2а-1356/2021
УИД: 30RS0001-01-2021-000867-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2021 года г.Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Чурбаковой Е.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есениной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а-1356/2021 по административному иску Артёмовой А. Н., Зайсунова А. В., Зайцевой О. В., Зайцева В. А. к администрации муниципального образования «Город Астрахань», Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании пункта распоряжения в части срока отселения, требования о сносе в части срока исполнения незаконными, обязании установления срока сноса дома и срока отселения,
УСТАНОВИЛ:
Артёмова А.Н., Зайсунов А.В., Зайцева О.В., Зайцев В.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Астрахань», управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании действий по установлению сроков сноса и расселения жителей многоквартирного жилого дома незаконными, указав, что распоряжением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 5 ноября 2020 года № 2012-р многоквартирный дом литера В по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Астрахань» установлен срок расселения граждан не позднее 1 августа 2021 года. Управлением по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» в адрес собственников многоквартирного дома направлено требование произвести снос многоквартирного дома в срок до 1 декабря 2021 года. Указанный срок сноса и расселения жильцов данного дома является неразумным. Оспариваемые правовые акты не позволяют обеспечить безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию помещений. С учетом изменений исковых требований, просили суд признать п.2 распоряжения администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 5 ноября 2020 года № 2012-р в части установления срока отселения граждан не позднее 1 августа 2021 года неразумным, требования в части установления срока сноса дома до 1 декабря 2020 года неразумными, возложить на администрацию обязанность внести изменения в п.2 распоряжения и в требования, установив срок сноса дома и отселения граждан не более двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, установить срок для внесения изменений немедленно.
В судебном заседании представитель административных истцов Назарова Р.К. и заинтересованное лицо Кузнецова Н.А. административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представители ответчиков администрации муниципального образования «Город Астрахань», Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя административных истцов, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела, что Артёмовой А.Н. принадлежит на праве собственности <адрес>, Зайсунову А.В. – <адрес>, Зайцевой О.В., Зайцеву В.А., Зайцеву Н.В. на праве общей долевой собственности принадлежит <адрес>, расположенные в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии от 18 сентября 2020 года №ЗАК-26/11 выявлены основания для признания многоквартирного дома литера «В» по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 5 ноября 2020 года № 2012-р указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2 распоряжения администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 5 ноября 2020 года № 2012-р установлен срок отселения граждан - не позднее 1 августа 2021 года.
27 ноября 2020 года, 1 декабря 2020 года управлением по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань» собственникам заявлено требование о сносе вышеуказанного многоквартирного дома в срок 1 декабря 2021 года.
Административные истцы, полагая, что сроки сноса и отселения не соответствуют принцам разумности, обратились за судебной защитой.
Часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшей использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийный и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.
Согласно пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что в части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащий сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявлений органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя и принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
Срок расселения жителей многоквартирного дома установлен административным ответчиком не позднее 1 августа 2021 года, срок сноса до 1 декабря 2021 года.
Вместе с тем, согласно заключению ООО «Независимая экспертиза» №229-07/20 СТЭ о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома литера «В» по <адрес>, установлено, что многоквартирный жилой дом до 1917 года постройки. В результате обследования фундамента установлено, искривление горизонтальных линий стен, осадка отдельных участков здания, высолы, трещины, выветривание швов кладки цокольной части, разрушение раствора между кирпичами, выпадение отдельных кирпичей, техническое состояние фундамента – аварийное. В результате обследования установлены повреждения крыши и кровли: сколы кровельного покрытия, трещины, зазоры и просветы отдельных асбестоцементных листов, трещины, усушки различной протяженности в деревянных конструкциях, сучковатость, увлажнения, поражения гнилью, искривления и выходы из вертикальной плоскости, провисание стропильных ног, следу протечек, техническое состояние крыши и кровли – аварийное. В ходе обследования стен обнаружены дефекты и повреждения: деформация стен, поражение древесины гнилью, смещение вертикальных осей оконных проемов, перекос оконных и дверных проемов, трещины и усушки различной протяженностью в деревянных конструкциях, сучковатость, увлажнения, поражения гнилью, техническое состояние стен – аварийное. В ходе обследования перегородок обнаружены повреждения: трещины шириной раскрытия до 3 см. и зазоры в местах сопряжения перегородок со смежными конструкциями, трещины, усушки, увлажнения, поражения гнилью, техническое состояние перегородок неудовлетворительное. В ходе обследования перекрытия обнаружены следы протечек, мокрые пятна на потолке, разрушение отделочного слоя потолков с отпадением, значительные прогибы перекрытия, трещины в местах сопряжения с перегородками и несущими стенами, техническое состояние перекрытия – аварийное. Техническое состояние окон, дверей, полов, лестниц оценивается как неудовлетворительное.
Согласно выводам экспертов, общее техническое состояние объекта в целом оценивается как аварийное, разрушающиеся конструкции не могут обеспечивать пространственную жесткость, что может привести к потере устойчивости здания в целом, физический износ здания составляет 75%.
Техническое заключение соответствует установленной форме и принимается судом во внимание. Доказательств обратного, административными ответчиками не представлено.
Срок расселения жильцов дома, установленный в распоряжении, и сроки, указанные в требованиях управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань» о сносе дома, нельзя признать разумными с учетом технического состояния дома, подтвержденного заключением ООО «Независимая экспертиза», их длительность нарушит права и интересы административных истцов и неопределенного круга лиц, поскольку представляет опасность для жизни и здоровья по причине реальной угрозы обрушения дома. Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома и сносу в разумный срок.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в данной части.
Относительно требований об установлении сроков сноса дома, срока отселения граждан, срока для внесения изменений, суд исходит из требований закона.
Признавая срок сноса дома и срок отселения граждан дома неразумными, не отвечающими требованиям законодательства, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным органом местного самоуправления. Определение судом срока сноса дома и срока отселения граждан дома является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Артёмовой А. Н., Зайсунова А. В., Зайцевой О. В., Зайцева В. А. к администрации муниципального образования «Город Астрахань», Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании пункта распоряжения в части срока отселения, требования о сносе в части срока исполнения незаконными, обязании установления срока сноса дома и срока отселения удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 5 ноября 2020 года № 2012-р в части установления срока отселения граждан.
Признать незаконными требования управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань» от 27 ноября 2020 года, 1 декабря 2020 года о сносе аварийного многоквартирного жилого дома литера <адрес>» по <адрес> в части срока его исполнения.
В остальной части административного иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 апреля 2021 года.
Судья Е.Д. Чурбакова