Решение по делу № 2-1319/2019 от 01.03.2019

№ 2-1319/2019

64RS0047-01-2019-000819-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 мая 2019 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Андреевой С.Ю.,

при секретаре Романовой Ю.А.,

с участием представителя истца Шпигуновой Ю.В., действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Калиниченко Е.Г. о признании бездействия незаконным и устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации

установил:

Заместитель прокурора Фрунзенского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Калиниченко Е.Г. о признании бездействия незаконным и устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова <дата> проведена проверка ИП Калиниченко Е.Г. по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации по адресу: <адрес>.

В рамках проведенной проверки выявлены следующие нарушения вышеуказанных требований закона, а именно крыльцо входа в помещение парикмахерского салона пандусом или иными средствами доступа для инвалидов не оборудовано.

По факту уклонения ИП Калиниченко Е.Г. от исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов прокуратурой в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Саратова от 14 мая 2018 г. ИП Калиниченко Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Условия доступности инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – салону по адресу: <адрес> не созданы. Крыльцо входа имеет шесть ступеней, пандусом или иными средствами доступа не оборудовано, что не соответствует требованиям СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (п. 6.1.2). К объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здания салона, расположенного по адресу: <адрес>.

Таким образом, ИП Калиниченко Е.Г. по прежнему, несмотря на привлечение ранее к административной ответственности за уклонение от исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, продолжает уклоняться от исполнения требований действующего законодательства о доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В связи с тем, что круг лиц, чьи права непосредственно нарушаются ИП Калиниченко Е.Г., не определен, у прокурора имеется право на обращение в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, истец просит суд признать незаконными в отношении неопределенного круга лиц бездействие ИП Калиниченко Е.Г., выразившиеся в необеспечении условий облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан в помещении салона, расположенного по адресу: <адрес>, обязать ИП Калиниченко Е.Г. создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла коляски) для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры в помещении салона, расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СП 59.133330.2016, а именно: входную группу обустроить пандусом в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причин неявки суду не сообщила, письменных возражений в адрес суда не предоставила.

С учётом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает способ защиты гражданских прав в виде присуждения обязанности в натуре.

В ходе судебного разбирательства установлено, что собственником нежилого помещения по вышеуказанному адресу является Калиничено Е.Г. в соответствии со свидетельством о регистрации права от <дата> (л.д. 18).

<дата> проведена проверка ИП Калиниченко Е.Г. по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации по адресу: <адрес>.

В рамках проведенной проверки выявлены следующие нарушения вышеуказанных требований закона, а именно крыльцо входа в помещение парикмахерского салона пандусом или иными средствами доступа для инвалидов не оборудовано.

По факту уклонения ИП Калиниченко Е.Г. от исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов прокуратурой в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Саратова от 14 мая 2018 г. ИП Калиниченко Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей (л.д. 20-22).

Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Со стороны надзорного органа установлено, что условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам и к предоставляемым в них услугам не создано, нарушено право инвалидов по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры.

Согласно статье 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 3.1. данного Федерального закона в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Статья 15 Федерального закона определяет условия реализации прав и гарантий инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В 2012 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. Согласно ч. 1 ст. 9 данной Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым и предоставленным населению.

Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.

Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из социально-экономических задач.

Гарантии инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам регулируются СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001.».

Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации
25 октября 2012 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

Вместе с тем, со стороны ответчика ранее выявленные нарушения ст. 15 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и положений СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не устранены, что свидетельствует об обоснованности заявленного иска.

При решении вопроса о сроке устранения выявленных нарушений, суд полагает необходимым определить его в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Калиниченко Е.Г. о признании бездействия незаконным и устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконными в отношении неопределенного круга лиц бездействия ИП Калиниченко Е.Г., выразившиеся в необеспечении условий облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан в помещении салона, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать ИП Калиниченко Е.Г. создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла коляски) для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры в помещении салона, расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СП 59.133330.2016, а именно: входную группу обустроить пандусом в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 13 мая 2019 г.

Судья С.Ю. Андреева

2-1319/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Фрунзенского района
Ответчики
Калиниченко Елена Григорьевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Дело на странице суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Подготовка дела (собеседование)
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее