Решение по делу № 2-1028/2019 от 03.04.2019

Гражданское дело № 2-1028/15-19г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2019 года     город Курск

Промышленный районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи Коноваловой О.В.,

при секретаре Космач А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова Александра Юрьевича к Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области о предоставлении жилого помещения, включении в список, заключении договора найма специализированного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Павлов Александр Юрьевич обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области о предоставлении жилого помещения, включении в список, заключении договора найма специализированного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что он родился ДД.ММ.ГГГГ Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ его родители ФИО16 и ФИО17 были лишены родительских прав. Его мать ФИО18 умерла ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Павлов А.Ю. находился в приюте <данные изъяты> на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в ОГОУ <данные изъяты> на полном государственном обеспечении. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Сеймского административного округа г. Курска Павлов А.Ю. был направлен в детское государственное учреждение. Этим же постановлением за ним было сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

В 2006 года Павлов А.Ю. обращался в отдел образования Сеймского округа г. Курска по вопросу о том, где он должен проживать по окончании лицея, ему было разъяснено о возможности проживания, в ранее закрепленном за ним жилом помещении. В последующем работниками образования был составлен акт обследования материально-бытовых условий от 14.11.2006 г., согласно которому Павлов Ю.Н. отказался от обследования жилищно-бытовых условий. О том, что Павлов А.Ю. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются положения Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ ему разъяснено не было.

Некоторое время Павлов А.Ю. проживал у друга, затем его приняли в семье его девушки, где он проживает по настоящее время с девушкой и их общим ребенком. На праве собственности объектов недвижимости Павлов А.Ю. не имеет.

25.10.2018 года Павлов А.Ю. обращался в Администрацию г. Курска с заявлением о предоставлении жилья, в ответе от 21.11.2018 года ему было разъяснено, что он не состоит на очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.

Просит суд обязать Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обязать включить Павлова А.Ю. в список для получения жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области предоставить Павлову А.Ю. благоустроенное жилое помещение по договору специального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы на территории <данные изъяты> вне очереди.

В судебное заседание истец Павлов А.Ю., представитель ответчика Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области, представители третьих лиц Администрации Курской области, отдела образования, опеки и попечительства Администрации Сеймского округа г. Курска не явились. О дне, времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.

Представитель истца Павлова А.Ю. – Байрамова В.Ш. рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса оставила на усмотрение суда.

Суд, выслушав мнение представителя истца, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса.

В судебном заседании представитель истца Павлова А.Ю. – Байрамова В.Ш. исковые требований поддержала требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в 2006 году ее доверитель обращался в отдел образования, опеки и попечительства Сеймского округа г. Курска по вопросу предоставления ему жилого помещения, данное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах дела актом обследования материально-бытовых условий от 14.11.2006 года, он также обращался в Администрацию г. Курска в 2018 году, в ответе от 21.11.2018 года ему было разъяснено, что он не состоит на очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, кроме того Павлов А.Ю. в 2015 года обращался в <данные изъяты> с исковым заявлением к Администрации Курской области и Комитету социального обеспечения Курской области о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Курской области по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной номы, однако, по существу дело рассмотрено не было.

Выслушав представителя истца Павлова А.Ю. – Байрамовой В.Ш., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В силу статьи 8 пункта 4 абзаца 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что Павлов Александр Юрьевич родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> его родителями являлись ФИО19 и ФИО20 (л.д. 12,21).

Вступившим в законную силу решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО21 и ФИО22 были лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка Александра, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 15).

Постановлением главы Администрации Сеймского округа г. Курска от 05.06.1997 г. несовершеннолетний Павлов А.Ю. был направлен в детское государственное интернатное учреждение и за ним сохранена жилая площадь по адресу: <адрес> на время нахождения его в интернатном учреждении (л.д. 10).

Согласно справке Центра социальной помощи семье и детям, Павлов А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в приюте <данные изъяты> на полном государственном обеспечении.

Как следует из искового заявления, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Павлов А.Ю. находился в ОГОУ <данные изъяты>

Согласно сведениям Управления Росреестра по Курской области от 04.04.2015 г. и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 02.04.2015 г., за Павловым А.Ю. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.

Вместе с тем, как усматривается из копии паспорта Павлова А.Ю., он зарегистрирован по адресу: <адрес> В вышеуказанной квартире на регистрационном учете также состоят ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ рождения, что также подтверждается справкой Администрации САО г. Курска от 24.06.2019 г.

Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области 19.06.2019 г., в ЕГРН содержатся следующие сведения об объекте недвижимости, расположенной по адресу: <адрес> многоквартирный жилой дом, общей площадью 78,4 кв.м.

Согласно показаниям свидетеля ФИО25 вышеуказанное жилое помещение, состояло из двух квартир, одна квартира примерной площадью 50 кв.м., ранее принадлежала бабушке Павлова А.Ю. – ФИО26 которая умерла ДД.ММ.ГГГГ в права наследования никто не вступал, в настоящее время всем домовладением пользуется ФИО27 который ведет аморальный образ жизни.

В обоснование заявленных исковых требований Павловым А.Ю. указано, что в 2006 году он обращался в отдел образования Сеймского округа г. Курска по вопросу о том, где он должен проживать по окончании лицея, ему было разъяснено о возможности проживания, в ранее закрепленном за ним жилом помещении.

При этом, доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, безусловно подтверждающих факт невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> материалы дела не содержат.

Представленная стороной истца в материалы дела копия акта обследования материально-бытовых условий, требованиям допустимости не отвечает, так как данный акт не заверен печатью, отсутствуют имя, отчество и должность лица, его составившего.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставлялись жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в прежней редакции) предусматривалось обеспечение жильем в таком порядке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены существенные изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу, внесены изменения в часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, глава 9 настоящего Кодекса дополнена статьями 98.1 и 109.1, статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, в частности гарантии на обеспечение жилой площадью распространены на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, в силу норм приведенного Закона право на приобретение жилья сохраняется по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее наступления данного возраста путем подачи заявления о поставке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилья по договору специализированного найма.

По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Так, по достижению 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.

Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет. В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.

Вместе с тем, как указал Верховный Суд Российской Федерации, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении. Наиболее распространенной причиной несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, является в том числе ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы ("Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года).

Согласно ответу Управления по учету и распределению жилья г. Курска от 21.11.2018 г., данному на обращение Павлова А.Ю., последний не состоит на очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, вставших на учет до 01.01.2013 года и с заявлением по данному вопросу в Управление не обращался. Павлову А.Ю. было рекомендовано обратиться по вопросу реализации жилищных прав как имеющий статус сироты, в органы опеки и попечительства по месту рождения или по месту выявления его как сироты.

Согласно сведениям отдела образования, опеки и попечительства Администрации Сеймского округа г. Курска от 18.06.2019 г. до достижения совершеннолетия Павлов А.Ю. относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении. По данным Управления по учету и распределению жилья г. Курска по состоянию на 31.12.2012 г. Павлов А.Ю. не состоял на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. По данным Комитета социального обеспечения Курской области по состоянию на 31.12.2018 г. в указанный список Павлов А.Ю. не включен. С заявлением о включении в указанный список в адрес администрации Сеймского округа не обращался.

Относимых и допустимых доказательств тому, что Павлов А.Ю. обращался в уполномоченный орган с заявлением по вопросу обеспечения жильем до достижения 23 лет, а также доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах, препятствующих своевременно обратиться в уполномоченный орган, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено. К показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО29 и ФИО30 суд относится критически, поскольку они являются лицами заинтересованными и их показания никакими иными доказательствами по делу не подтверждены.

Как пояснила в судебном заседания свидетель ФИО28 до 2015 года Павлов А.Ю. не обращался по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, поскольку юридически не грамотный, не знал о том, что на него распространяются нормы Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется. Показания свидетеля оценены судом в совокупности с другими доказательствами по делу.

Таким образом, судом установлено, что истец не состоит и ранее не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, либо как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем. В уполномоченный орган истец не обращался, при обращении в Управление по учету и распределению жилья г. Курска (по достижении 30 лет) получил разъяснения о необходимости обратиться с заявлением по вопросу реализации жилищных прав как имеющий статус сироты, в органы опеки и попечительства по месту рождения или по месту выявления его как сироты. В суд Павлов А.Ю. обратился в декабре 2018 года.

Доказательств обратному, материалы дела не содержат.

В ходе судебного разбирательства по делу не установлено наличие объективных и исключительных причин, препятствующих обращению истца к ответчику по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением. То обстоятельство, что в 2006 году Павлов А.Ю. в устной форме обращалcя в органы опеки и попечительства администрации Сеймского округа г. Курска, то есть до достижения 23 лет, документального подтверждения в судебном заседании не нашло, в связи с чем, достаточным основанием для признания уважительными причинами пропуска данного срока служить не может, поскольку подлежит оценке в совокупности с иными фактическими данными, которые в свою очередь не позволяют признать данное обстоятельство нашедшим свое подтверждение.

С учетом приведенных выше норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также фактических обстоятельств, установленных по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Павлову А.Ю.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления Павлова Александра Юрьевича к Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области о предоставлении жилого помещения, включении в список, заключении договора найма специализированного жилого помещения, отказать.

Председательствующий судья:              О.В. Коновалова

2-1028/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлов Александр Юрьевич
Ответчики
Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области
Комитет социального обеспечения курской области
Другие
Отдел образования, опеки и попечительства Сеймского округа г. Курска
Администрация Курской области
Байрамова Виктория Шамсаддиновна
Суд
Промышленный районный суд г. Курск
Судья
Коновалова Ольга Витальевна
Дело на сайте суда
promyshleny.krs.sudrf.ru
03.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.04.2019Передача материалов судье
04.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2019Подготовка дела (собеседование)
18.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2019Судебное заседание
06.05.2019Судебное заседание
14.06.2019Судебное заседание
19.06.2019Судебное заседание
25.06.2019Судебное заседание
04.07.2019Судебное заседание
05.07.2019Судебное заседание
10.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Подготовка дела (собеседование)
04.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020Дело оформлено
04.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее