Дело № 2а-499/2020
24RS0029-01-2020-000599-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года пгт.Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
при секретаре Кацаповой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Красноярскому краю к Кудрину А.В. о взыскании страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кудрину А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 226910,14 руб., мотивируя свои требования тем, что административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов, прекратил свою деятельность 24.05.2005г. Однако обязанность по уплате страховых взносов ответчиком своевременно не исполнена. Административному ответчику было направлено требование об уплате страховых взносов от 12.11.2019г. №52926, в установленный требованием срок, задолженность налогоплательщиком не погашена. Досудебный порядок с должником соблюден. Просит взыскать с Кудрина А.В. недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование налог в размере 87782,27 руб., на обязательное пенсионное страхование налог в размере 139127,87 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Красноярскому краю не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Кудрин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" предусмотрено, что расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 01 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку требования административного истца касаются взыскания пеней, начисленные на страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии и пеней, начисленные на задолженность по страховым взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период до 01.01.2017г. при рассмотрении дела суд на основании ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ учитывает положения Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который с 01.01.2017 года утратил свою силу.
Подпунктом 2 ч. 1 ст. 6, абз. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.11.2010 г. "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" N 326-ФЗ (далее - Федеральный закон N 326) и п. 2 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 18 и п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" N 212-ФЗ (далее - Федеральный закон N 212) определен круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. В качестве застрахованных лиц и одновременно страхователей по обязательному пенсионному страхованию в него включаются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, которые обязаны уплачивать страховые взносы в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования.
По правилам, определенным ч.ч. 3 - 4.1 и ч. 6 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ, обязанность по самостоятельной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, возлагается на индивидуального предпринимателя с календарного месяца, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, и до момента прекращения осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением отдельных периодов, в течение которых профессиональная деятельность не производилась (при условии предоставления тому документальных доказательств).
Согласно ч.8 ст.16 Федерального закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Статья 25 Федерального закона N 212-ФЗ закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Из содержания ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что при наличии недоимки (в течение трех месяцев после выявления таковой) контролирующим органом плательщику направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если в требовании не указан более продолжительный период. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ, решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
В силу ч. 5.4, 5.5 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ, в случае пропуска сроков, установленных ч. 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Положения ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривают, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. И определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В части 11 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено исчисление страховых взносов в случае, когда сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков переданы налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов. Размер страховых взносов согласно данной норме определяется как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Из приведенного законоположения прямо следует, что признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации возможно при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 1 января 2017 года, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
На основании изложенного недоимка по страховым платежам, не превышающая установленный частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ размер, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ может быть признана безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Кудрин А.В. в период с 08.04.1999 года по 24.05.2005 года был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Для добровольной уплаты недоимки в отношении Кудрина А.В. было направлено требование об уплате страховых взносов от 12.11.2019г. №52926 недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование в размере 87782,27 руб., по взносам в Пенсионный фонд РФ налог в размере 139127,87 руб., а всего 226910,14 руб. в срок до 31 декабря 2019 года.
В связи с отсутствием добровольного исполнения данных требований административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Кудрина А.В. указанной задолженности.
06.04.2020 г. мировым судьей судебного участка №44 в Козульском районе вынесен судебный приказ №2а-75/2020 о взыскании с Кудрина А.В. недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование в размере 87782,27 руб., по взносам в Пенсионный фонд РФ налог в размере 139127,87 руб., а всего 226910,14 руб., который определением мирового судьи судебного участка №44 в Козульском районе от 06.05.2020 г. был отменен.
Поскольку недоимка и пени по страховым взносам по 24.05.2005 года, то есть за расчетный период до 01 января 2017 года, при этом недоимка по страховым взносам не превысила размер, определяемый в соответствии с ч.11 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ, то указанная недоимка и пени признаются безденежными ко взысканию и подлежит списанию.
С учетом установленных обстоятельств и требований закона, суд считает требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Красноярскому краю к Кудрину А.В. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам, не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Красноярскому краю к Кудрину А.В. о взыскании недоимки страховым взносам и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий судья: О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено 21.12.2020г.