Решение по делу № 3а-518/2021 от 02.12.2020

Дело № 3а-518/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 24 марта 2021 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Катасоновой С.В.,

при секретаре Мурей Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стародубского ГОРПО к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Стародубское городское потребительское общество (далее - Стародубское ГОРПО) обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, указывая, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое здание, назначение: магазин, кадастровый , общей площадью 20,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенное по адресу: <адрес>

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.11.2020 г. кадастровая стоимость объекта по состоянию на 01.01. 2019 г. установлена в размере 512 181,55 руб.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта № 2002/23/9 от 29.04.2020 г., выполненному ООО «Компания Лагарт» по состоянию на 01.01.2019 г. рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 197 100 руб.

Административный истец считает, что кадастровая стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости является завышенной, а ее несоответствие рыночной стоимости нарушает его права как плательщика налогов исчисляемых от кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем, просит суд установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости определенной отчетом об оценке.

Представитель административного истца Дурница В.С., представители административных ответчиков: Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», представители заинтересованных лиц: Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Брянской области, Правительства Брянской области, администрации г.Стародуб Брянской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.

От представителя административного истца Дурница В.С. поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

В возражениях на административный иск представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С. указывает, что право истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости и представленный им отчет Управление не оспаривает. Управление Росреестра по Брянской области считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, исковые требования в части привлечения в качестве административного ответчика не признает, поскольку как регистрирующий орган, права и законные интересы заявителя не нарушало, при этом, по существу заявленных требований не возражает.

В письменном отзыве на иск представитель ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Андриянова Д.В. возражая против удовлетворения исковых требований, указала на то, что полученный оценщиком результат рыночной стоимости объекта недвижимости не соответствует действительности, объекты идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Вместе с тем, право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости Учреждение не оспаривает.

В письменном отзыве на иск представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Брянской области Жензирова О.В. считает, что Филиал не является заинтересованным лицом по делу, поскольку его права и обязанности не могут быть затронуты при решении административного дела. Право истца ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) не оспаривает.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, в соответствии с ч.2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Административному истцу Стародубскому ГОРПО на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание, назначение: магазин, кадастровый , общей площадью 20,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.04.2020 г.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.11.2020 г. Приказом Управления имущественных отношений Брянской области № 1498 от 22.11.2019 г. установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 512 181,55 руб. по состоянию на 01.01.2019 г.

Считая кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной, Стародубское ГОРПО обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании Приказа Управления имущественных отношений Брянской области с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , в удовлетворении которого решением комиссии № 5/111 от 09.06.2020 г. заявителю было отказано.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

Исходя из положений указанного Федерального закона понятие кадастровая стоимость определяется как стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со ст. ст. 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ст. 3).

Согласно ч. 1 и ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (ст. 11 Закона об оценочной деятельности).

В силу положений ст. ст. 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемого объектом налогообложения.

Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости представил отчет об оценке № 2002/23/9 от 29.04.2020 г., выполненный ООО «Компания Лагарт», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2019 г. составляет 197 100 руб.

В ходе рассмотрения дела по существу, по ходатайству представителя административного истца Дурница В.С. в связи с наличием сомнений в обоснованности представленного административным истцом отчета, судом назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой были поставлены вопросы о соответствии представленного истцом отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, а в случае, несоответствия, определении размера рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2019 г.

Согласно выводам заключения эксперта № 010/2021 от 04.03.2021 г. выполненного ЧПО П.Л. Семенцов отчет об оценке № 2002/23/9 от 29.04.2020 г., выполненный ООО «Компания Лагарт» соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.

В связи с соответствием отчета об оценке требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки, рыночная стоимость объекта недвижимости, указанного в отчете, по состоянию на 01.01.2019 г. не устанавливалась.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для экспертной деятельности, заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения.

Участники процесса доводов о необоснованности и противоречивости экспертного заключения не представили, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли.

Поскольку административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы представленного административным истцом отчета об оценке объектов недвижимости, сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов суду не представлены, суд признает отчет об оценке № 2002/23/9 от 29.04.2020 г., выполненный ООО «Компания Лагарт» достоверным и допустимым доказательством рыночной стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости.

Учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объекта недвижимости выполнена, а административными ответчиками и заинтересованными лицами выводы оценщика не опровергнуты, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность представленного административным истцом отчета об оценке и опровергнуть его выводы отсутствуют, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченным органом кадастровой оценки объекта недвижимости его рыночной стоимости, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Довод представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по административному делу, не может быть принят во внимание ввиду следующего.

Согласно положению Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации круг лиц, участвующих в деле, определяет административный истец в административном исковом заявлении. Процессуальное положение Управления Росреестра по Брянской области в качестве административного ответчика было определено административным истцом, и данное обстоятельство не повлекло за собой нарушение прав и охраняемых интересов Управления Росреестра по Брянской области, так как на Управление постановленным по делу решением какая-либо обязанность не возлагается.

В соответствием с ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

С административным исковым заявлением в суд административный истец обратился 26.11.2020 г. о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте.

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Стародубского ГОРПО к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилое здание, назначение: магазин, кадастровый , общей площадью 20,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 197 100 рублей по состоянию на 01.01.2019 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26.11.2020 года - дату подачи административного искового заявления в суд.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 29.03.2021 г.

Председательствующий

судья Брянского областного суда С.В. Катасонова

3а-518/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Стародубское ГОРПО
Ответчики
Управление Имущественных отношений Брянской области
ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация"
Управление Росреестра по Брянской области
Другие
Правитедьство Брянской области
Администрация г. Стародуб
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Судья
Катасонова Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
02.12.2020Регистрация административного искового заявления
02.12.2020Передача материалов судье
04.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2021Подготовка дела (собеседование)
13.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.01.2021Предварительное судебное заседание
18.03.2021Производство по делу возобновлено
18.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2021Судебное заседание
24.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее