УИД № 49OS0000-01-2021-000002-40
Дело № 3а-3/2021
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2021 года г. Магадан
Магаданский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кречетова А.А.,
при секретаре Андреевой В.В.,
с участием:
представителей административного истца – публичного акционерного общества «Колымаэнерго» Петрунова А.И., Латыповой Р.А.,
представителей административного ответчика - департамента цен и тарифов Магаданской области Антоновой К.И., Бухониной Е.А., Жаворонковой Е.В.,
прокурора Зариповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Колымаэнерго» о признании недействующим приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 22 декабря 2020 года № 54-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 30 декабря 2019 года № 74-1/э», возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
публичное акционерное общество «Колымаэнерго» (далее – ПАО «Колымаэнерго») обратилось в Магаданский областной суд с административным иском к департаменту цен и тарифов Магаданской области (далее – Департамент, Регулирующий орган) о признании недействующим приказа Департамента от 22 декабря 2020 года № 54-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 30 декабря 2019 года № 74-1/э» (далее – Приказ от 22 декабря 2020 года № 54-1/э), возложении обязанности принять нормативный правовой акт в части установления размера одноставочной цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), производимую ПАО «Колымаэнерго» на 2021 год в соответствии с представленным расчетом.
В обоснование заявленных требований указало, что Приказом от 22 декабря 2020 года № 54-1/э установлен тариф на производимую ПАО «Колымаэнерго» электрическую энергию (мощность) на 2021 год в размере 1,221 руб./кВтч.
Однако установленный тариф экономически необоснован и рассчитан с нарушением требований законодательства в сфере электроэнергетики, не обеспечивает баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
При принятии оспариваемого приказа Департамент необоснованно исключил из размера необходимой валовой выручки ПАО «Колымаэнерго» на 2021 год доходы в размере 405 525,27 тыс. руб., полученные в 2019 году по свободному двустороннему договору купли-продажи электрической энергии (мощности) № 1817 от 16 сентября 2017 года, заключенному между ПАО «Колымаэнерго» и акционерным обществом «Полюс Магадан» (ранее – акционерное общество «Рудник имени Матросова») с учетом дополнительных соглашений к данному договору от 31 января, 24 мая 2018 года, 6 февраля, 5 августа 2019 года (далее - договор купли-продажи электрической энергии (мощности) № 1817 от 16 сентября 2017 года).
На 2019 год утвержденный тариф ПАО «Колымаэнерго» рассчитывался на объем полезного отпуска электрической энергии без учета объема электрической энергии, реализованной по свободному двустороннему договору купли-продажи электрической энергии (мощности), равно как и сам объем не включался в сводный прогнозный баланс указанного года.
Пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее - Основы ценообразования в электроэнергетике, здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) определено, что доходы, полученные производителем электрической энергии на розничных рынках, владеющим на праве собственности или на ином законном основании генерирующим объектом, расположенным в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, заключившим двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии с потребителем, объекты которого введены в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, по таким договорам не относятся к экономически необоснованным доходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и не подлежат исключению из необходимой валовой выручки при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
При установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования не подлежат включению в необходимую валовую выручку производителя электрической энергии выпадающие доходы, образовавшиеся в результате реализации заключенного указанным производителем двустороннего договора купли-продажи электрической энергии.
Следовательно, доход полученный заявителем от реализации электрической энергии (мощности) по свободному двустороннему договору купли-продажи электрической энергии (мощности) в 2019 году, не подлежит исключению из необходимой валовой выручки при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, то есть на период 2021 года.
Однако доход, полученный ПАО «Колымаэнерго» от реализации электрической энергии (мощности) по свободному двустороннему договору купли-продажи электрической энергии (мощности) в 2019 году в размере 405 525,27 тыс. руб., неправомерно исключен из расчета необходимой валовой выручки.
Согласно протоколу заседания Правления Департамента от 22 декабря 2020 года №45-ПЭ доход, полученный ПАО «Колымаэнерго» в размере 405 525,27 тыс. руб., был исключен из расчета необходимой валовой выручки в том числе и на основании непредставления показателей раздельного учета доходов и расходов в части расчетов по свободному двустороннему договору купли-продажи электрической энергии (мощности).
Подпунктом 1 пункта 6 Основ ценообразования в электроэнергетике установлено, что субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики: производство электрической энергии (мощности) с постанционной и поблочной разбивкой, в том числе для производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющих на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в разрезе договоров с гарантирующими поставщиками и потребителями, объекты которых введены в эксплуатацию после 1 июля 2017 года.
В соответствии с пунктом 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 33н, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
В соответствии пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Следовательно, данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по производству электрической энергии (мощности) в разрезе договоров с гарантирующими поставщиками и потребителями, объекты которых введены в эксплуатацию после 1 июля 2017 года за 2019 год в 2020 году ПАО «Колымаэнерго» не могли быть представлены в силу отсутствия таких требований.
Таким образом, исходя из положений пунктов 6, 7 Основ ценообразования в электроэнергетике во взаимосвязи с принципами организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики и положениями федерального законодательства о бухгалтерском учете доход, полученный в 2019 году по свободному двустороннему договору купли-продажи электрической энергии (мощности), не может быть исключен из необходимой валовой выручки как экономически необоснованный.
Незаконное и необоснованное исключение из необходимой валовой выручки подтвержденных соответствующими документами показателей, приводит к невозможности нормального осуществления предпринимательской деятельности, приведет к нарушению баланса экономических интересов, в том числе к сокращению инвестиционной программы ПАО «Колымаэнерго» в отношении оборудования, зданий и гидротехнических сооружений, участвующих в производстве электроэнергии.
Административный ответчик требования административного иска не признал.
Представив письменный отзыв, со ссылкой на положения подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктов 1.1, 3.2, 3.15.2, 4.5 Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 3-пп, абзаца 10 пункта 78(2) Основ ценообразования в электроэнергетике, пункта 2 приказа Федеральной службы по тарифам от 19 июня 2018 года № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (далее – Регламент установления цен, здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, пункта 62 Регламента Правительства Магаданской области, утвержденного постановлением губернатора Магаданской области от 25 декабря 2013 года № 183-п (далее – Регламент Правительства Магаданской области) указал, что оспариваемый Приказ от 22 декабря 2020 года № 54-1/э принят Департаментом в пределах имеющихся у него полномочий, с соблюдением установленных формы, вида, процедуры его принятия и опубликован в сетевом издании областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Магаданская правда» (https://magadanpravda.ru/) 30 декабря 2020 года.
При принятии оспариваемого приказа Департаментом из необходимой валовой выручки ПАО «Колымаэнерго» был исключен доход в размере 405 525,27 тыс. руб., полученный по договору купли-продажи электрической энергии (мощности) № 1817 от 16 сентября 2017 года в связи с отсутствием в данном договоре существенных условий, предусмотренных пунктом 116(2) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа): цены, определенной в рамках предельных уровней цен по двустороннему договору купли-продажи электрической энергии (мощности), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, или порядок ее определения; прогнозируемого объема покупки электрической энергии (мощности) по договору на период заключения договора купли-продажи, но не менее чем на 5 лет.
Кроме того, абзац 2 пункта 116 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, устанавливает, что производители электрической энергии (мощности) (в рассматриваемом случае – ПАО «Колымаэнерго») на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, вправе заключить двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии с потребителем в отношении объемов потребления объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, учтенных по таким договорам в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), по ценам в рамках предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на срок не менее 5 лет в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
В материалах, направленных ПАО «Колымаэнерго» для формирования прогнозного баланса, информация о включении в прогнозный баланс 2019 года объемов поставки электрической энергии по заключенным двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии потребляемой объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, не содержалась.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в электроэнергетике субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по перечисленным в данной норме видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе для производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющих на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в разрезе договоров с гарантирующими поставщиками и потребителями, объекты которых введены в эксплуатацию после 1 июля 2017 года.
Применение раздельного учета, в том числе бухгалтерского, по видам деятельности необходимо также для целей установления цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности, определенных законодательством Российской Федерации, в целях исключения повторного учета одних и тех же расходов при установлении цен (тарифов) по каждому из регулируемых видов деятельности.
Также полагал, что внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1947 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» изменения в пункт 7 Основы ценообразования в электроэнергетике в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим после 17 января 2020 года и не могут быть применены при разрешении вопроса о включении в необходимую валовую выручку дохода, полученного в 2019 году.
Учитывая изложенное, Департаментом при принятии оспариваемого приказа из необходимой валовой выручки ПАО «Колымаэнерго» был исключен доход в размере 904 326, 34 тыс. руб., в том числе сумма в размере 405 525,27 тыс. руб., полученная по договору купли-продажи электрической энергии (мощности) № 1817 от 16 сентября 2017 года.
В судебном заседании представители административного истца поддержали административный иск по основаниям в нём изложенным.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в возражениях Департамента на иск.
По заключению участвовавшего в деле прокурора оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверив соблюдение органом исполнительной власти Магаданской области компетенции и полномочий при принятии нормативного правового акта, суд установил следующее.
Приказом Департамента от 30 декабря 2019 года № 74-1/э «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую ПАО «Колымаэнерго», установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), производимую ПАО «Колымаэнерго», методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (без НДС) на 2020 год в размере 1, 288 руб./кВтч (I полугодие) и 1, 557 руб./кВтч (II полугодие), на 2021 год - 1, 557 руб./кВтч (I полугодие) и 1, 455 руб./кВтч (II полугодие), на 2022 год - в размере 1, 455 руб./кВтч (I полугодие) и 1, 556 руб./кВтч (II полугодие).
27 апреля 2020 года ПАО «Колымаэнерго» обратилось в Департамент с заявлением №07/1289 об установлении (корректировке) цен (тарифов) на 2021 год.
Приказом от 22 декабря 2020 года № 54-1/э внесены изменения в указанный приказ Департамента от 30 декабря 2019 года № 74-1/э, тариф на электрическую энергию (мощность), производимую ПАО «Колымаэнерго» на 2021 год, определен в размере 1, 221 руб./кВтч.
При этом, как следует из протокола заседания правления Департамента от 22 декабря 2020 года № 45-ПЭ, при определении необходимой валовой выручки ПАО «Колымаэнерго» регулирующим органом были исключены доходы, полученные данным обществом по договору купли-продажи электрической энергии (мощности) № 1817 от 16 сентября 2017 года (с дополнительными соглашениями от 31 января, 24 мая 2018 года, 6 февраля, 5 августа 2019 года), заключенному между ПАО «Колымаэнерго» и акционерным обществом «Рудник имени Матросова» (данное общество впоследствии переименовано в акционерное общество «Полюс Магадан»), в размере 405 525, 27 тыс. руб.
Несогласие ПАО «Колымаэнерго» с решением Департамента об исключении указанных доходов из необходимой валовой выручки послужило поводом для подачи настоящего административного иска.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным Законом от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике, здесь и далее нормы закона приведены в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа ).
В соответствии пунктом 1 статьи 6, пунктом 2 статьи 20, пунктами 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике деятельность территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии в силу ее естественно-монопольного характера подлежит государственному регулированию посредством установления единых на территории Российской Федерации правил доступа к электрическим сетям, а также путем регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям.
Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 3-пп (далее по тексту – Положение о департаменте цен и тарифов), Департамент является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
Департамент в области государственного регулирования в сфере электроэнергетики устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах установленных в соответствии с федеральным законодательством предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов (пункт 3.15.2 Положения о департаменте цен и тарифов).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 19 июня 2018 года № 834/18 «Об утверждении регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» утверждена форма принятия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Как следует из приложения № 2 к данному приказу, по результатам рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (предложений) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается решение.
Процедура принятия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики регламентирована Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, в соответствии с пунктами 25, 26 которых решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа. Заседание коллегиального органа регулирующего органа по рассмотрению вопросов об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов коллегиального органа.
Пунктом 4.5 Положения о департаменте цен и тарифов предусмотрено, что для определения основных направлений деятельности Департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более девяти человек.
В силу указанной нормы руководитель Департамента является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности.
Приказом департамента цен и тарифов Магаданской области от 20 февраля 2020 № 18 состав правления Департамента утвержден в количестве 9 человек.
Согласно Протоколу заседания правления Департамента от 22 декабря 2020 года № 45-ПЭ решение о корректировке тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую ПАО «Колымаэнерго» на 2021 год, установленных ранее методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы, принято при наличии кворума (присутствовало 7 человек из 9 членов правления).
Пунктом 62 Регламента Правительства Магаданской области определено, что опубликование нормативных правовых актов Правительства Магаданской области, губернатора Магаданской области, исполнительных органов государственной власти Магаданской области осуществляется в течение пятнадцати дней после дня их подписания.
Официальным опубликованием актов исполнительных органов государственной власти Магаданской области считается первая публикация его полного текста в сетевом издании областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Магаданская правда» (https://magadanpravda.ru/).
Судом установлено, что Приказ от 22 декабря 2020 года № 54-1/э опубликован в сетевом издании областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Магаданская правда» (https://magadanpravda.ru/) 30 декабря 2020 года.
Таким образом, названный приказ принят органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах имеющихся у него полномочий и компетенции с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к процедуре принятия нормативного правового акта, а также введения его в действие.
При этом ненадлежащая форма данного нормативного правового акта (его наименование) в силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации может повлечь признание его недействующим только при условии противоречия имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту.
Наличие таких противоречий судом не установлено.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике двусторонний договор купли-продажи электрической энергии – это соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.
Абзацем 2 пункта 116 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, вправе заключить двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии с потребителем в отношении объемов потребления объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, учтенных по таким договорам в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), по ценам в рамках предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на срок не менее 5 лет в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии с абзацами 4, 13 пункта 116(2) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии существенными условиями двустороннего договора купли-продажи электрической энергии (мощности), заключаемого в соответствии с абзацем вторым пункта 116 названного документа, являются:
цена по договору, определенная в рамках предельных уровней цен по двустороннему договору купли-продажи электрической энергии (мощности), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, или порядок ее определения;
прогнозируемый объем покупки электрической энергии (мощности) по договору на период заключения договора купли-продажи, но не менее чем на 5 лет.
Производитель электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющий на праве собственности или на ином законном основании генерирующим объектом, расположенным в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в течение 30 календарных дней со дня получения заявки потребителя на заключение двустороннего договора купли-продажи, предусмотренного абзацем вторым пункта 116 Основных положений функционирования розничных рынков, обращается в установленном порядке в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для установления предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). Указанные предельные уровни цен (тарифов) в отношении такого производителя устанавливаются в течение 30 дней со дня поступления обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней (пункт 18 Основ ценообразования в электроэнергетике).
Основами ценообразования в электроэнергетике определены основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Пунктом 7 Основ ценообразования в электроэнергетике предусмотрено, что доходы, полученные производителем электрической энергии на розничных рынках, владеющим на праве собственности или на ином законном основании генерирующим объектом, расположенным в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, заключившим двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии с потребителем, объекты которого введены в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, по таким договорам не относятся к экономически не обоснованным доходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и не подлежат исключению из необходимой валовой выручки при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. При этом при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования не подлежат включению в необходимую валовую выручку производителя электрической энергии выпадающие доходы, образовавшиеся в результате реализации заключенного указанным производителем двустороннего договора купли-продажи электрической энергии.
Из приведенных норм следует, что доходы, полученные производителем электрической энергии на розничных рынках, владеющим на праве собственности или на ином законном основании генерирующим объектом, расположенным в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, заключившим двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии с потребителем, не подлежат исключению из необходимой валовой выручки при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Вместе с тем для включения доходов, полученных по двустороннему договору купли-продажи электрической энергии, в необходимую валовую выручку требуется, чтобы данный договор был заключен в отношении объемов потребления объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, учтенных по таким договорам в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) и содержал существенные условия, предусмотренные пунктом 116(2) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в частности цену, определенную в рамках предельных уровней цен по двустороннему договору купли-продажи электрической энергии (мощности), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, или порядок ее определения, а также прогнозируемый объем покупки электрической энергии (мощности) по договору на период заключения договора купли-продажи, но не менее чем на 5 лет.
При этом предельные уровни цен (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании заявления производителя электрической энергии (мощности), планирующего заключить двусторонний договор купли-продажи, предусмотренный абзацем вторым пункта 116 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Как установлено в судебном заседании, ПАО «Колымаэнерго» в 2019 году с заявлением об установлении предельных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в Департамент не обращалось и, соответственно, указанные показатели для данного общества на 2019 год не устанавливались.
Полученный в 2019 году по договору купли-продажи электрической энергии (мощности) №1817 от 16 сентября 2017 года объем в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в 2019 году не учтен.
Представленный административным истцом договор купли-продажи электрической энергии (мощности) № 1817 от 16 сентября 2017 года (с дополнительными соглашениями от 31 января, 24 мая 2018 года, 6 февраля, 5 августа 2019 года) не содержит указания цены, определенной в рамках предельных уровней цен по двустороннему договору купли-продажи электрической энергии (мощности), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, или порядка ее определения, а также прогнозируемого объема покупки электрической энергии (мощности) не менее чем на 5 лет, то есть не содержит существенных условий, предусмотренных пунктом 116(2) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
При таких обстоятельствах договор купли-продажи электрической энергии (мощности) № 1817 от 16 сентября 2017 года (с дополнительными соглашениями от 31 января, 24 мая 2018 года, 6 февраля, 5 августа 2019 года) не мог быть отнесен к числу договоров, предусмотренных абзацем вторым пункта 116 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и, соответственно, оснований для включения в необходимую валовую выручку ПАО «Колымаэнерго» полученного по данному договору в 2019 году дохода с целью корректировки тарифа на производимую в 2021 году электроэнергию не имелось.
Кроме того, в нарушение требований подпункта 1 пункта 6 Основ ценообразования в электроэнергетике ПАО «Колымаэнерго» в регулирующий орган не были представлены данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов в том числе по производству электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи электрической энергии (мощности) № 1817 от 16 сентября 2017 года, что так же препятствовало включению полученного по договору дохода в необходимую валовую выручку Общества.
Исходя из изложенного, Регулирующий орган при корректировке тарифа на электрическую энергию на 2021 год и вынесении оспариваемого приказа обоснованно исключил из необходимой валовой выручки ПАО «Колымаэнерго» доход в размере 405 525, 27 тыс. руб., полученный по договору купли-продажи электрической энергии (мощности) № 1817 от 16 сентября 2017 года.
Доводы административного иска о невозможности установления в 2020 году предельных уровней цен на 2019 год, а также невозможности в 2020 году раздельного учета по договору купли-продажи электрической энергии (мощности) № 1817 от 16 сентября 2017 года за 2019 год правового значения для разрешения настоящего административного дела не имеют, установленные судом обстоятельства не опровергают.
Учитывая совокупность установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска и признания Приказа от 22 декабря 2020 года № 54-1/э недействующим, возложении обязанности принять нормативный правовой акт в части установления размера одноставочной цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), производимую ПАО «Колымаэнерго», на 2021 год в соответствии с представленным расчетом.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества «Колымаэнерго» о признании недействующим приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 22 декабря 2020 года № 54-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 30 декабря 2019 года № 74-1/э», возложении обязанности, отказать.
Опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - в газете «Магаданская правда».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (город Новосибирск) через Магаданский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 17 мая 2021 года.
Судья Магаданского областного суда А.А. Кречетов