Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-2589/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 25 апреля 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2015 года, по которому:
признано за Коваленко М.В. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца Коваленко М.В., ее представителя по доверенности Горфина Р.В., третьего лица Курыдкашиной Т.Е., судебная коллегия
установила:
Коваленко М.В. обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры и строительства Республики Коми (ныне - Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми) о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Судом принято вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Минстрой РК со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Коваленко М.В. с 1981 года проживает по адресу: <Адрес обезличен>; является пенсионером по старости с 01.04.1992г., с 16.01.2002г. установлена инвалидность ... группы бессрочно. С 02.02.2002г. истица не работает по состоянию здоровья.
Истица включена в общереспубликанские списки граждан, сформированные по состоянию на 01.01.2015г. с составом семьи один человек по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 14.05.2003г. с указанием адреса регистрации: <Адрес обезличен>
Письмом от 29.04.2015г. Министерством архитектуры и строительства Республики Коми было отказано Коваленко М.В. в выдаче государственного жилищного сертификата по категории «инвалиды» с составом семьи 1 человек, с датой постановки на учет 14.05.2003г. В обоснование указано, что Коваленко М.В. не имеет необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 15 лет, поскольку прибыла в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 01.01.1992г.
Признавая за истцом право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд исходил из того, что доказательств неправомерных действий со стороны Коваленко М.В. при постановке её 14.05.2003г. на учет не представлено, решения о снятии истца с учета с указанной датой постановки не принималось, доводы ответчика о том, что Коваленко М.В. с 01.04.1992г. и по состоянию на 14.05.2003г. не имела необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, являются не основанными на норме статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ (в редакции от 25.10.2002г. – стаж 10 лет).
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам РФ, выезжающим из РКС и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, регулируются Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2012 года № 125-ФЗ.
Согласно статье 1 указанного Закона (в редакции на момент постановки истицы на учет) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Статьей 5 Закона установлено, что при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029. Усть-Вымский район Республики Коми отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 01.04.1992г.
Согласно трудовой книжке истицы, она как до 01.04.1992г., так и после постоянно работала на территории Усть-Вымского района Республики Коми.
При указанных обстоятельствах, тот факт, что Усть-Вымский район Республики Коми был отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера только с 01.04.1992г., не может ограничивать истицу в ее праве на предусмотренное законом социальное обеспечение в виде получения жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о том, что для получения жилищной субсидии истице достаточно иметь 10 лет стажа работы, является ошибочным.
На дату постановки на учет истицы – 14 мая 2003 года действовал Федеральный закон от 25 октября 2012 года № 125-ФЗ, который предусматривает в качестве необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, а также сохранение права за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Нормативные правовые акты, предусматривающие в качестве необходимого не менее 10 лет стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, действовали до 1 августа 1998 года (вступление в силу Федерального Закона № 131-ФЗ от 25.07.1998г., впервые предусмотревшего 15-тилетний стаж).
Таким образом, для сохранения права, предусмотренного ч. 1 ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2012 года № 125-ФЗ, истице необходимо было выработать 10 лет стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 1 августа 1998 года. Учитывая, что Усть-Вымский район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 1 апреля 1992 года, на 1 августа 1998 года истица не имела необходимого 10-тилетнего стажа работы, следовательно, для получения жилищной субсидии в рамках правового регулирования, предусмотренного Федеральным Законом от 25 октября 2012 года № 125-ФЗ истице необходимо иметь не мене 15 лет стажа.
Принимая во внимание, что с 01.04.1992г. по 02.02.2002г. истица работала, с 03.02.2002г. истица не работает, является инвалидом ... группы, находится на пенсии, проживая в Усть-Вымском районе, в соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 25 октября 2012 года № 125-ФЗ (в редакции на момент постановки на учет) время нахождения на пенсии подлежит учету, то необходимый 15-тилетний стаж работы и проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, достигнут 01.04.2007 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным признать за Коваленко М.В. право на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет – 01 апреля 2007 года, поскольку при постановке на учет истица была введена в заблуждение относительно наличия необходимого стажа и снятие ее с учета в настоящее время не может быть признано обоснованным. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
По вышеизложенным основаниям доводы апелляционной жалобы Минстроя РК о том, что у истицы отсутствует право на постановку на учет на предоставление социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, судебной коллегией во внимание не принимаются.
Установив за истцом право на получение жилищной субсидии, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения, признав за Коваленко М.В. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет – 01.04.2007г.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, изложив первый абзац в следующей редакции:
«признать за Коваленко М.В. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 1 апреля 2007 года».
Председательствующий:
Судьи: