Дело №3а-292/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2018 года г.Тамбов
Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.
при секретаре Мороховой А.В.
с участием представителя административных истцов Мамонтовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рязанова В. В., Суханова В. И., Хорошкова А. Л. к Администрации Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Рязанов В.В., Суханов В.И., Хорошков А.Л. обратились в Тамбовский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 июля 2017 года в размере 4 539 969 руб. 06 коп..
В обоснование предъявленных требований административными истцами указано, что государственная кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что влияет на размер уплачиваемых ими арендных платежей.
В судебном заседании представитель административных истцов Мамонтова Е.А. просила удовлетворить административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
В своем письменном отзыве административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее – Управление Росреестра по Тамбовской области) просило в удовлетворении предъявленных к нему требований отказать по процессуальным основаниям, считая себя ненадлежащим административным ответчиком.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области) не оспаривает ни размер рыночной стоимости земельного участка, ни право на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 13 июля 2017 года при постановке участка на государственный кадастровый учет. Действия филиала по ее расчету считает законными и обоснованными.
Представитель Администрации Тамбовской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие и на усмотрение суда.
От представителя комитета земельных ресурсов и землепользования Администрации г.Тамбова по факсу поступили письменные возражения, в которых просит в удовлетворении требований отказать, «поскольку в противном случае выпадающий доход бюджета городского округа в отношении участка составит 394 159 руб.66 коп. за 2017 и 2018 годы, что не позволит в полной мере обеспечить финансирование городского округа – город Тамбов по первоочередным вопросам, касающимся надлежащего жизнеобеспечения населения».
Выслушав представителя административных истцов, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что административные истцы являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под нежилое здание (объекты складского назначения различного профиля), расположенного по адресу: ***.
По условиям договора аренды *** от 16 августа 2017 года, заключенного с комитетом земельных ресурсов и землепользования Администрации г.Тамбова годовой размер арендной платы за участок рассчитывается от кадастровой стоимости (пункт 3.1.)
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в этом случае, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В рассматриваемом случае таковым, а соответственно и надлежащим административным ответчиком по настоящему делу, является филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, которым кадастровая стоимость по состоянию на 13 июля 2017 года определена в размере 24 897 726,73 руб., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Поскольку администрация Тамбовской области и Управление Росреестра по Тамбовской области не являются органами, утвердившими результаты определения кадастровой стоимости либо осуществившими функции по государственной кадастровой оценке данного земельного участка в смысле вышеприведенной статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то требования к данным административным ответчикам в этой части предъявлены необоснованно.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административные истцы представили выполненный оценщиком ООО «СО-Эксперт» отчет об оценке *** от 14 декабря 2017 года, в соответствии с которым по состоянию на рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка на дату его оценки составила 4 539 969,06 руб..
Исследовав представленный отчет оценщика, суд приходит к выводу, что оценка земельного участка осуществлена лицом, имеющим право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, в соответствии с подлежащими применению Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральными стандартами оценки, на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчет об оценке содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка недвижимости в целом Тамбовской области и г.Тамбова, в том числе сегмента рынка земельных участков, к которым относится объект оценки.
Оценщиком представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимися при определении рыночной стоимости, и авторстве соответствующей информации и дате ее подготовке, к отчетам приложены копии распечаток объявлений, размещенных в сети «Интернет» с указанием наименования Интернет-ресурса, даты их подготовки, и сведений, собранных в результате интервью с авторами предложений, контактные номера телефонов которых приведены.
Тем самым требования п.11 Федерального стандарта оценки №3 «Требования к отчету об оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года №299, оценщиком выполнены.
Рыночная стоимость объекта оценки определялась оценщиком сравнительным подходом методом сравнения продаж.
Оценщиком были подобраны объекты-аналоги, которые по своим характеристикам сопоставимы с объектом оценки.
При этом оценщиком обоснованно были проведены корректировки цен объектов-аналогов по элементам сравнения, которые отличны от объекта оценки.
В отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Мотивы отказа от использования при оценке доходного и затратного подходов оценщиком приведены и сомнений у суда не вызывают.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае, доказательств иной рыночной стоимости земельного участка не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что административными истцами в подтверждение рыночной стоимости участка представлены доказательства, удовлетворяющие критериям относимости и допустимости, требования, предъявленные к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В данном случае датой внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка административного истца является 13 июля 2017 года, заявление о пересмотре кадастровой стоимости административным истцом подано в суд 21 декабря 2017 года, поэтому установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 13 июля 2017 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Рязанова В. В., Суханова В. И., Хорошкова А. Л., поданное в Тамбовский областной суд 21 декабря 2017 года, удовлетворить в части требований, предъявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 июля 2017 года в размере 4 539 969 руб. 06 коп..
В удовлетворении требований, предъявленных к Администрации Тамбовской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Ледовских И.В.
Мотивированное решение изготовлено 2 марта 2018 года.
Судья Ледовских И.В.