Дело № 2-144/2024
25RS0№-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2024 года с. Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи ФИО1,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4,
представителя Администрации Яковлевского муниципального округа <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» Яковлевского муниципального района, администрации Яковлевского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности,
установил:
<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование требований, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего безопасности оказания услуг в области спорта. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 туалетные кабины оснащаются мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы. Умывальные раковины обеспечиваются мылом, электро- или бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора. В нарушение указанных норм умывальные раковины МБУ ДО «ДООСЦ» спортивного комплекса «Лидер» не обеспечены электро- или бумажными полотенцами. Кроме того, туалетные кабины спортивного комплекса «Лидер» не оборудованы сиденьями на унитазы. В соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 здания хозяйствующих субъектов оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения хозяйствующие субъекты оборудуются нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения. При отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещения хозяйствующего субъекта устанавливаются водонагревающие устройства. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в МБУ ДО «ДООСЦ» спортивный комплекс «Лидер» горячее водоснабжение отсутствует. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг». Пунктом 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В нарушение указанных норм, в спортивном зале МБУ ДО «ДООСЦ» имеются дефекты стен, а именно отслоение красочного слоя. Кроме того, в туалете, раздевалках спортивного комплекса «Лидер» присутствуют следы протекания крыши, в раздевалках имеются дефекты стен. Пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что в помещениях для занятий спортом должно быть естественное и искусственное освещение. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в спортивном зале спортивного комплекса «Лидер» не все лампы в рабочем состоянии. Кроме того, в помещении для инвентаря искусственное освещение отсутствует. По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБУ ДО «ДООСЦ» внесено представление об устранении нарушений закона. В ходе повторной проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района установлено, что нарушения не устранены. Имеющиеся нарушения нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, преподавателей, других работников, а также иных лиц, посещающих данное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ и в вышеуказанных нормативно-правовых актах, в связи с чем, определить круг лиц, чьи права нарушены, не предоставляется возможным. На основании изложенного прокурор <адрес> просил обязать администрацию Яковлевского муниципального округа в срок не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов, связанных с установкой в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 искусственного освещения спортивного комплекса «Лидер», в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 туалетных кабин МБУ ДО «ДООСЦ», спортивного комплекса «Лидер» электро- или бумажными полотенцами, туалетных кабин спортивного комплекса «Лидер» сиденьями на унитазы, в соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячего водоснабжения, связанных с устранением в соответствии с пунктом 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 дефектов стен в раздевалках МБУ ДО «ДООСЦ», в туалете, раздевалках спортивного комплекса «Лидер» следов протекания крыши, а также дефектов стен; обязать МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить данные нарушения, а именно: в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 туалетные кабины МБУ ДО «ДООСЦ», спортивного комплекса «Лидер» обеспечить электро- или бумажными полотенцами, туалетные кабины спортивного комплекса «Лидер» обеспечить сиденьями на унитазы; в соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 обеспечить в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячее водоснабжение; в соответствии с пунктом 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 устранить дефекты стен в раздевалках МБУ ДО «ДООСЦ». Кроме того, устранить в туалете, раздевалках спортивного комплекса «Лидер» следы протекания крыши, а также дефекты стен; в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 привести в рабочее состояние лампы спортивного комплекса «Лидер». Кроме того организовать искусственное освещение в помещении для инвентаря.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 заявленные исковые требования уточнила, поскольку административными ответчиками требования иска в части выполнены в добровольном порядке, просила обязать администрацию Яковлевского муниципального округа в срок не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов, связанных с установкой в соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячего водоснабжения, а также обязать МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить данные нарушения, а именно в соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 обеспечить в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячее водоснабжение.
Представитель администрации Яковлевского муниципального района ФИО3 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, однако просил увеличить срок исполнения обязанностей до 3 месяцев, поскольку производство данных работ подпадает под действие федерального закона № 44-ФЗ, в соответствии с которым установлены сроки проведения конкурсов и торгов.
Представитель МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» Яковлевского муниципального округа в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания был уведомлен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, ходатайств об отложения слушания дела не поступало.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, уведомленного о дате и времени слушания надлежащим образом.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права, или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 45 ГПК РФ
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В преамбуле к закону установлено, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Положениями части 1 статьи 4 указанного закона предусмотрено, что целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе, осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, основные принципы законодательства о физической культуре и спорте установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 329-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 9 указанного закона в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и спорта к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе, организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства и месту отдыха граждан, включая создание условий для занятий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья физической культурой и спортом, а также организация и проведение муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
При этом, в силу статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Так, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», согласно которым при обеспечении водоснабжения и водоотведения хозяйствующими субъектами должны соблюдаться следующие требования, в том числе, здания хозяйствующих субъектов оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений. Сливные трапы оборудуются в производственных, складских, хозяйственных, подсобных и административно-бытовых помещениях столовой (далее - пищеблока), в помещениях для стирки белья, душевых, туалетах, за исключением помещений, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда и в дошкольных группах, размещенных в нежилых помещениях. Полы, оборудованные сливными трапами, должны быть оборудованы уклонами к отверстиям трапов.
При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения хозяйствующие субъекты оборудуются нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.
При отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещениях хозяйствующего субъекта устанавливаются водонагревающие устройства (пункт 2.6.1).
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего безопасность оказания услуг в области спорта.
В результате проверки установлено, в частности, что в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячее водоснабжение отсутствует.
В связи с выявленными нарушениями, прокурором <адрес> в адрес директора МБУ ДО «ДООСЦ» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за исх. № было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно ответу директора МБУ ДО «ДООСЦ» от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, представление рассмотрено, подлежит удовлетворению, в целях устранения нарушений требований федерального законодательства руководством учреждения приняты следующие меры, в том числе, приобретены бойлеры для горячего водоснабжения.
В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> ФИО4 проверки исполнения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлено, что в нарушение пункта 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячее водоснабжение отсутствует.
Таким образом, установлено, что до настоящего времени представление прокуратуры <адрес> в полном объеме не исполнено, при этом достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих производство работ по обеспечению МБУ ДО «ДООСЦ», спортивного комплекса «Лидер» горячим водоснабжением в соответствии с требованиями действующего законодательства, суду не представлено.
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Положениями пункта 2 части 6 указанной статьи также предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При этом, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).
Исходя из содержания статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.
При таких обстоятельствах, поскольку в учреждении дополнительного образования отсутствует горячее водоснабжений, соответствующее установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований в части возложения на учреждение дополнительного образования обязанности по обеспечению учреждения, спортивного комплекса горячим водоснабжением.
Положениями пунктов 3, 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Учитывая изложенное, поскольку от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, обязанность по исполнению требований нормативно-правовых актов по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований в области спорта в муниципальном учреждении дополнительного образования возложена действующим законодательством на администрацию Яковлевского муниципального округа <адрес>.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования в части возложения обязанности произвести финансирование расходов, связанных с установкой горячего водоснабжения в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер», где проходят спортивные занятия с детьми и взрослыми, на учредителя – администрацию Яковлевского муниципального округа, признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В данном случае суд исходит из того, что факт отсутствия горячего водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в помещениях МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» нашел подтверждение в судебном заседании и фактически ответчиками не отрицается.
Отсутствие горячего водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в помещении учреждения дополнительного образования нарушает права, свободы и законные интересы несовершеннолетних учащихся, преподавателей, работников и иных лиц на жизнь и охрану здоровья, закрепленные Конституцией РФ.
Осуществление деятельности учреждения дополнительного образования при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области образования и охраны здоровья граждан, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
В тоже время, оценивая требования прокурора об установлении срока исполнения администрацией Яковлевского муниципального района <адрес> и МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» обязанности произвести финансирование расходов и оборудовать горячее водоснабжение, исходя из характера возложенной на ответчиков обязанности и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, включающего в себя оформление заявки, проведение аукциона на производство работ по установке горячего водоснабжения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в части организации работ по установке горячего водоснабжения в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» Яковлевского муниципального района, администрации Яковлевского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Яковлевского муниципального района в срок не позднее 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов, связанных с установкой в соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячего водоснабжения.
Обязать МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в соответствии с пунктом 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в МБУ ДО «ДООСЦ», спортивном комплексе «Лидер» горячее водоснабжение.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Нестерова Т.А.