Решение по делу № 2-144/2024 от 10.06.2024

Дело № 2-144/2024

25RS0-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2024 года                                                                      с. Яковлевка

Яковлевский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи ФИО1,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4,

представителя Администрации Яковлевского муниципального округа <адрес> ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» Яковлевского муниципального района, администрации Яковлевского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности,

установил:

<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование требований, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего безопасности оказания услуг в области спорта. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 туалетные кабины оснащаются мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы. Умывальные раковины обеспечиваются мылом, электро- или бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора. В нарушение указанных норм умывальные раковины МБУ ДО «ДООСЦ» спортивного комплекса «Лидер» не обеспечены электро- или бумажными полотенцами. Кроме того, туалетные кабины спортивного комплекса «Лидер» не оборудованы сиденьями на унитазы. В соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 здания хозяйствующих субъектов оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения хозяйствующие субъекты оборудуются нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения. При отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещения хозяйствующего субъекта устанавливаются водонагревающие устройства. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в МБУ ДО «ДООСЦ» спортивный комплекс «Лидер» горячее водоснабжение отсутствует. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг». Пунктом 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В нарушение указанных норм, в спортивном зале МБУ ДО «ДООСЦ» имеются дефекты стен, а именно отслоение красочного слоя. Кроме того, в туалете, раздевалках спортивного комплекса «Лидер» присутствуют следы протекания крыши, в раздевалках имеются дефекты стен. Пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что в помещениях для занятий спортом должно быть естественное и искусственное освещение. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в спортивном зале спортивного комплекса «Лидер» не все лампы в рабочем состоянии. Кроме того, в помещении для инвентаря искусственное освещение отсутствует. По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБУ ДО «ДООСЦ» внесено представление об устранении нарушений закона. В ходе повторной проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района установлено, что нарушения не устранены. Имеющиеся нарушения нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, преподавателей, других работников, а также иных лиц, посещающих данное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ и в вышеуказанных нормативно-правовых актах, в связи с чем, определить круг лиц, чьи права нарушены, не предоставляется возможным. На основании изложенного прокурор <адрес> просил обязать администрацию Яковлевского муниципального округа в срок не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов, связанных с установкой в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 искусственного освещения спортивного комплекса «Лидер», в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 туалетных кабин МБУ ДО «ДООСЦ», спортивного комплекса «Лидер» электро- или бумажными полотенцами, туалетных кабин спортивного комплекса «Лидер» сиденьями на унитазы, в соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячего водоснабжения, связанных с устранением в соответствии с пунктом 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 дефектов стен в раздевалках МБУ ДО «ДООСЦ», в туалете, раздевалках спортивного комплекса «Лидер» следов протекания крыши, а также дефектов стен; обязать МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить данные нарушения, а именно: в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 туалетные кабины МБУ ДО «ДООСЦ», спортивного комплекса «Лидер» обеспечить электро- или бумажными полотенцами, туалетные кабины спортивного комплекса «Лидер» обеспечить сиденьями на унитазы; в соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 обеспечить в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячее водоснабжение; в соответствии с пунктом 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 устранить дефекты стен в раздевалках МБУ ДО «ДООСЦ». Кроме того, устранить в туалете, раздевалках спортивного комплекса «Лидер» следы протекания крыши, а также дефекты стен; в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 привести в рабочее состояние лампы спортивного комплекса «Лидер». Кроме того организовать искусственное освещение в помещении для инвентаря.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 заявленные исковые требования уточнила, поскольку административными ответчиками требования иска в части выполнены в добровольном порядке, просила обязать администрацию Яковлевского муниципального округа в срок не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов, связанных с установкой в соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячего водоснабжения, а также обязать МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить данные нарушения, а именно в соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 обеспечить в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячее водоснабжение.

Представитель администрации Яковлевского муниципального района ФИО3 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, однако просил увеличить срок исполнения обязанностей до 3 месяцев, поскольку производство данных работ подпадает под действие федерального закона № 44-ФЗ, в соответствии с которым установлены сроки проведения конкурсов и торгов.

Представитель МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» Яковлевского муниципального округа в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания был уведомлен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, ходатайств об отложения слушания дела не поступало.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, уведомленного о дате и времени слушания надлежащим образом.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права, или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 45 ГПК РФ

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В преамбуле к закону установлено, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Положениями части 1 статьи 4 указанного закона предусмотрено, что целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе, осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, основные принципы законодательства о физической культуре и спорте установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 329-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 9 указанного закона в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и спорта к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе, организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства и месту отдыха граждан, включая создание условий для занятий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья физической культурой и спортом, а также организация и проведение муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

При этом, в силу статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Так, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», согласно которым при обеспечении водоснабжения и водоотведения хозяйствующими субъектами должны соблюдаться следующие требования, в том числе, здания хозяйствующих субъектов оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений. Сливные трапы оборудуются в производственных, складских, хозяйственных, подсобных и административно-бытовых помещениях столовой (далее - пищеблока), в помещениях для стирки белья, душевых, туалетах, за исключением помещений, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда и в дошкольных группах, размещенных в нежилых помещениях. Полы, оборудованные сливными трапами, должны быть оборудованы уклонами к отверстиям трапов.

При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения хозяйствующие субъекты оборудуются нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.

При отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещениях хозяйствующего субъекта устанавливаются водонагревающие устройства (пункт 2.6.1).

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего безопасность оказания услуг в области спорта.

В результате проверки установлено, в частности, что в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячее водоснабжение отсутствует.

В связи с выявленными нарушениями, прокурором <адрес> в адрес директора МБУ ДО «ДООСЦ» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за исх. было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно ответу директора МБУ ДО «ДООСЦ» от ДД.ММ.ГГГГ исх. , представление рассмотрено, подлежит удовлетворению, в целях устранения нарушений требований федерального законодательства руководством учреждения приняты следующие меры, в том числе, приобретены бойлеры для горячего водоснабжения.

В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> ФИО4 проверки исполнения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлено, что в нарушение пункта 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячее водоснабжение отсутствует.

Таким образом, установлено, что до настоящего времени представление прокуратуры <адрес> в полном объеме не исполнено, при этом достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих производство работ по обеспечению МБУ ДО «ДООСЦ», спортивного комплекса «Лидер» горячим водоснабжением в соответствии с требованиями действующего законодательства, суду не представлено.

В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Положениями пункта 2 части 6 указанной статьи также предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

При этом, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

Исходя из содержания статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

При таких обстоятельствах, поскольку в учреждении дополнительного образования отсутствует горячее водоснабжений, соответствующее установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований в части возложения на учреждение дополнительного образования обязанности по обеспечению учреждения, спортивного комплекса горячим водоснабжением.

Положениями пунктов 3, 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Учитывая изложенное, поскольку от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, обязанность по исполнению требований нормативно-правовых актов по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований в области спорта в муниципальном учреждении дополнительного образования возложена действующим законодательством на администрацию Яковлевского муниципального округа <адрес>.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования в части возложения обязанности произвести финансирование расходов, связанных с установкой горячего водоснабжения в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер», где проходят спортивные занятия с детьми и взрослыми, на учредителя – администрацию Яковлевского муниципального округа, признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В данном случае суд исходит из того, что факт отсутствия горячего водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в помещениях МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» нашел подтверждение в судебном заседании и фактически ответчиками не отрицается.

Отсутствие горячего водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в помещении учреждения дополнительного образования нарушает права, свободы и законные интересы несовершеннолетних учащихся, преподавателей, работников и иных лиц на жизнь и охрану здоровья, закрепленные Конституцией РФ.

Осуществление деятельности учреждения дополнительного образования при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области образования и охраны здоровья граждан, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

В тоже время, оценивая требования прокурора об установлении срока исполнения администрацией Яковлевского муниципального района <адрес> и МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» обязанности произвести финансирование расходов и оборудовать горячее водоснабжение, исходя из характера возложенной на ответчиков обязанности и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, включающего в себя оформление заявки, проведение аукциона на производство работ по установке горячего водоснабжения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в части организации работ по установке горячего водоснабжения в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» Яковлевского муниципального района, администрации Яковлевского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности – удовлетворить частично.

Обязать администрацию Яковлевского муниципального района в срок не позднее 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов, связанных с установкой в соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячего водоснабжения.

Обязать МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячее водоснабжение.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                Нестерова Т.А.

2-144/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Яковлевского роайона
Ответчики
МБУДО "ДООСЦ" с. Яковлвека
Администрация Яковлевского МО
Суд
Яковлевский районный суд Приморского края
Судья
Нестерова Т.А.
Дело на странице суда
yakovlevsky.prm.sudrf.ru
10.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2024Передача материалов судье
14.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2024Подготовка дела (собеседование)
08.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2024Судебное заседание
03.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2024Дело оформлено
06.11.2024Дело передано в архив
29.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее