системы теплопотребления с обеспечением нужд тепловой нагрузки здания. Аварийное состояние элементов системы водоснабжения и водоотведения – не обеспечивает надежность работы, допускаются неконтролируемые перерывы работы, прорывы и протечки. Система вентиляции не функционирует в штатном режиме, отсутствует принудительная механическая вентиляция. Аварийное состояние элементов системы электроснабжения – не обеспечивает надежность работы, допускаются неконтролируемые перерывы работы, отключения электрического питания.
Для приведения здания к нормальному техническому состоянию требуется капитальный ремонт кровли здания с полной заменой несущих деревянных конструкций и покрытия кровли, восстановление ограждения, снегозадержания и водосточной системы.
По информации, предоставленной администрацией Сегежского муниципального округа от (...), согласно разработанной ООО «(...)» проектно-сметной документации, стоимость капитального ремонта кровли здания МБУ «Сегежский РЦКиД» составляет (...) руб.
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание обстоятельства по настоящему делу, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора Сегежского района в части возложения на МБУ «Сегежский РЦКиД» обязанности организовать выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания с полной заменой несущих деревянных конструкций и покрытия кровли, восстановлением ограждения, снегозадержания и водосточной системы.
В части удовлетворения заявленных истцом требований постановленное по делу решение не обжалуется, в связи с чем, в силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Разрешая заявленные требования в части возложения на администрацию Сегежского муниципального района обязанности обеспечить финансирование своевременного выполнения работ по капитальному ремонту кровли здания, расположенного по адресу: (...), суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в данной части.
При этом суд исходил из тех обстоятельств, что понуждение администрации Сегежского муниципального округа к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается.
Как следует из абзаца 36 ст. 6 БК РФ главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) является - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (абзац 38 ст. 6 БК РФ).
Согласно ст.38.1 БК РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
В соответствии с п.4 ст.154 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
В силу ст.158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Возложение судом на орган исполнительной власти обязанности по финансированию своевременного выполнения работ по капитальному ремонту здания не соответствует принципу разделения властей, закрепленному ст. 10 Конституции РФ и фактически влечет незаконное вмешательство в компетенцию такого органа, установленную законом.
Исходя из вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 08 августа 2024 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика муниципального бюджетного учреждения «Сегежский районный центр культуры и досуга» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 01.11.2024