Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Чегдомын 4 июня 2020 г.
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Рамзиной С.Н.,
с участием истца Федосеева В.М.,
представителя истца Мартиша М.Ю.,
представителя ответчика Соколовой И.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2020 № 1,
при секретаре Орешенковой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федосеева <данные изъяты> к администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о предоставлении жилого помещения в связи с причинением вреда,
УСТАНОВИЛ:
Федосеев В.М. обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивировав свои требования тем, что апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 15.05.2015 администрация городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района обязана в срок до 1 ноября 2015 г. произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности у Федосеева В.М. До настоящего времени судебный акт не исполнен. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Верхнебуреинскому району от 22.10.2019 исполнительное производство по делу окончено в связи с невозможностью исполнения, поскоку заключением межведомственной комиссии от 16.09.2019 № 15 данная квартира была признана непригодной для проживания. В связи с длительным бездействием ответчика по исполнению судебного акта по проведению капитального ремонта принадлежащей ему квартиры, его жилое помещение стало непригодным для проживания, в результате чего он был произвольно лишен своей собственности. Действиями ответчика ему причинен имущественный вред, выразившийся в разрушении его имущества, который может быть устранен возмещением вреда в соответствии со статьями 1064 и 1082 ГК РФ. Просит суд обязать администрацию городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района в возмещение вреда предоставить истцу жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте пос. Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края.
Истец Федосеев В.М. и его представитель Мартиш М.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Соколова И.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на письменные возражения по иску от 17.04.2020 (л.д. 48-49), согласно которым ответчик исполнял решение суда от 11.02.2015 на основании заключенных муниципальных контрактов, в то же время Федосеев В.М. не исполнял решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 21.03.2011 о восстановлении системы отопления, облицовки печи, проведении текущего ремонта в указанном жилом помещении. Истец длительное время не проживал в жилом помещении, в холодное время не отапливал его, как собственник не принимал меры по сохранению своего имущества, вследствие чего дом постепенно разрушился. Заключением межведомственной комиссии от 16.09.2019 № 15 принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения по <адрес> для признания непригодным для проживания. По каким причинам жилое помещение пришло в негодность, не установлено, истец в качестве нуждающегося в жилом помещении на учете не состоит. Просит в удовлетворении заявленных требований Федосееву В.М. отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Федосееву В.М. на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 апреля 2013 г. (л.д. 156-157).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 мая 2015 г. решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 11 февраля 2015 г. по иску Федосеева В.М. к администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, индивидуальному предпринимателю ФИО5 о возложении обязанности произвести капитальный ремонт в части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края отменено и принято в этой части новое решение, которым администрация городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края обязана в срок до 1 ноября 2015 г. произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с целью обеспечения прочности устойчивости конструкций фундамента дома, стен, пола с соблюдением требований установленных норм и правил. В остальной части без изменения (л.д. 161-170).
Заключением межведомственной комиссии от 16 сентября 2019 г. № 15 на основании акта обследования жилого помещения <адрес> признана непригодной для проживания (л.д. 124-129). При этом суд учитывает, что вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.
22.10.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Верхнебуреинскому району исполнительное производство № 8975/15/27012-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Верхнебуреинским районным судом № от 15.05.2015 об обязании администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» в срок до 01.11.2015 произвести капитальный ремонт указанного выше жилого помещения Федосеева В.М. окончено в связи с невозможностью исполнения, исполнительный документ возвращен взыскателю (л.д. 131-132).
Данное жилое помещение, принадлежащее собственнику Федосееву В.М., не было включено в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, что подтвердили стороны в суде.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Исходя из смысла ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
По мнению истца, спорные правоотношения возникли из причинения вреда собственнику жилого помещения органом местного самоуправления, который должен возместить данный вред в силу статей 1064 и 1082 ГК РФ. Между тем, как отражено в Определении Верховного Суда РФ от 30.03.2005 N 5-Г05-9, в случае признания жилого дома непригодным для проживания, аварийным и его сноса не возникают отношения, которые регулируются нормами гражданского законодательства, в частности ст.ст. 1064 и 1082 ГК РФ (о возмещении вреда), поскольку жилье предоставляется не в связи с причинением вреда собственнику жилого помещения, а ввиду признания жилых домов непригодными для проживания, аварийными.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения. В случае если жилой дом, признанный непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).
Согласно подп. «г», «з» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ). Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признанное непригодным для проживания, не было включено в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, данных о том, что Федосееву В.М. предлагалось выкупить принадлежащую ему на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ, не имеется, соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имеется, следовательно, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа подлежащего изъятию жилого помещения.
При таких обстоятельствах, поскольку суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить другим жилым помещением собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания, и отношения по предоставлению жилья при рассмотрении настоящего спора возникают не в связи с причинением вреда (ст.ст. 1064 и 1082 ГК РФ), как ошибочно полагает истец, а ввиду признания жилых домов непригодными для проживания (аварийными), в удовлетворении исковых требований Федосееву В.М. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Федосеева <данные изъяты> к администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о предоставлении жилого помещения в связи с причинением вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 4 июня 2020 г.
Судья С.Н. Рамзина