Дело № 2-198/2022
УИД 74RS0033-01-2022-000252-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 24 июня 2022 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Бикбовой М.А., при секретарях Юдиной И.С., Утешевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Сеилова Мухамедгалия Хакимовича к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, к администрации Нагайбакского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, о признании права собственности на нежилые помещения –имущественный комплекс,
установил:
Сеилов М.Х. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, к администрации Нагайбакского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области и просил признать право собственности на следующие объекты недвижимости – имущественный комплекс:
нежилое здание - лечебно-санитарный пункт, общей площадью 473,3 кв.м, с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, в 500 м на северо-восток от <адрес>;
нежилое здание - бойня, общей площадью 62,7 кв.м, с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, в 500 м на северо-восток от <адрес>;
нежилое здание - телятник, общей площадью 313,6 кв.м, с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, в 500 м на северо-восток от <адрес>.
В обоснование уточненных требований указал, что спорные объекты недвижимости принадлежали совхозу «Нагайбакский». Указанные объекты возведены в период до 1986 года.
Согласно действовавшему на тот момент законодательству –ст. 23 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и ст.99, 100 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.- собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являлись средства производства, в том числе предприятия, здания, сооружения и иное имущество, необходимое для осуществления их уставных задач и соответствующее целям их деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О реорганизации колхозов и совхозов» от 29.12.1991 г. совхоз «Нагайбакский» в порядке универсального правопреемства преобразован в сельскохозяйственное предприятие товарищество с ограниченной ответственностью «Нагайбакское, зарегистрированное решением администрации Нагайбакского района №.
Впоследствии ТОО «Нагайбакское» реорганизовано в сельскохозяйственный кооператив «Нагайбакский», что подтверждено уставом, затем в ОАО «Нагайбакское», зарегистрированное постановлением главы Нагайбакского муниципального района №. В нарушение требований закона собственник в лице ОАО «Нагайбакское» не зарегистрировало право собственности на указанные недвижимые объекты, которые перешли в порядке правопреемства.
ОАО «Нагайбакское» обанкротилось. Имущественный комплекс включены были в конкурсную массу в рамках дела о банкротстве. При это ОАО «Нагайбакское» обладало правомочием по распоряжению спорными объектами, несмотря на отсутствие государственной регистрации права собственности.
Поскольку право собственности на спорное имущество приобретено ЗАО «Арсламбаевский» в соответствии с указанными нормами и оплачивалось личными средствами Сеилова М.Х., общим собранием акционеров от ДД.ММ.ГГГГ было одобрено заключение соглашение об отступном и о передаче ему в собственность имущества, приобретенного по договору купли-продажи.
В судебном заседании истец Сеилов М.Х. и его представитель по ордеру адвокат Филиппова Т.И. требования полностью поддержали по изложенным в уточненном иске основаниям.
Представитель ответчика – администрации Нагайбакского сельского поселения Нагайбакского муниципального района, глава Васильев Г.В. согласился с исковыми требованиями по уточненным основаниям. Суду пояснил, что право собственности на эти объекты он как глава поселения был намерен признать за поселением в порядке признания имущества бесхозяйным. Имущественный комплекс был зарегистрирован в качестве бесхозяйного. Было подано заявление в суд о признании права собственности за поселением на весь имущественный комплекс. Однако Сеилов М.Х. представил документы, которые указали на наличие спора. Определением суда заявление о признании права собственности за Нагайбакским поселением на это имущество оставлено без рассмотрения.
Представитель ответчика администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Третье лицо Тепляков Э.А. извещен о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду неизвестны.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, пришёл к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Из протокола проведения торгов имущественного комплекса (лечебно-санитарный пункт, общей площадью 473,3 кв.м, бойня, общей площадью 62,7 кв.м, телятник, общей площадью 313,6 кв.м.) сельскохозяйственного предприятия ОАО «Нагайбакское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что победителем торгов стал ЗАО «Арсламбаевский».
Согласно договору № купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Нагайбакское» в лице конкурсного управляющего Теплякова Э.А., действующего на основании Решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ЗАО «Арсламбаевский», в лице директора Сеилова М.Х., действующего на основании Устава заключили договор о продаже имущества должника – имущественного комплекса сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. ст. 139, 110, 111 ФЗ № «О несостоятельности (банкротстве)» от ДД.ММ.ГГГГ посредством публичного предложения в соответствии с протоколом торгов по продаже имущества ОАО «Нагайбакское» от ДД.ММ.ГГГГ В состав имущественного комплекса согласно приложению к договору купли-продажи вошли:
Стоимость приобретаемого имущества по положениям договора купли-продажи составляет <данные изъяты>.
На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, продаваемое имущество продавцом передано, а покупателем принято.
Из имеющихся в деле квитанций от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от Сеилова М.Х. принята вся сумма стоимости продаваемого имущества в счет ОАО «Нагайбакское».
Согласно протоколу общего собрания акционеров ЗАО «Арсламбаевский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обсуждался вопрос об одобрения заключения соглашений об отступном между ЗАО «Арсламбаевский» и Сеиловым М.Х., поскольку он в своих действиях осуществлял в интересах ЗАО «Арсламбаевский» платежи за счет собственных средств по договору купли-продажи комплекса имущества сельскохозяйственного предприятия ОАО «Нагайбакское» № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам, выданным ОАО «Нагайбакское». В силу отсутствия денежных средств у ЗАО «Арсламбаевский» Сеилов М.Х. предложил принять решение о передаче ему в собственность имущество, приобретенное по договору купли-продажи ЗАО «Арсламбаевский» от ДД.ММ.ГГГГ
Из указанного протокола следует, что акционеры согласились заключить с Сеиловым М.Х. соглашение об отступном.
ДД.ММ.ГГГГ Сеилов М.Х. участник №, и ЗАО «Арсламбаевский», участник № заключили соглашение об отступном №. Из этого соглашения следует, что стороны подтвердили существование неисполненного обязательства ЗАО «Арсламбаевский» перед Сеиловым М.Х. по договору купли –продажи имущественного комплекса сельскохозяйственного предприятия ОАО «Нагайбакское» № от ДД.ММ.ГГГГ. Общий размер понесенных расходов Сеилова М.Х. определён на основании имеющихся чеков, выданное ОАО «Нагайбакское».
В качестве отступного Сеилову М.Х. передан имущественный комплекс, тем самым прекращено обязательство ЗАО «Арсламбаевский» перед Сеиловым М.Х..
Как пояснил ответчик - глава администрации Нагайбакского поселения, который подтвердил, что этот имущественный комплекс всегда находился в собственности совхоза «Нагайбакский» и его правопреемников.
Свидетель Свидетель №1 также указал, что он пользуется имущественным комплексом в настоящее время, но прежде чем занять его выяснял у Сеилова М.Х. и главы администрации, кому принадлежат эти объекты. Сеилов М.Х. ему пояснил, что право на эти объекты следует зарегистрировать в соответствии с требованиями законодательства. Глава поселения пояснил, что документов на эти здания у поселения нет. Сам он на них не претендует, но готов у законного собственника либо выкупить, либо заключить договор аренды.
У суда, исходя из имеющихся документов и пояснений участников процесса, не возникает сомнений, что Сеилов М.Х. приобрел право собственности на имущественный комплекс.
Однако у продавца ОАО «Нагайбакское» отсутствовали правоустанавливающие документы.
Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 1331 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с. ч.1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 указанного выше закона права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Согласно действовавшему законодательству –ст. 23 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и ст.99, 100 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.- собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являлись средства производства, в том числе предприятия, здания, сооружения и иное имущество, необходимое для осуществления их уставных задач и соответствующее целям их деятельности.
Из пояснений участников процесса истца, представителя ответчика Васильева, свидетеля Свидетель №1 спорный производственный комплекс находился в распоряжении совхоза «Нагайбакский».
Процедура реорганизации хозяйства и непосредственно совхоза «Нагайбакский» обусловлено Законом РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 № 443-1, Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 № 445-1, Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27.12.1991 № 323, Постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29.12.1991 № 86, Постановлением Правительства РФ «О ходе и развитии аграрной реформы в РФ» от 06.03.1992 № 138, Постановлением Правительства РФ «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» от 04.09.1992 №708, устанавливающих обязательность изменения правого статуса предприятий для развития модели рыночной экономики.
Согласно пункту 1 Устава товарищества ограниченной ответственности «Нагайбакский» являлось сельскохозяйственным предприятием, создано учредительным договором от 17 декабря 1992 года работников бывшего Нагайбакского совхоза на основе коллективно-долевой собственности участников, имеющих свои имущественные паи и земельные доли в имуществе и земельных угодьях предприятия. ТОО «Нагайбакский» по Уставу являлось правопреемником совхоза «Нагайбакский»
Таким образом, совхоз «Нагайбакский» в порядке универсального правопреемства преобразован в сельскохозяйственное предприятие товарищество с ограниченной ответственностью «Нагайбакское», зарегистрированное решением администрации Нагайбакского района №. ТОО «Нагайбакский» получены все активы реорганизованного хозяйства в свое владение, пользование и распоряжение, в том числе и спорные объекты.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Впоследствии ТОО «Нагайбакское» реорганизовано в сельскохозяйственный кооператив «Нагайбакский», что подтверждено уставом, затем в ОАО «Нагайбакское», зарегистрированное постановлением главы Нагайбакского муниципального района №. Таким образом имущество совхоза «Нагайбакский» было получено его правопреемниками, в том числе и ОАО «Нагайбакский»
В связи с изложенным ОАО «Нагайбакский» распорядилось своим имуществом, а именно продало на основании заключенного договора купли-продажи имущественный комплекс Сеилову М.Х., у которого фактически возникло право собственности на это спорное имущество по установленным и изложенным выше судом основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право собственности Сеилова Мухамедгалия Хакимовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты> на следующие объекты недвижимости:
нежилое здание - лечебно-санитарный пункт, общей площадью 473,3 кв.м, с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, в 500 м на северо-восток от <адрес>;
нежилое здание - бойня, общей площадью 62,7 кв.м, с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, в 500 м на северо-восток от <адрес>;
нежилое здание - телятник, общей площадью 313,6 кв.м, с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, в 500 м на северо-восток от <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области.
Председательствующий:
Мотивировочная часть решения изготовлена 30 июня 2022 года.