Дело № 11а-14237/2019 Судья: Медведева И.С.
Дело № 2а-1342/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 ноября 2019 года г. Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Кучина М.И.,
судей Абдрахмановой Э.Г., Ишимова И.А.
при секретаре Ахмировой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Озерского городского округа Челябинской области на решение Озерского городского суда Челябинской области от 03 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Климова О.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Озёрского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка <данные изъяты> в садоводческом некоммерческом товариществе «Солнечный» (далее - СНТ «Солнечный»), в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории СНТ «Солнечный», возложении на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании административный истец Климова О.А. административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика - администрации Озёрского городского округа Челябинской области и заинтересованного лица Управления имущественных отношений администрации Озёрского городского округа Масич И.С. против удовлетворения требований возражала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица СНТ «Солнечный».
Суд вынес решение, которым признал незаконным отказ администрации Озерского городского округа, выраженный в письме от №01-01-35/242 от 22 апреля 2019 года, в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка <данные изъяты> в СНТ «Солнечный», в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории СНТ «Солнечный», возложил на администрацию Озерского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление Климовой О.А. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения садоводства, без проведения торгов.
В апелляционной жалобе администрация Озерского городского округа просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Настаивает на законности своего отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду истцу требуемого земельного участка. Полагает, что при утверждении схемы расположения земельного участка будут нарушены императивные требования п. 2 ч. 3 ст. 11.3, ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Утверждение схем расположения земельных участков членам СНТ «Солнечный» при отсутствии утвержденного проекта межевания территории может впоследствии привести к отсутствию на территории сада участков общего пользования, необходимых для удовлетворения общих нужд. Указывает также, что СНТ «Солнечный» расположен на территории ЗАТО Озерского городского округа, включенного в перечень закрытых административно-территориальных образований. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в ЗАТО, в силу п. 6 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статьей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения не установила.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, постановлением главы администрации города Челябинска-65 от 11 августа 1992 года №1344 зарегистрирован выделившийся из садового кооператива «Зеленый мыс» новый садовый кооператив «Солнечный», которому в бессрочное пользование переданы земельные участки под сады, предоставленные садовому кооперативу «Зеленый мыс» постановлениями главы администрации города от 23 декабря 1991 года №30 (5,0 га), от 02 марта 1992 года №270 (2,34 га). На основании постановления главы администрации города Челябинска-65 от 17 февраля 1993 года №309 в бессрочное пользование садовому кооперативу «Солнечный» передана земля площадью 8,24 га, выдано свидетельство №<данные изъяты> на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
Климова О.А. является членом СНТ «Солнечный» (ранее - садоводческого кооператива «Зеленый мыс») с 1992 года, ей в пользование передан земельный участок <данные изъяты>, который на кадастровом учете не состоит.
11 апреля 2019 года Климова О.А. обратилась в администрацию Озёрского городского округа Челябинской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка <данные изъяты> площадью 595 кв.м в СНТ «Солнечный», приложив к заявлению: схему расположения садового участка на кадастровом плане территории (неутвержденную).
Письмом администрации Озёрского городского округа №01-01-35/242 от 22 апреля 2019 года Климовой О.А. в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, в утверждении схемы расположения земельного участка отказано, на основании пункта 6 статьи 11.9, пункта 16 статьи 11.10, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.
Из содержания письма администрации следует, что проект организации и застройки территории, протокол общего собрания членов СНТ «Солнечный» о распределении земельных участков между членами в орган местного самоуправления не предоставлялись, также отсутствует утвержденный проект межевания территории СНТ «Солнечный», внесенный в установленном порядке в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем, образовать земельный участок на основании представленной схемы не представляется возможным. Схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Суд первой инстанции правомерно указал, что частью 1 статьи 25 ЗК РФ предусмотрены основания возникновения права на земельный участок, одним из которых является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ определено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В силу пунктов 1 и 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей, связанных с владением, пользование и распоряжением земельным участком, как у административного истца, а является лишь изображением границ земельного участка на кадастровом плане территории.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ и не содержит такого основания, как отсутствие проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества либо проекта организации и застройки территории такого товарищества в данном перечне не содержится.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца, до 31 декабря 2020 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом, согласно пункту 2.8 статьи 3 указанного Федерального закона в той же редакции, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.
Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при отсутствии описания местоположения границ испрашиваемого земельного участка в государственном кадастре недвижимости, отсутствии утвержденного проекта межевания территории, проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, образование земельного участка путем раздела земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан для ведения садоводства до введения в действие ЗК РФ, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной гражданином и утвержденной уполномоченным органом.
Поскольку СНТ «Солнечный» земельный участок был выделен до введения в действие ЗК РФ, а именно в 1992 году, земельный участок <данные изъяты> распределен истцу, как члену указанного товарищества, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, в силу приведенных правовых норм отсутствие проекта организации и застройки территории проекта межевания территории садоводческого товарищества не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка, которая была согласована со смежными землепользователями и СНТ «Солнечный» (л.д.20).
Суд, руководствуясь положениями статьи 227 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа администрации, нарушении им прав и охраняемых законом интересов административного истца, возложив на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Климовой О.А.
Ссылки в апелляционной жалобе на пункт 2 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ, предусматривающий, что образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, не свидетельствует об ошибочности решения суда первой инстанции, основанного на вышеприведенных нормах пунктов 2.7, 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», допускающих до 31 декабря 2022 года возможность предоставления гражданину в собственность или в аренду земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства некоммерческой организации, созданной до 1 января 2019 года для ведения садоводства, на основании заявления гражданина с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а не исключительно на основании утвержденного проекта межевания территории.
Довод апелляционной жалобы о том, что истребуемый земельный участок расположен на территории ЗАТО Озерского городского округа в связи с чем в силу п. 6 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ является ограниченным в обороте, о законности оспариваемого отказа администрации не свидетельствует, поскольку на такие обстоятельства в обоснование этого отказа администрация не ссылалась; требования Климовой О.А. касаются предоставления земельного участка <данные изъяты> в аренду, а не в собственность.
Ссылки в апелляционной жалобе на часть 6 статьи 11.9 ЗК РФ, в соответствии с которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами, также не является основанием к отмене решения суда, поскольку на такие основания к отказу в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка администрация не ссылалась; имеющиеся в деле доказательства не свидетельствуют о наличии перечисленных в указанной норме обстоятельств, препятствующих удовлетворению заявления Климовой О.А.
Избранный судом способ защиты нарушенного права административного истца является верным, поскольку при повторном рассмотрении заявления Климовой О.А. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения садоводства администрация Озерского городского округа в пределах своей компетенции вправе устанавливать и иные обстоятельства, не учтенные ею при принятии оспариваемого решения от №01-01-35/242 от 22 апреля 2019 года.
Принятое судом решение соответствует обстоятельствам дела, основано на верном применении закона. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено. Основания к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Озерского городского суда Челябинской области от 03 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Озерского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи