№ 2а-4702/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2017 г. г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.,
при секретаре Погореловой И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Матуляка И.И. к Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю об оспариванию действий по расчету земельного налога,
установил:
Матуляк И.И. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю, просит суд признать действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю, связанные с расчетом земельного налога физических лиц за 2014, 2015 годы, незаконными; обязать Межрайонную ИФНС России № 17 по Красноярскому краю осуществить перерасчет суммы земельного налога физических лиц за 2014,2015 годы согласно ставке земельного налога, в размере 0,3 процента от налоговой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории Частоостровского сельского совета Емельяновского района, д. Кубеково, <данные изъяты>. Требования мотивировал тем, что истцом от ответчика получено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате, в том числе земельного налога за 2015 год в сумме 1 159 800 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером № Налог рассчитан исходя из кадастровой стоимости 77 319 980 рублей, ставки налога 1,5% и количества месяцев владения (12). Матуляку И.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на территории Частоостровского сельского совета Емельяновского района, д. Кубеково, <данные изъяты>, площадь земельного участка 265604 м2, дата внесения кадастрового номера в ГКН 05.09.2002. Решением Частоостровского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 15.09.2014 № 31-113Р налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 0,3 процента от налоговой базы в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (пункт 2.1); 1,5 процента от налоговой базы в отношении прочих земельных участков (пункт 2.2). За 2014 и 2015 год по спорному земельному участку Инспекцией был исчислен налог в размере 1 159 800 рублей исходя из кадастровой стоимости, определенной на 01.01.2014 в размере 77 319 980,44 рублей, вида разрешенного использования «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и категории земельного участка «прочие земельные участки» по ставке 1,5%.
Матуляк И.И. не согласен с расчетом земельного налога, считает предъявляемую к оплате сумму необоснованно завышенной, поскольку на земельном участке на период с 12.02.2005 года и по сегодняшний день, находятся объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Все объекты зарегистрированы в установленном законом порядке: здание артезианской скважины; водонапорная башня; электроподстанции.
Объекты предназначены для водоснабжения самого участка, 2-х этажного 17 квартирного жилого дома и деревни Кубеково. Инженерные сети - трубопроводы проложены под землей по всей территории земельного участка по колодцам с выходом за территорию по направлению к деревне Кубеково. Так же, на участке имеется пожарный водоем. Электроподстанция используется для электроснабжения домов в деревне Кубеково, а также 2-х этажного 17 квартирного жилого дома, автоматизированного поста наблюдения за качеством атмосферного воздуха на участке № По всей территории участка размещены линии эл. передач. Вся территория земельного участка занята именно объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и соответствует целевому использованию. Таким образом, считаем незаконным применение ставки в размере 1,5 % от кадастровой стоимости для исчисления земельного налога, законной является ставка в размере 0,3 %.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующий на основании доверенности от 06.02.2017г. исковые требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.
Административный истец Матуляк И.И. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Административный МИФНС России №№17 по Красноярскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представитель административного ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ направила в суд отзыв, из которого следует, что по земельному участку с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, ставка земельного налога установлена в размере 1,5%. Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 77 318 980,44 руб. За 2014-2015г. по спорному земельному участку был исчислен налог в размере 1 159 800 руб., вид разрешенного использования «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материального-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» категории земельного участка «прочие земельные участки» по ставке 1,5%.
Согласно ст. 16 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре» изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер. Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316 предусматривается, что кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категориям) и виду функционального использования.
Владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования им земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятия решения которого правомерно применение иной ставки. Налоговые органы не имеют полномочий по пересмотру категории земли и вида разрешенного использования.
В отношении спорного земельного участка 17.12.2015г. внесено изменение в Государственный кадастр недвижимости, изменен вид разрешенного использования с «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» на « обеспечение сельскохозяйственного производства», при этом кадастровая стоимость составила 257 635,88 руб.
В соответствии с п.1 ст.391 и п. 12 ст.396 НК РФ налоговая база определяется на конкретную дату и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка). В случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Федеральным законом от 04.10.2014 №284-ФЗ в статью 391 НК РФ внесены дополнения относительно того, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в указанных и предыдущих налоговых периодах.
Таким образом, новая кадастровая стоимость в размере 257635,88 руб., установленная на 01.01.2016г., и ставка 0,3% в соответствии с назначением «обеспечение сельскохозяйственного производства» будут применены для расчета земельного налога за 2016 год.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся административного истца и представителя административного ответчика, надлежаще извещенных о дате и месте судебного заседания.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст.391 и п. 12 ст.396 НК РФ налоговая база определяется на конкретную дату и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка). В случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Федеральным законом от 04.10.2014 №284-ФЗ в статью 391 НК РФ внесены дополнения относительно того, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в указанных и предыдущих налоговых периодах.
Судом установлено что, Матуляк И.И. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, общая площадь участка 265604 кв.м., о чем в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделана запись № что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
На земельном участке с кадастровым номером № расположены следующие объекты недвижимости: нежилое здание, общей площадью 3530,30 кв.м., нежилое здание площадью 10, кв.м.,, баня, назначение нежилое, общая площадь 461,9 кв.м., хозяйственное строение, общей площадью 533,33 кв.м., хозяйственное строение, общей площадью 656,6 кв.м., хозяйственное строение, общей площадью 36,1 кв.м., хозяйственное строение, общей площадью 52,9 кв.м., хозяйственное строение, общей площадью 731,7 кв.м., хозяйственное строение, общей площадью 2,56 кв.м., хозяйственное строение, общей площадью 81,25 кв.м., хозяйственное строение, общей площадью 2,56 кв.м., хозяйственное строение, общей площадью 158,6 кв.м., хозяйственное строение, общей площадью 59,36 кв.м., забор из плит, общей площадью 732 кв.м.
Матуляком И.И. получено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, ему исчислен земельный налог за 2015г. в том числе в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по ставке 1,5%.
В соответствии с Решением Частоостровского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 24.12.2014 N 33-121P установлены ставки земельного налога в размере 0,3 процента от налоговой базы в отношении земельных участков: - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В отношении земельного участка с кадастровым номером №, изменен вид разрешенного использования на обеспечение сельскохозяйственного производства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., выданного взамен свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ
На жалобу Матуляка И.И. поступившую ДД.ММ.ГГГГ в которой истец просил вернуть переплату по земельному налогу за 2014 год в сумме 972840,06 рублей; пересчитать земельный налог за 2015 год, УФНС России по Красноярскому краю сообщило, что по данным Управления Росреестра по Красноярскому краю земельный участок с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет категорию земли - земли населенных пунктов с кодом 003002000000 и видом разрешенного использования с кодом 142007000000 «для иных видов использования, характерных для населенных пунктов» (присвоен в соответствии с Классификатором видов использования земель, утвержденным Приказом Росреестра от 12.10.2011 № П/389). При этом в соответствии указанным Классификатором земельным участкам с видом использования «для размещения коммунальных, складских объектов» присвоен код 14200500000, «для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства» присвоен код 142006000000. Виду разрешенного использования «для иных видов использования, характерных для населенных пунктов» соответствует ставка земельного налога, установленная в размере 1,5% пунктом 2.2 Решения Частоостровского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 15.09.2014 № 31-113Р. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером № не может быть отнесен к виду разрешенного использования «для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно протоколу осмотра территорий, помещений, документов, предметов № от ДД.ММ.ГГГГ подписанному представителями Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю по адресу: <адрес>, расположена территория, огороженная капитальным забором, на территории имеется здание скважины (строение №11), здание зерносклада (стр. 3), здание машинного двора (стр.4), крытая стоянка сельхозтехники (стр. 8), здание ТП (трансформаторной подстанции) 94-2-17 (стр.2), бытовое помещение проходная (стр. 1), здание ТП 94-2-16 (21) здание водонапорной башни (стр. 15), здание коровника (стр. 14), по всем зданиям представлены документы. В рабочем состоянии на данный период является водонапорная башня, скважина забора воды и две ТП (трансформаторные подстанции). От ТП идут электрические сети, предоставляющие электричество деревне Кубеково. Также по территории расположена ВТП, принадлежащая «МРСК Сибири» (ТП 94-2-8) арендная плата с «МРСК Сибири» не взимается. Визуально финансово-экономическая деятельность не ведется.
Согласно справки Частоостровского сельсовета Емельяновского района от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0120301:21 имеется ряд объектов недвижимости, которые имеют прямую социальную значимость для ближайшей деревни Кубеково. По сведениям, имеющимся в администрации, на участке расположена единственная функционирующая водонапорная башня и глубоководная артезианская скважина питьевой воды, а также электроподстанция, данные объекты используются для предоставления жилищно-коммунальных услуг и подачи электроэнергии двухэтажному многоквартирному дому и жителям частного сектора в д. Кубеково.
Оценивая представленные по делу доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что в ходке рассмотрения дела установлен факт расположения на земельном участке с кадастровым номером № принадлежащем истцу, двух электроподстанций, водонапорной башни и артезианской скважины, которые используются для предоставления жилищно-коммунальных услуг и подачи электроэнергии двухэтажному многоквартирному дому и жителям частного сектора в д. Кубеково.
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - это комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов
Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
В материалах дела стороной истца представлены доказательства, свидетельствующие о принадлежности указанных объектов к объектам инженерной инфраструктуры коммунального комплекса (свидетельства о государственной регистрации права собственности), и их использование для оказания коммунальных услуг для нужд потребителей жилищного комплекса д. Кубеково.
Нормами НК РФ прямо не установлено, какую именно ставку по земельному налогу следует применять, если земельный участок, принадлежащий одному налогоплательщику, относится к землям населенных пунктов и имеет более одного вида разрешенного использования.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с п. п. 2.2 - 2.6 Методических указаний.
По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В Письме Минфина России от 19.02.2014 N 03-05-05-02/6903 разъясняется, что при исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования, права на который принадлежат одному налогоплательщику, применяется одна налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
УФНС России по Красноярскому краю в ответе на жалобу истца указало, что Кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 77318980,44 рублей определена органом кадастрового учета исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Емельяновского муниципального района, для кадастрового квартала № д. Кубеково УАКС составил 291,1 рубль за 1 кв.м. (77 318 980,44/265 604 кв.м), который, в свою очередь, соответствует 9-й группе видов разрешенного использования согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края». За 2014 и 2015 год по спорному земельному участку Инспекцией был исчислен налог в размере 1 159 800 рублей исходя из кадастровой стоимости, определенной на ДД.ММ.ГГГГ в размере 77 319 980,44 рублей, вида разрешенного использования «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и категории земельного участка «прочие земельные участки» по ставке 1,5%.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Поскольку стороной истца представлены доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, суд приходит к выводу о том, что в силу подпункта 2.1 решения Частоостровского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края Совета от 15.09.2014г. № 31-113Р (в редакции от 24.12.2014 N 33-121P) земельный налог необходимо исчислять исходя из ставки 0,3 процента, подлежащей применению к кадастровой стоимости земельного участка со следующего налогового периода.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования административного истца о признании действий должностных лиц Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю, связанные с расчетом земельного налога за 2015 год, незаконными, возложении обязанности осуществить перерасчет земельного налога за 2015 года согласно ставки земельного налога в размере 0,3 процента от налоговой базы в отношении спорного земельного участка, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
исковые Матуляка И.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю об оспаривании действий по расчету земельного налога – удовлетворить частично.
Признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю, связанный с расчетом земельного налога физических лиц за 2015 год, незаконными.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю осуществить перерасчет суммы земельного налога физических лиц за 2015 год согласно ставке земельного налога в размере 0,3 процента от налоговой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории Частоостровского сельского совета Емельяновского района <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий М.М. Славкин
Мотивированное решение составлено 24.03.2017 г.