Судья Гвоздева Н.В. |
Дело № 2-678/2024 УИД 35RS0009-01-2024-000295-27 |
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2024 года № 33-6218/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Образцова О.В.,
судей Белозеровой Л.В., Махиной Е.С.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Правительства Вологодской области, представителя Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области по доверенности Батова А.А. на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 09 августа 2024 года по иску Воскресенского В.Ю,, Воскресенской Е.В. к администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области, Правительству Вологодской области о возложении обязанности обеспечить строительство инженерной инфраструктуры к земельному участку.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения Воскресенского В.Ю., действующего в своих интересах и интересах истца Воскресенской Е.В. на основании доверенности, представителя ответчика Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области по доверенности Батова А.А., представителя ответчика Правительства Вологодской области и представителя третьего лица Министерства имущественных отношений и градостроительной деятельности Вологодской области по доверенностям Викторовой М.Л., представителя третьего лица Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области по доверенности Михайловой О.А., судебная коллегия
установила:
Воскресенский В.Ю., Воскресенская Е.В. обратились в суд с иском, в котором просили с учетом уточнения требований обязать Администрацию Вологодского муниципального округа Вологодской области, Правительство Вологодской области обеспечить строительство инженерной (водо-, газо-, электроснабжение, водоотведение) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером №... площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Воскресенской Е.В., как лицу, имеющему трех и более детей в соответствии с Законом Вологодской области от 08 апреля 2015 года № 3627-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Вологодской области» на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области от 13 октября 2023 года №... предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
На письменное обращение истцов об инженерно-техническом оснащении предоставленного земельного участка от Администрации Вологодского муниципального округа поступил ответ от 23 января 2024 года №..., согласно которому обеспечение земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в соответствии с законом осуществляется за счет средств областного бюджета. На обеспечение предоставляемых в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодского муниципального округа объектами инженерной инфраструктуры средства из бюджета области Вологодскому муниципальному округу не выделялись. При этом, обязанность по предоставлению земельных участков, обеспеченных объектами инженерной инфраструктуры, установлена Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей».
Протокольным определением от 04 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Вологодской области.
Протокольным определением от 14 июня 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, ФГБУ «Управление Севзапмелиоводхоз» в лице Вологодского филиала.
Определением Вологодского районного суда Вологодской области от 09 августа 2024 года произведена замена третьего лица Департамента имущественных отношений Вологодской области на правопреемника Департамент имущественных отношений и градостроительной деятельности Вологодской области.
Решением Вологодского районного суда Вологодской области от 09 августа 2024 года исковые требования Воскресенского В.Ю., Воскресенской Е.В. к Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области, Правительству Вологодской области удовлетворены частично.
На Администрацию Вологодского муниципального округа (...) и Правительство Вологодской области (...) возложена обязанность организовать строительство объектов инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и техническую возможность подключения земельного участка, площадью 1500 кв. м, с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для индивидуального жилищного строительства многодетной семье Воскресенской Е.В., к указанным объектам инженерной инфраструктуры в течение 18 (восемнадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований Воскресенского В.Ю., Воскресенской Е.В. в части установления двухмесячного срока по исполнению возложенных обязанностей - отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Вологодской области просит решение суда отменить в части удовлетворения требований истцов к Правительству Вологодской области, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований к Правительству отказать. Указывает, что Правительство считает себя ненадлежащим ответчиком. Организация электро-, тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также дорожная деятельность в отношении дорог местного значения относится к вопросам местного значения (статьи 14,16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Указанная обязанность является расходным обязательством органов местного самоуправления (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. В свою очередь пределы полномочий органов местного самоуправления определяются специальным законодательством. При этом установленный в решении суда срок - 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу, ничем не обоснован. Реализация указанных полномочий органами местного самоуправления должна осуществляться с соблюдением норм и сроков бюджетного планирования, на основании документов территориального планирования, необходимости обеспечения данными объектами всех граждан, проживающих на территория муниципального образования. Таким образом, должен соблюдаться баланс интересов местного сообщества в целом с учетом особенностей конкретного муниципального образования, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения и выполнения иных вопросов местного значения.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области по доверенности Батов А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований к Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области отказать в полном объеме. Указывает, что Администрация является ненадлежащим ответчиком. Каких-либо финансовых средств на реализацию органами местного самоуправления Вологодского муниципального округа Вологодской области возложенных на нее публично-правовых обязательств по строительству поименованных в решении суда объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры в д. <адрес> не выделялось. Выполнение указанных мероприятий за счет бюджета муниципального образования – Вологодский муниципальный округ, в рамках решения вопросов местного значения, в настоящее время невозможно, ввиду отсутствия у органов местного самоуправления необходимых финансовых средств. Образование земельного участка, предоставленного истцам, осуществлялось за счет земель, находящихся в государственной федеральной собственности. Администрация Вологодского муниципального округа, как организационно-распорядительный орган местного самоуправления наделена исключительно полномочиями только по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также в отношении земельных участков, государственная собственность в отношении которых не разграничена. Полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Вологодской области наделен Департамент имущественных отношений и градостроительной деятельности Вологодской области. Реализация мероприятий, предусмотренных утвержденной документацией по планировке территории, в том числе строительство запроектированных объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры, по мнению администрации Вологодского муниципального округа, должна возлагаться на лицо, которое осуществляло её непосредственную разработку и утверждение, а также на орган, осуществляющий полномочия собственника земельного участка и его дальнейшее льготным категориям граждан, установленных региональным законодательством. Полномочия по реализации комплекса строительных работ, направленных на возведение объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры в д. <адрес>, применительно к территории, в отношении которой в 2015 году было принято соответствующее решение об утверждении документации по планировке территории, органами исполнительной государственной власти Вологодской области органам местного самоуправления Вологодского муниципального округа Вологодской области не передавались. Также администрация Вологодского муниципального округа обращает внимание, что изначально, ещё на стадии рассмотрения вопроса о принятии решения о разработке проектной документации в д. <адрес>, во исполнение протокола совещания по вопросу реализации мероприятий, предусмотренных формами мониторинга осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению находящимися в федеральной собственности 6 земельных участков, расположенных в ... сельском поселении Вологодского муниципального района от 13 мая 2015 года, администрацией Вологодского муниципального района в адрес ресурсоснабжающих организаций были сделаны запросы и получены соответствующие ответы об отсутствии технической возможности организации технологического подключения к сетям водоснабжения, водоотведения, газоснабжения в отношении соответствующей территории. На данное обстоятельство администрация Вологодского муниципального района ещё в 2015 году обращала внимание органов исполнительной государственной власти Вологодской области, однако данные обстоятельства были оставлены без должного внимания, что впоследствии привело к утверждению разработанной проектной документации Правительством Вологодской области. В соответствии с утвержденной проектной документацией (Проектом планировки и межевания территории площадью 28,86 га с северной, западной и южной стороны деревни <адрес>», утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 15.06.2016 № 516) строительство сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и электроснабжения, обеспечивающих дальнейшую возможность их подведения (технологического подключения) к земельному участку истца, запроектировано в границах земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 44 300 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - земельные участки (территории) общего пользования. Обязанность по предоставлению истцам земельного участка, отвечающего вышеуказанным требованиям, лежала исключительно на Департаменте имущественных отношений и градостроительной деятельности Вологодской области, а не на администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определённого разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведённым жилым объектом. В системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащённости такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При отсутствии же на территории округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка, для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечёт за собой - при отсутствии иных договорённостей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти Российской Федерации) - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент принятия в муниципальную собственность. Исходный земельный участок, а также образованные в результате его дальнейшего раздела земельные участки (в том числе земельные участки, предназначенные для целей их дальнейшего предоставления гражданам, а также земельные участки, в границах которых утверждённой проектной документацией предусмотрено строительство объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры) фактически являются государственной федеральной собственностью, при этом в муниципальную собственность Вологодского муниципального округа Вологодской области они никогда не передавались. Спорный земельный участок до момента его передачи истцам находился в государственной федеральной собственности. Также администрация Вологодского муниципального округа Вологодской области обращает внимание на установленный вынесенным судебным актом срок его исполнения (18 месяцев), который заведомо является неисполнимым. Согласно предварительному расчёту стоимости строительных работ по возведению объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры, поименованных в вынесенном решении суда, отражённому в отзыве Департамента топливно- энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 24 июня 2024 года, составляет порядка 152 млн. рублей. Указанная сумма строительно-монтажных работ является весомой как для бюджета муниципального образования, так и для регионального консолидированного бюджета в целом. Изыскание «свободных» и необходимых для исполнения решения суда денежных средств за счёт внутренних источников финансирования, как регионального, так и муниципального бюджета, займет гораздо более длительное время. Более того, при вынесении судебного акта судом первой инстанции в части установления вышеуказанного срока, в полной степени не учтено что в соответствии со статьёй 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов.
В представленном отзыве Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе Правительства Вологодской области. Указывает, что обеспечение объектами инженерной инфраструктуры земельного участка должно быть возложено на Администрацию Вологодского муниципального округа Вологодской области.
В представленном отзыве Министерство имущественных отношений и градостроительной деятельности Вологодской области поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе Правительства Вологодской области, просит в удовлетворении требований апелляционной жалобы Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области отказать.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда произведена смена наименования третьего лица с Департамента имущественных отношений и градостроительной деятельности Вологодской области на Министерство имущественных отношений и градостроительной деятельности Вологодской области.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 18 декабря 2024 года произведено процессуальное правопреемство, ответчик Правительства Вологодской области ИНН №... заменен на Правительство Вологодской области №....
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области по доверенности Батов А.А. апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Вологодской области и третьего лица Министерства имущественных отношений и градостроительной деятельности Вологодской области по доверенностям Викторова М.Л. апелляционную жалобу Правительства Вологодской области поддержала, просила удовлетворить. В удовлетворении требований апелляционной жалобы Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области просила отказать
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Воскресенский В.Ю. действующего в своих интересах и интересах истца Воскресенской Е.В. на основании доверенности указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области по доверенности Михайлова О.А. поддерживала доводы, изложенные в апелляционной жалобе Правительства Вологодской области.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах с возражениями на них, приходит к следующим выводам.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 поименованного кодекса, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного кодекса.
Как следует из материалов дела Воскресенский В.Ю. и Воскресенская Е.В. состоят в зарегистрированном браке, имеют на иждивении несовершеннолетних детей В., <ДАТА> года рождения, В., <ДАТА> года рождения, В., <ДАТА> года рождения.
Согласно распоряжению Департамента имущественных отношений Вологодской области №... от 13 октября 2018 года, Воскресенской Е.В. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером №... площадью 1500 кв.м. в д. <адрес>, категория земель земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства.
Право собственности Воскресенской Е.А. на указанный земельный участок зарегистрировано 20 октября 2023 года.
В ответ на обращение Воскресенской Е.В. от 11 января 2024 года по вопросу проведения инженерно-технического обеспечения к земельному участку с кадастровым номером №..., администрация Вологодского муниципального округа Вологодской области в своем ответе указывает, что обеспечение земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в соответствии с Законом Вологодской области от 08 апреля 2015 года 2015 № 3627-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Вологодской области» осуществляется за счет средств областного бюджета. На обеспечение предоставляемых в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодского муниципального округа объектами инженерной инфраструктуры средства из бюджета Вологодской области не выделялись. Сведениями о сроках строительства объектов инженерной инфраструктуры администрация Вологодского муниципального округа не располагает. По имеющейся в отделе архитектуры и градостроительства администрации Вологодского муниципального округа информации, постановлением Правительства Вологодской области от 15 июня 2016 года № 516 «Об утверждении документации по планировке территории на земельные участки, расположенные в Майском сельском поселении Вологодского муниципального района, для предоставления семьям, имеющим трех и более детей» утвержден проект планировки и межевания территории западной и южной стороны деревни <адрес>, которым предусматриваются централизованные системы водоснабжения и водоотведения.
До настоящего времени указанный земельный участок коммунальной инфраструктурой не обеспечен.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Министерство регионального развития Российской Федерации приказом от 09 сентября 2013 года № 372 утвердило Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 17 которых, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.
В Вологодской области указанные вопросы регламентированы Законом Вологодской области от 08 апреля 2015 года № 3627-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области» (далее – Закон Вологодской области от 08 апреля 2015 года № 3627-ОЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 08 апреля 2015 года № 3627-ОЗ земельные участки предоставляются в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Статьей 10 указанного Закона предусмотрено, что земельные участки предоставляются бесплатно из земель, не ограниченных в обороте, при наличии свободных земельных участков соответствующего разрешенного использования, образованных из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Планируемые к бесплатному предоставлению гражданам земельные участки должны быть образованы в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, санитарными и иными нормами, установленными законодательством Российской Федерации, а также формироваться с учетом следующих условий:
1) транспортная доступность;
2) отсутствие на земельном участке зон санитарной охраны производственных и опасных производственных объектов, магистральных трубопроводов, линейно-кабельных сооружений;
3) возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства, планируемого к строительству на соответствующем земельном участке, к сетям инженерно-технического обеспечения, предусмотренная утвержденным проектом планировки территории, в границах которой расположен земельный участок, или программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, муниципального округа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм права, земельный участок предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что спорный земельный участок не соответствует требованиям действующего законодательства, при этом, вопросы обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки, имеющее своей целью улучшение жилищных условий многодетных семей относятся к полномочиям органа местного самоуправления, пришел к выводу о необходимости возложения на ответчиков Администрацию Вологодского муниципального округа, Правительство Вологодской области обязанности по подключению земельного участка, принадлежащего истцам к сетям инженерно-технического обеспечения (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение).
Определяя срок, необходимый для исполнения решения суда, суд пришел к выводу о том, что разумным сроком в данном случае будет являться 18 месяцев.
Как верно отметил суд первой инстанции, земельный участок, предоставленный многодетной семье Воскресенских на момент его выделения и до момента обращения в суд с иском, не снабжен необходимой коммунальной инфраструктурой (на земельном участке отсутствуют объекты водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения), что не позволяет использовать данный участок в целях индивидуального жилищного строительства.
При этом доказательства того, что органами местного самоуправления были осуществлены мероприятия по организации подключения выделенного многодетной семье для индивидуального жилищного строительства земельного участка к объектам коммунальной инфраструктуры, в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части возложения обязанности по обеспечению земельного участка объектами необходимой инженерной инфраструктурой на Администрацию Вологодского муниципального округа, поскольку в силу действующего правового регулирования вопросы организации инженерной инфраструктуры в границах муниципального образования в полном объеме отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, которые, при определении земельных участков для предоставления в установленном порядке в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, должны исходить из оснащенности земельных участков объектами необходимой инфраструктуры.
При этом судебная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы Правительства Вологодской области заслуживающими внимания.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Конституция Российской Федерации также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2 Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.
Решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Направления деятельности администраций муниципальных округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства. Понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.
Соответственно, на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, относящие часть определяемых посредством термина «организация» вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения муниципальных округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.
Указанные полномочия местного самоуправления закреплены также в федеральных законах в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности (в данном случае - статья 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», статья 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статья 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Статья 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6), а также предоставление земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7).
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей»).
При этом в системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).
Нашедший отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункты 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3).
При этом федеральный законодатель допускает возложение субъектом Российской Федерации на органы местного самоуправления обязанности по отчуждению находящихся в собственности муниципальных образований земельных участков в пользу граждан путем определения случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан в качестве меры социальной поддержки. Однако это не предполагает определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации конкретных подлежащих приватизации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 22-П, органы местного самоуправления в вопросе подбора земельных участков, пригодных для соответствующих целей, действуют по своему усмотрению, в том числе самостоятельно оценивая нуждаемость муниципального образования в тех или иных земельных участках для решения вопросов местного значения, притом что они соответствуют требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности.
Между тем, не исключаются ситуации, когда объективная возможность формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах конкретного муниципального образования отсутствует вследствие особенностей его развития с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (Определение от 21 февраля 2008 года № 121-О-О). В таких случаях предоставление земельных участков в собственность гражданам бесплатно может обеспечиваться, например, на основе передачи в собственность муниципального образования земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований о недопустимости принятия решений о передаче имущества из государственной собственности в муниципальную собственность в одностороннем порядке, без учета волеизъявления органов местного самоуправления и объективной необходимости такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 828-О-П, от 5 марта 2009 года № 401-О-О и от 7 февраля 2012 года № 234-О-Р).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой - при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность.
Особенности правового регулирования земельных отношений, в том числе по вопросам предоставления в установленных случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), на территории Вологодской области с целью реализации полномочий Вологодской области как субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, определяются Законом Вологодской области от 08 апреля 2015 года № 3627-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области».
Статьей 12 (8) Закона установлено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Российской Федерацией органам государственной власти области, расположенные в границах муниципального округа, муниципального района, граничащих с городским округом, могут быть предоставлены в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете на получение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства (часть 1).
Гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, состоящим на учете в городском округе, земельные участки предоставляются в муниципальном округе или муниципальном районе, граничащем с городским округом (часть 2).
Гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, состоящим на учете в муниципальном округе, граничащем с городским округом, земельные участки предоставляются в таком муниципальном округе (часть 3).
Гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, состоящим на учете в муниципальном районе, граничащем с городским округом, земельные участки предоставляются в таком муниципальном районе (часть 4).
Перечень земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, и порядок включения в такой перечень земельных участков утверждаются Департаментом (часть 5) Департамент в течение пяти рабочих дней со дня утверждения перечня земельных участков, указанного в части 5 настоящей статьи, направляет его в уполномоченный орган городского округа, граничащего с муниципальным округом или муниципальным районом, а также в уполномоченные органы муниципального округа или муниципального района, граничащих с городским округом (часть 6).
Уполномоченный орган городского округа, муниципального округа или муниципального района в течение трех рабочих дней со дня получения перечня земельных участков, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет проверку сведений, содержащихся в реестре, в отношении граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, о получении такими гражданами земельного участка либо единовременной денежной выплаты (часть 7).
После проведения проверки, предусмотренной частью 7 настоящей статьи, уполномоченный орган городского округа, муниципального округа или муниципального района в течение 10 рабочих дней почтовым отправлением с уведомлением о вручении информирует граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, о возможности получения земельного участка в собственность бесплатно родителем, на чье имя было выдано удостоверение многодетной семьи (часть 10).
Гражданин в течение 10 рабочих дней с даты получения им уведомления, указанного в части 10 настоящей статьи, представляет в уполномоченный орган, направивший уведомление, лично, путем обращения в МФЦ или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" заявление о предоставлении земельного участка, указанного в части 12 настоящей статьи, или сообщает в письменной форме об отказе в его получении (часть 13).
Уполномоченный орган городского округа, муниципального округа или муниципального района запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах или подведомственном ему государственном бюджетном учреждении, наделенном соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа, выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах граждан на имеющиеся или имевшиеся земельные участки (часть 16).
Уполномоченный орган городского округа, муниципального округа или муниципального района в течение трех рабочих дней с даты получения сведений, предусмотренных частями 16 и 18 настоящей статьи, направляет заявление и прилагаемые документы в Департамент (часть 19).
Департамент в течение 10 рабочих дней после получения документов, указанных в части 19 настоящей статьи, принимает решение о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно (часть 20).
Земельный участок земельный участок, с кадастровым номером №... площадью 1500 кв.м. в д. <адрес> до передачи в собственность истцам находился в собственности Российской Федерации, был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №... (л.д. 59-74).
Постановлением Правительства области 15 июня 2016 года № 516 «Об утверждении документации по планировке территории земельные участки, расположенные в Майском сельском поселении Вологодского муниципального района, для предоставления семьям, имеющим трех и более детей» утверждена документация по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания деревни <адрес>, предусматривающая возможность подключения (технологического присоединения) объектов ИЖС сетям энергоснабжения
Предоставление спорного земельного участка истцам осуществлено Департаментом имущественных отношений области после принятия Правительством области Постановления от 15 июня 2016 года № 516 и завершения администрацией Вологодского муниципального округа работ по обустройству улично-дорожной сети деревни <адрес>
Как следует из ответа Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области от 09 марта 2023 года, решением Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района от 28 февраля 2014 года № 307 «Об утверждении изменений в генеральный план Майского сельского поселения Вологодского района Вологодской области» были внесены изменения в документ территориального планирования Майского сельского поселения, в том числе в части включения земельного участка с кадастровым номером №... в границы населенного пункта д. <адрес>. Также решением Совета Майского сельского поселения от 28 декабря 2014 года № 308 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения, утвержденные решением Совета майского сельского поселения от 14 февраля 2013 года № 249» были внесены изменения в документ градостроительного зонирования Майского сельского поселения, в том числе в части отнесения земельного участка №... к территориальной зоне ЗН «Земли населенных пунктов» (л.д. 79-80).
Таким образом, истцам предоставлен земельный участок, который был образован органом местного самоуправления в пределах его компетенции из земель федеральной государственной собственности в соответствии с утвержденным проектом планировок и проектом межеваний территории, поставлен на кадастровый учет, включен органом местного самоуправления в утвержденный Перечень земельных участков, предлагаемых для предоставления многодетным семьям, что подразумевало и принятие муниципальным образованием на себя определенных обязательств, связанных с обеспечением его пригодности для тех целей, для которых он предоставляется.
При этом со стороны Правительства Вологодской области каких-либо действий, направленных на формирование земельного участка, либо на его передачу из государственной собственности в муниципальную не осуществлялось, какие-либо обязательства по исполнению полномочий органа местного самоуправления по обеспечению участка объектами инфраструктуры Правительство Вологодской области на себя не принимало.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, действующим правовым регулированием возложена на Администрацию Вологодского муниципального округа Вологодской области, правовые основания для возложения такой обязанности также на Правительство Вологодской области отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Воскресенского В.Ю., Воскресенской Е.В. к Правительству Вологодской области о возложении обязанности организовать строительство объектов инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и техническую возможность подключения земельного участка, площадью 1500 кв. м, с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для индивидуального жилищного строительства многодетной семье Воскресенской Е.В., к указанным объектам инженерной инфраструктуры в течение 18 (восемнадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, подлежит отмене.
Ссылки администрации муниципального образования на объективную невозможность органа местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, судебная коллегия отклоняет.
Так, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года № 12-П; определения от 12 апреля 2005 года № 142-О, от 13 июня 2006 года № 194-О, от 2 ноября 2006 года № 540-О и от 10 октября 2013 года № 1591-О).
Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
В части установления срока исполнения требований суд первой инстанции указал, что срок в 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда будет достаточным для исполнения решения суда, при этом в апелляционной жалобе администрация Вологодского муниципального округа Вологодской области ссылается на неисполнимость решения суда в установленный судом срок, указывая, что на реализацию исполнения решения суда в части возложения обязанности по строительству объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры потребуется срок от 3 лет до 5 лет, при условии наличия должного и своевременного финансирования со стороны областного бюджета, по предварительному расчёту стоимости строительных работ по возведению объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры, поименованных в вынесенном решении суда, отраженному в отзыве Департамента топливно- энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 24 июня 2024 года, составляет порядка 152 млн. рублей, при этом ни в апелляционной жалобе, ни в суде апелляционной инстанции на вопросы судебной коллегии представителем администрация Вологодского муниципального округа Вологодской области не были приведены объективные доводы и данные в какой срок необходим для выполнения требуемых мероприятий и соответственно о невозможности исполнения решения суда в предусмотренные в резолютивной части срок, в связи с чем, доводы апеллянта (администрация Вологодского муниципального округа Вологодской области) в указанной части подлежат отклонению. Поскольку судебная коллегия пришла к выводу, что Правительство Вологодской области является ненадлежащим ответчиком, основания для вмешательства в решение суда в пределах доводов администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области отсутствуют.
Так доводы, изложенные в апелляционной жалобе Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского районного суда Вологодской области от 09 августа 2024 года в части удовлетворения требований Воскресенского В.Ю,, Воскресенской Е.В. к Правительству Вологодской области о возложении обязанности организовать строительство объектов инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и техническую возможность подключения земельного участка, площадью 1500 кв. м, с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для индивидуального жилищного строительства многодетной семье Воскресенской Е.В., к указанным объектам инженерной инфраструктуры в течение 18 (восемнадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отменить.
Принять в отменяемой части новое решение.
В удовлетворении требований Воскресенского В.Ю,, Воскресенской Е.В. к Правительству Вологодской области о возложении обязанности обеспечить строительство инженерной инфраструктуры к земельному участку, отказать.
В остальном решение Вологодского районного суда Вологодской области от 09 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области по доверенности Батова А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Образцов
Судьи: Л.В. Белозерова
Е.С. Махина
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2024 года.