в„– 2-1455/2017
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
19 декабря 2017 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Ворзониной В.В.,
СЃ участием помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Тойлова Р.РЎ.,
представителя третьего лица ООО УК «Жилкомсервис-3» по доверенности Стекольщиковой В.А.,
при секретаре Певцовой Я.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Вышневолоцкого межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Тверской области РІ интересах Жуковца Владимира Антоновича, Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «Объединенная электросетевая компания», обществу СЃ ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация», акционерному обществу «АтомРнергоСбыт» РІ лице обособленного подразделения «ТверьАтомРнергоСбыт», Рѕ признании незаконными действий РїРѕ установке Рё РґРѕРїСѓСЃРєСѓ Рє эксплуатации общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии, обязании демонтировать общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учета электрической энергии, признании незаконным расчет оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, обязании произвести перерасчет платы Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, признании незаконным бездействие, выразившееся РІ непринятии мер РїРѕ установке общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии, обязании установить Рё ввести РІ эксплуатацию общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учета электрической энергии,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Вышневолоцкий межрайонный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 45 ГПК Р Р¤, РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов Жуковца Р’.Рђ., РІ обоснование которого указал, что РїРѕ обращению Жуковца Р’.Рђ., являющегося пенсионером, относящегося Рє социально незащищенным слоям населения, прокуратурой проведена проверка соблюдения закона РІ сфере жилищно-коммунального хозяйства РїСЂРё начислении платы Р·Р° потребленную электрическую энергию РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹. Установлено, что заявитель проживает РІ РґРѕРјРµ <в„–> Р° РїРѕ <адрес>, СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј управления которого избрано непосредственное управление РћРћРћ РЈРљ «ЖКС-3В». Статус гарантирующего поставщика электрической энергии РЅР° территории Тверской области СЃ 01 апреля 2014 РіРѕРґР° присвоен РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт», которое производило выставление РІ ежемесячных платежных документах счета РЅР° оплату Р·Р° общедомовое потребление электроэнергии РІ период СЃ <дата> РїРѕ <дата>. Расчет платы производится РЅР° основании показаний общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электроэнергии <в„–>, установленного Вышневолоцким отделением РћРћРћ «ОРРљВ» РІ Р’Р РЈ многоквартирного РґРѕРјР° РЅР° основании акта РґРѕРїСѓСЃРєР° РїСЂРёР±РѕСЂР° учета РІ эксплуатацию РѕС‚ <дата>. Решение общего собрания собственников помещений названного многоквартирного РґРѕРјР° РѕР± установлении Вышневолоцким отделением РћРћРћ «ОРРљВ» РІ Р’Р РЈ многоквартирного РґРѕРјР° общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии Рё принятии его РІ состав общего имущества многоквартирного РґРѕРјР° РЅРµ принималось, РїРѕСЂСЏРґРѕРє установки РЅРµ соблюден, время фактического осуществления мероприятия РїРѕ РґРѕРїСѓСЃРєСѓ РїСЂРёР±РѕСЂР° РІ эксплуатацию РЅРµ соответствует времени фактического РІРІРѕРґР° указанного РїСЂРёР±РѕСЂР° учета РІ эксплуатацию, следовательно, расчет платы Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, Р·Р° период СЃ <дата> РїРѕ <дата> является незаконным.
С учетом данных обстоятельств, просил:
признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Объединенная электросетевая компания», выразившиеся в нарушениях механизма, предусмотренного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442) по установке и допуску в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии, смонтированного в ВРУ многоквартирного дома <№> по <адрес> (счетчик <№>);
обязать общество с ограниченной ответственностью «Объединенная
электросетевая компания» демонтировать общедомовой прибор учета
электрической энергии, смонтированный в ВРУ многоквартирного дома <№> по <адрес> (счетчик <№>);
признать незаконным произведенный РђРћ «АтомРнергоСбыт»
РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» Р·Р° период СЃ <дата> РїРѕ <дата> (включительно) расчет оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, для Жуковца Владимира Антоновича, зарегистрированного Рё проживающего РїРѕ адресу: <адрес> остальных собственников Рё нанимателей жилых помещений указанного РґРѕРјР° (квартиры СЃ <в„–> РїРѕ <в„–>), РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· показаний общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии <в„–>;
обязать РђРћ «АтомРнергоСбыт» РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» произвести перерасчет оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, Р·Р° период СЃ <дата> РїРѕ <дата> (включительно) для Жуковца Владимира Антоновича, зарегистрированного Рё проживающего РїРѕ адресу: <адрес> остальных собственников Рё нанимателей жилых помещений указанного РґРѕРјР° (квартиры СЃ <в„–> РїРѕ <в„–>), РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· объема электрической энергии, потребленной РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, рассчитанного РІ соответствии СЃ формулой в„–15 Рї. 17 приложения в„– 2 Рє Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденным
постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011;
признать незаконным бездействие общества с ограниченной
ответственностью «Региональная сетевая организация», выразившееся в
непринятии мер по установке в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442) общедомового прибора учета электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>
обязать общество с ограниченной ответственностью «Региональная
сетевая организация» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442) установить и
ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета электрической энергии в
отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Определением СЃСѓРґР° РѕС‚ 19 декабря 2017 РіРѕРґР° производство РїРѕ делу прекращено РІ части требований Рѕ признании незаконным произведенный РђРћ «АтомРнергоСбыт» РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» Р·Р° период СЃ <дата> РїРѕ <дата> (включительно) расчет оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, для остальных собственников Рё нанимателей жилых помещений указанного РґРѕРјР° (квартиры СЃ <в„–> РїРѕ <в„–> Рё СЃ <в„–> РїРѕ <в„–>), РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· показаний общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии <в„–>, РѕР± обязания РђРћ «АтомРнергоСбыт» РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» произвести перерасчет оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, Р·Р° период СЃ <дата> РїРѕ <дата> (включительно) для остальных собственников Рё нанимателей жилых помещений указанного РґРѕРјР° (квартиры СЃ <в„–> РїРѕ <в„–> Рё СЃ <в„–> РїРѕ <в„–>), РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· объема электрической энергии, потребленной РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, рассчитанного РІ соответствии СЃ формулой в„–15 Рї. 17 приложения в„– 2 Рє Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденным постановлением Правительства Р Р¤ в„–354 РѕС‚ 06.05.2011
Помощник Вышневолоцкого межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Тойлов Р.РЎ. РІ судебном заседании заявленные требования поддержал РІ полном объеме РїРѕ основаниям, изложенным РІ заявлении.
Рстец Жуковец Р’.Рђ. РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ дате, месте Рё времени был извещен заранее Рё надлежащим образом, ходатайства РѕР± отложении дела слушанием РЅРµ представил.
В предварительном судебном заседании истец Жуковец В.А. просил исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданные в защиту его интересов удовлетворить в полном объеме.
Ответчики РћРћРћ «Объединенная электросетевая компания», РћРћРћ «Региональная сетевая организация», РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» СЃРІРѕРёС… представителей РІ судебное заседание РЅРµ направили, Рѕ дате, месте Рё времени судебного заседания были извещены заранее Рё надлежащим образом, ходатайства РѕР± отложении дела слушанием РЅРµ представили.
Р’ предварительном судебном заседании представитель ответчика РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» РїРѕ доверенности Большакова Р›.Рњ. оставила разрешение исковых требований РЅР° усмотрение СЃСѓРґР°.
Представитель третьего лица ООО УК «Жилкомсервис-3» по доверенности Стекольщикова В.А. в судебном заседании поддержала исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, из которых следует, что в многоквартирном доме, находящемся по адресу: <адрес>, установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии, прибор установлен в ВРУ указанного многоквартирного дома, однако, в нарушение требований закона, собственники энергопринимающих устройств об установке прибора учета электрической энергии в установленном законом порядке не уведомлялись, также им не были направлены проекты договоров, регулирующих условия установки приборов учета, управляющая организация не наделена полномочиями по изменению состава общего имущества многоквартирного дома и не является надлежащим лицом, которое сетевая организация должна уведомлять о совершении действий по установке общедомового прибора учета.
Суд, ознакомившись с исковым заявлением, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности с требованиями ст.67 ГПК РФ, полагает исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту права, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в случае, если основанием заявления является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (п. 35 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 г. по делу "Менчинская (Menchinskaya) против Российской Федерации").
Защита прав и интересов уязвимых общественных групп, не способных защитить свои права, может быть исключительной причиной вмешательства прокурора.
Основанием для предъявления прокурором искового заявления в суд стало поступившие заявление от Жуковца В.А., который по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно защитить нарушенные жилищные права.
Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства, а также предъявляя в суд иск в интересах Жуковца В.А. об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона.
В соответствии со статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
С 01 сентября 2012 года указанные Правила утратили силу, в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, в соответствии с которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 48 Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец проживает в квартире <№> в многоквартирном жилом доме <№> в <адрес> /л.д. 13,14,19, оборотная сторона/.
Организацией, которая обслуживает общее имущество спорного дома, как следует из договора управления многоквартирным домом от <дата>, является ООО УК «Жилкомсервис-3» /л.д. 66-84/.
Р’ соответствии СЃ актом установки РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии РѕС‚ <дата> РїСЂРёР±РѕСЂ учета электроэнергии <в„–> РїРѕ РґРѕРјСѓ <в„–> РїРѕ <адрес> установлен <дата> РћРћРћ «ОРРљВ» /Р».Рґ. 33, оборотная сторона/.
Сведения об участии в установке счетчика представителя собственников помещений многоквартирного дома <№> по <адрес> – ООО УК «Жилкомсервис-3» либо Жуковца В.А. и подпись указанных лиц в данных актах отсутствует.
Согласно приказу Минэнерго Р Р¤ в„–117 РѕС‚ 19.03.2014 РіРѕРґР° ресурсоснабжающей организацией РїРѕ СЃРїРѕСЂРЅРѕРјСѓ РґРѕРјСѓ СЃ <дата> является РђРћ «АтомРнергоСбыт», которое РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ расчет Рё взимание платы Р·Р° потребленную жильцами РґРѕРјР° электроэнергию, РІ том числе Р·Р° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹.
Расчеты указанной платы Р·Р° потребленную энергию РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹ производился РЅР° основании показаний общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета, смонтированного РћРћРћ «ОРРљВ» согласно акту РѕС‚ <дата>.
РќР° основании Рї. 2.7 протокола заседания Правления Главного управления «Региональная энергетическая РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏВ» Тверской области РѕС‚ 28 октября 2016 РіРѕРґР° в„– 24 РћРћРћ «ОРРљВ» СЃ 01 января 2017 РіРѕРґР° РЅРµ осуществляет услуги РїРѕ передаче электрической энергии РЅР° территории Рі.Вышний Волочек Тверской области /Р».Рґ. 85-101/.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 9 указанной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
Согласно пункту 10 указанной статьи до 1 июля 2010 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя не позднее 1 января 2019 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее 1 января 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа. В отношении объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, предложения об оснащении таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии должны быть представлены не позднее 1 июля 2018 года.
Согласно Приказу Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.06.2010 № 17646, в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (п. 3). Договор заключается в простой письменной форме (п. 4).
В силу вышеизложенного, нормами Федерального закона №261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов изначально возложена на собственников помещений такого дома, которые в процессе исполнения обязанности по оснащению домов приборами учета электрической энергии наделены правом на получение предложения от соответствующей ресурсоснабжающей организации об оснащении дома приборами учета (ч.10 ст.13) и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006г. «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», определяющими, что в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, входят, в том числе, коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В пункте 8 вышеназванного Положения указано, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Частью 7 статьи 9 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении именно общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учета электроэнергии <в„–> РїРѕ РґРѕРјСѓ <в„–> РїРѕ <адрес> установлен <дата> РћРћРћ «ОРРљВ».
РЎСѓРґРѕРј установлено, что собственниками помещений РІ указанном многоквартирном РґРѕРјРµ РЅРµ проводились общие собрания РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ установки общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии, РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° установку Рё эксплуатацию общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электроэнергии РїРѕ СЃРїРѕСЂРЅРѕРјСѓ многоквартирному жилому РґРѕРјСѓ РЅРµ заключался, предложение РѕР± установке общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета РћРћРћ «ОРРљВ» собственникам РЅРµ направляло, РћРћРћ «ОРРљВ» уведомило лишь председателя совета указанного многоквартирного РґРѕРјР° Р¤РРћ1 – собственника РєРІ. <в„–>, который РЅРµ является единоличным собственником общедомового имущества.
РР· письменных объяснений представителя третьего лица РћРћРћ РЈРљ «Жилкомсервис-3В» следует, что РїСЂРёР±РѕСЂ установлен РІ Р’Р РЈ указанного многоквартирного РґРѕРјР°, однако, РІ нарушение требований закона, собственники энергопринимающих устройств РѕР± установке РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРµ уведомлялись, также РёРј РЅРµ были направлены проекты РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, регулирующих условия установки РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета, управляющая организация РЅРµ наделена полномочиями РїРѕ изменению состава общего имущества многоквартирного РґРѕРјР° Рё РЅРµ является надлежащим лицом, которое сетевая организация должна уведомлять Рѕ совершении действий РїРѕ установке общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета.
В состав общего имущества многоквартирного жилого дома прибор учета не включен.
РљСЂРѕРјРµ того, ресурсоснабжающая организация, оказывающая услугу - РћРђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ силу положений Закона Р Р¤ «О защите прав потребителей» обязана своевременно предоставлять потребителю необходимую Рё достоверную информацию РѕР± услугах, обеспечивающую возможность РёС… правильного выбора, чего РІ данном случае сделано РЅРµ было.
Приведенные выше доказательства свидетельствуют Рѕ том, что общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учета электрической энергии, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· показаний которого ответчик РћРђРћ «АтомРнергоСбыт» РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёР» СЃ <дата> РїРѕ <дата> для истца расчет платы Р·Р° электроэнергию РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, установлен РІ нарушение РЅРѕСЂРј действующего законодательства. Ответчик РћРђРћ «АтомРнергоСбыт» РЅРµ учел, что введен РІ эксплуатацию РїСЂРёР±РѕСЂ учета был РІ нарушение РЅРѕСЂРј действующего законодательства, поэтому расчет ответчиком платы Р·Р° электрическую энергию, начисляемую истцу РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹ СЃ учетом показаний вышеуказанного общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии нельзя признать правомерным.
Учитывая РІСЃС‘ вышеизложенное, характер Рё обстоятельства заявленных требований, РёС… социальную значимость, объяснения сторон РІ судебном заседании, СЃСѓРґ полагает необходимым признать незаконной установку общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета <дата> Рё произведенный для истца СЃ <дата> РїРѕ <дата> расчет платы Р·Р° электрическую энергию РЅР° основании показаний общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электроэнергии <в„–>. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РђРћ «АтомРнергоСбыт» надлежит произвести перерасчет платы Р·Р° электроэнергию СЃ <дата> РїРѕ <дата> как Р·Р° жилое помещение, РЅРµ оборудованное общедомовым РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј учета, то есть РІ соответствии СЃ формулой 15 пункта 17 приложения в„–2 Рє Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденным постановлением Правительства Р Р¤ в„–354 РѕС‚ 6 мая 2011 РіРѕРґР°, признать незаконным бездействие общества СЃ ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация», выразившееся РІ непринятии мер РїРѕ установке РІ соответствии СЃ требованиями Федерального закона РѕС‚ 23.11.2009 в„–261-ФЗ «Об энергосбережении Рё Рѕ повышении энергетической эффективности Рё Рѕ внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 04.05.2012 в„–442) общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии РІ отношении многоквартирного РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, обязать общество СЃ ограниченной ответственностью «Региональная
сетевая организация» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442) установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области в интересах Жуковца Владимира Антоновича удовлетворить.
признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Объединенная электросетевая компания», выразившиеся в нарушениях механизма, предусмотренного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от <дата> <№>) по установке и допуску в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии, смонтированного в ВРУ многоквартирного дома <№> по <адрес> (счетчик <№>);
обязать общество с ограниченной ответственностью «Объединенная
электросетевая компания» демонтировать общедомовой прибор учета
электрической энергии, смонтированный в ВРУ многоквартирного дома <№> по <данные изъяты> (счетчик <№>);
признать незаконным произведенный РђРћ «АтомРнергоСбыт»
РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» Р·Р° период СЃ <дата> РїРѕ <дата> (включительно) расчет оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, для Жуковца Владимира Антоновича, зарегистрированного Рё проживающего РїРѕ адресу: <адрес>, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· показаний общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии <в„–>;
обязать РђРћ «АтомРнергоСбыт» РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» произвести перерасчет оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, Р·Р° период СЃ <дата> РїРѕ <дата> (включительно) для Жуковца Владимира Антоновича, зарегистрированного Рё проживающего РїРѕ адресу: <адрес>, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· объема электрической энергии, потребленной РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, рассчитанного РІ соответствии СЃ формулой в„–15 Рї. 17 приложения в„– 2 Рє Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденным
постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011;
признать незаконным бездействие общества с ограниченной
ответственностью «Региональная сетевая организация», выразившееся в
непринятии мер по установке в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442) общедомового прибора учета электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>;
обязать общество с ограниченной ответственностью «Региональная
сетевая организация» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442) установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ РїРѕРґРїРёСЃСЊ Р’.Р’.Р’РѕСЂР·РѕРЅРёРЅР°