Гражданское дело № 2-643/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Черкесск КЧР 05 марта 2019 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Абайхановой З.И.,

при секретаре судебного заседания Кидакоеве П.А.,

с участием помощника прокурора Усть-Джегутинского межрайонного прокурора – Узденова М.М.,

представителя ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики – Узденова М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Богданова Геннадия Андреевича к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставления помещения по договору специализированного найма,

У С Т А Н О В И Л:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в Черкесский городской суд в интересах Богданова Геннадия Андреевича к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставления помещения по договору специализированного найма. В обоснование иска указано, что Богданов Геннадий Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики, на основании приказа Министерства образования и науки КЧР от 14.01.2014 № 08 принят на учет для обеспечения жилым помещением как оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Согласно решению Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25.11.2002 родители Богданова Г.А. - отец Богданов Андрей Геннадьевич и ФИО2 лишены родительских прав в отношении их несовершеннолетнего сына. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, Богданов Г.А. состоит под №. Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по КЧР» и справок КЧ РГУП «Техинвентаризация» Богданов Г.А. не имеет собственного недвижимого имущества. На данный момент Богданову Г.А. жилое помещение не предоставлено. В связи, с чем Богданов Г.А. вынужден проживать у знакомых и родственников. На данный момент Богданов Г.А. жилым помещением в порядке ст.8. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обеспечен. На основании изложенного, ссылаясь на нормы права, истец просит суд: обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Богданову Геннадию Андреевичу, по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м. на территории Усть-Джегутинского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики.

Прокурор в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР – Узденов М.Э. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки КЧР, лицо, в интересах которого действует прокурор, в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены.

При таких обстоятельствах, суд с учетом мнения помощника прокурора определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив возражения по заявленным требованиям, представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании Богданов Геннадий Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики, на основании приказа Министерства образования и науки КЧР от 14.01.2014 № 08 принят на учет для обеспечения жилым помещением как оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Согласно решению Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25.11.2002 родители Богданова Г.А. - отец ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении их несовершеннолетнего сына.

Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по КЧР и справок Богданов Г.А. и его родители ФИО1 и ФИО2 не имеют собственного недвижимого имущества.

Согласно Списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, утвержденного Министерством образования и науки КЧР от 10.01.2019 года по состоянию на 01.01.2019г., Богданов Г.А. состоит под номером 350.

Недвижимое имущество на праве собственности за лицом, в чьих интересах подан иск - Богданова Г.А. не значится, что подтверждается имеющимися в деле справкой бюро технической инвентаризации и уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений. Договор найма он не заключал.

Окончил Карачаево-Черкесскую республиканскую государственную бюджетную профессиональную образовательную организацию «Технологический колледж» в городе Черкесске, получил профессию по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей».

11 мая 2018 года Богданов Г.А. обратился к Усть-Джегутинскому межрайонному прокурору с заявлением о защите его жилищных прав.

Таким образом, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Богданов Г.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потребность в обеспечении жилым помещением у него возникала по достижению 18 лет. Таким образом, у Богданова Г.А. имеется право на обеспечение жилым помещением в порядке установленном ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Конституционный Суд РФ, в своих решениях указывает, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года №20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17- О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

К числу граждан, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действовавшего также до 1 января 2013г., предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с 1 января 2013 года утратили силу. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам социального найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации

Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

К законодательству РФ относится в данном случае ст. 8 ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

На территории КЧР вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом КЧР от 25 июня 2013года №34-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» (закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года).

Закон КЧР от 16 декабря 2008 г. № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в КЧР» со дня вступления в силу вышеуказанного Закона признан утратившим силу.

Согласно статье 2 Закона КЧР от 25 июня 2013 года № 34-РЗ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории КЧР, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом предоставляется при наличии одного из следующих условий: 1) лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения; 2) лицо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в случае если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным уполномоченным органом исполнительной власти в области образования или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их соответствующим законом КЧР отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами КЧР. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - ребенок-сирота, дети-сироты), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - лица из числа детей-сирот), и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.2).

В соответствии со статьей 3 указанного Закона реализация прав детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем однократного предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда КЧР для детей-сирот (далее также - специализированный государственный жилищный фонд для детей-сирот, специализированные жилые помещения) по договору социального найма специализированных жилых помещений (п.1);формирование специализированного государственного жилищного фонда КЧР для детей-сирот осуществляется уполномоченным Главой КЧР органом исполнительной власти КЧР (п.2); жилые помещения приобретаются уполномоченным органом (п.3); приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность КЧР (п. 4); стоимость приобретаемого жилого помещения определяется исходя из установленной нормы предоставления в соответствующем муниципальном образовании КЧР и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, определяемой уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства по соответствующим муниципальным районам и городским округам на полугодие.Как следует из ст.8 указанного Закона функции наймодателя специализированных жилых помещений осуществляются уполномоченным органом. Не позднее пятнадцати дней с момента государственной регистрации права собственности КЧР на жилое помещение, приобретенное в целях предоставления ребенку-сироте, лицу, из числа детей-сирот в отношении которого уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования принято решение о предоставлении специализированного жилого помещения, заключается договор найма специализированного жилого помещения в письменной форме сроком на пять лет. В период действия договора найма предоставленное жилое помещение используется только для личного проживания и проживания членов семьи нанимателя. Наниматели специализированных жилых помещений несут ответственность за содержание жилых помещений в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии, не вправе сдавать их в поднаем или распоряжаться иным способом. Наймодатель совместно с органами опеки и попечительства осуществляют контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда для детей-сирот, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

В силу ч.5 ст.19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

На осуществление переданных государственных полномочий, в соответствии со ст.11 этого же Закона, органам местного самоуправления предоставляются в пределах бюджетных ассигнований из республиканского бюджета КЧР.

В силу ст. 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Как указано в ст. 11 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований республиканского бюджета, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Перечень участников бюджетного процесса приведен в статье 152 Бюджетного кодекса РФ. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.

Содержащееся в п. 7 ст. 5 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» указание на то, что очередность включения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в Список определяется по дате регистрации заявления с документами, указанными в ч.4 настоящей статьи, обязанность представления которых возлагается на законного представителя или заявителя.

Из п. 4. ст. 7 указанного Закона КЧР специализированного жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности исходя из даты включения их в Список.

Кроме того, в соответствии с требованиями Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» (статья 4), учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, ведется уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования, путем формирования списка на основании поступивших заявлений от лиц, указанных в частях 2 и 3 ст.5 настоящего Закона. 3. Формирование Списка в бумажном виде осуществляется путем внесения сведений в Книгу регистрации заявлений лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением (их законных представителей), о постановке на учет для предоставления жилого помещения согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Формирование Списка в электронном виде осуществляется путем внесения представленных сведений о детях-сиротах и лицах из числа детей-сирот в единую базу данных, а также систематизации и обновления указанных сведений. Далее включение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в Список или исключение их из Списка, а также внесение в Список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти КЧР в области образования (п.6). Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременным представлением законными представителями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот заявлений о включении детей-сирот в Список (п. 7).

В случае непредставления законными представителями в установленный срок заявлений о включении детей-сирот в Список органы опеки и попечительства обязаны в течение 30 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения детей-сирот в Список. Список подлежит уточнению уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования, ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июля и направлению в срок до 15 января и 15 июля в уполномоченный орган для последующего обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями.

Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учетных делах, возлагается на перечисленные органы.

Вместе с тем, сам по себе факт формирования очередности при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма. Обязанность же органа местного самоуправления по обеспечению указанных лиц жилым помещением в целях их социализации возникает, согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Суд учитывает, что действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.

В связи с изложенным, суд считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено с момента возникновения у него такого права.

19.12.2016 года Главой Карачаево-Черкесской Республики принят Указ № 271 «О внесении изменений в Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 03.02.2014 года № 20 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по формированию специализированного государственного жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики и осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений», которым Министерство имущественных и земельных отношений КЧР определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по формированию специализированного государственного жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики, предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений.

26.12.2016 года Главой Карачаево-Черкесской Республики принят Указ № 281 «О внесении изменений в Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 19.07.2013 года № 184 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению благоустроенных жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений», которым Министерство образования и науки КЧР определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На основании изложенного, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является установление того, что Богданов Г.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ и пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения, такое право не было им реализовано, и на момент предъявления иска он нуждается в жилом помещении.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Богданов Г.А З.Р. еще в 2014 году на основании приказа Министерства образования и науки КЧР принят на учет для обеспечения жилым помещением как оставшийся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения.

Таким образом, обстоятельства, необходимые для реализации Богдановым Г.А. права на обеспечение жилым помещением установлены, на день предъявления данного иска такое право им не реализовано.

Согласно п. 3 ст. 7 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной настоящим Законом норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии со статьей 7 Конституцией РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из системного толкования приведенных конституционных положений следует, что право Богданова Г.А. на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очередности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем у лица истца возникла.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления лицу, в чьих интересах подан иск жилого помещения по договору специализированного найма.

При таких обстоятельствах, поскольку Богданов Г.А. признан нуждающимся в жилом помещении еще в 2014 году, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ему предоставлено не было, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, Министерство имущественных и земельных отношений КЧР освобождено от уплаты государственной пошлины как государственный орган и не может быть отнесено к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Богданова Геннадия Андреевича к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставления помещения по договору специализированного найма - удовлетворить.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Богданову Геннадию Андреевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м. на территории Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательном виде. Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья Черкесского городского суда З.И. Абайханова

2-643/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор
Министерство имущественных и земельных отношений КЧР
Богданов Г.А.
Суд
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесская Республика
Дело на сайте суда
cherkessky.kchr.sudrf.ru
03.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2018Передача материалов судье
07.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2018Подготовка дела (собеседование)
25.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2019Судебное заседание
06.02.2019Судебное заседание
13.02.2019Судебное заседание
05.03.2019Судебное заседание
19.03.2019Судебное заседание
19.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее