88-9399/2021
49RS0008-01-2020-002567-28
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 ноября 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Аноприенко К.В., Панфиловой Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туезова Т.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области о взыскании недоплаченных денежных средств за периоды нахождения в оплачиваемых отпусках, при выплате компенсационных выплат, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области на решение Хасынского районного суда Магаданской области от 13 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 23 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., судебная коллегия,
установила:
Туезова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области о взыскании денежных средств за период нахождения в оплачиваемом отпуске в сумме 87 275 рублей 54 копеек, доплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 130 635 рублей 96 копеек, компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении в размере 74 680 рублей 88 копеек, компенсации за задержку причитающихся выплат в размере 8 606 рублей 17 копеек, компенсации морального вреда в сумме 20 000 рублей.
В обосновании заявленных требований указав, что 13 декабря 2020 года служебный контракт с ней расторгнут и она уволена с должности главного специалиста – эксперта правового отдела Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
С 3 августа по 8 октября 2020 года ей был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 67 календарных дней, перед уходом в отпуск выплачены отпускные в сумме 131 800 руб. 39 коп.
При увольнении выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в размере 263 152 рублей 76 копеек, а также компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 67 дней в сумме 137 915 рублей 48 копеек.
При определении размера среднедневного денежного содержания для расчета указанных выплат работодателем не были учтены денежные средства, выплаченные гражданскому служащему в виде материального стимулирования. В результате размер выплат за период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске занижен на 87 275 рублей 54 коп., размер четырехмесячного содержания - на 130 635 рублей 96 коп., размер компенсации за неиспользованный отпуск – на 74 680 рублей 88 коп.
Полагала, что работодатель своими неправомерными действиями нарушил ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, на отдых, справедливую оплату труда, чем причинил моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях в связи с предстоящей потерей работы и лишением права на получение вознаграждения за труд.
Решением Хасынского районного суда Магаданской области от 13 апреля 2021 года, оставленным без изменения, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 27 апреля 2021 года, исковые требования удовлетворены частично. С УФНС России по Магаданской области в пользу Туезовой Т.В. взысканы недоплаченные денежные средства за период нахождения в оплачиваемом отпуске за период с 3 августа по 9 октября 2020 года в сумме 75 929 рублей 54 коп., недоплаченные денежные средства при выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 130 635 рублей. 96 коп., недоплаченные денежные средства при выплате компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 64 971 рублей 88 коп., компенсация за задержку выплат в сумме 7 643 рублей 04 коп., компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
В кассационной жалобе УФНС России по Магаданской области ставит вопрос об отмене постановления судов первой и апелляционной инстанций в связи с неправильным применением норм права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В ч.1 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указано, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.2 и ч.5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В абзаце 1 п.8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
В абзаце 2 п.8 Правил указано, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» п.2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» п.2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В ч.1 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч.2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указано, что порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 названного Указа Президента РФ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п.1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Однако, в п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч.10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст.50 и ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7.
Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Материалами дела установлено, что Туезова Т.В. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области от 15 июля 2020 года №.1-10/53 ей был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 67 календарных дней с 3 августа по ДД.ММ.ГГГГ.
За период нахождения гражданского служащего в отпуске истцу выплачено денежное содержание, при расчете которого не учтены выплаченные ей в период службы суммы материального стимулирования (в сентябре 2019 года выплачено – 44 215 руб., в декабре 2019 года – 40 815 руб., в апреле 2020 года – 41 268 руб. 50 коп., в июне 2020 года – 27 151 руб.), а также дополнительного материального стимулирования (выплачено в августе 2019 года – 31 000 руб., в сентябре 2019 года – 43 452 руб., в ноябре 2019 года – 44 575 руб., в декабре 2019 года - 41 339 руб., в марте 2020 года – 66 827 руб., в июне 2020 года – 60 933 руб.).
При увольнении истцу в соответствии с пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 263 152 руб. 76 коп. и компенсация за 67 дней неиспользованного отпуска в размере 137 915 руб. 48 коп.
При расчете указанных выплат не были учтены суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в течение 12 месяцев, предшествующих дате увольнения. Помимо перечисленных выплат за декабрь 2019 года, март, апрель, июнь 2020 года, не учтены суммы материального стимулирования, выплаченные в сентябре 2020 года – 30 013 руб., а также дополнительного материального стимулирования, выплаченного в августе 2020 года – 28 569 руб., в сентябре 2020 года – 14 844 руб., в октябре 2020 года – 21 961 руб., в ноябре 2020 года – 18 167 руб.
Судом установлено, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) были выплачены на основании писем ФНС России о бюджетных ассигнованиях на материальном стимулировании, дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а также изданных на их основании приказов УФНС России по Магаданской области и Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области о выплате премии за счет средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих, а также дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об удовлетворении иска, учел требованияп.4 ч.1 ст.14, ч.1,2,5,10 ст.50, ч.1,2,3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, разъяснения, данные в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482, пришел к выводу о том, что выплаченное Туезовой Т.В. в 2019, 2020 годах материальное стимулирование относится к категории иных дополнительных выплат и подлежит учету при определении сумм отпускных, компенсации за отпуск при увольнении, компенсационных выплат.
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с такими выводами.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Хасынского районного суда Магаданской области от 13 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФНС России по Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи