Дело № 2-3136/2023
50RS0019-01-2023-003620-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 27 ноября 2023 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Т.М.,
при секретаре судебного заседания Баламутовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трапезниковой Е. С., КоМ. М. С. к администрации городского округа Клин Московской области о возложении обязанности провести комплексное обследование межведомственной комиссией жилого помещения с целью признания его непригодным для проживания, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Трапезникова Е.С., КоМ. М.С. обратились в суд с иском к администрации городского округа Клин Московской области о возложении обязанности провести комплексное обследование межведомственной комиссией жилого помещения с целью признания его непригодным для проживания, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование иска указывали на то, что в результате пожара, произошедшего 04.02.2018 года, жилой дом по адресу: /адрес/ потерпел полную гибель и на настоящий момент времени фактически не существует, ремонту и реконструкции не подлежит, для проживания не пригоден.
Одновременно с этим, постановлением Администрации г.о. Клин от 22.11.2020 № 1879 Трапезникова Е.С. и ее дочь КоМ. М.С. признаны малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, состоят на очереди на получение квартиры по договору социального найма в соответствии с действующим жилищным законодательством.
При этом истцам предоставлено жилое помещение из состава манёвренного жилищного фонда, которое не соответствует действующим санитарным нормам и правилам, система водоснабжения и водоотведения находятся в аварийном состоянии.
В июле 2023 года истцы обращались в Администрацию г.о. Клин с заявлением о проведении комиссионного обследования остатков дома с целью признания его не подлежащим ремонту и реконструкции, однако ответа на заявление не получили, равно как информации о результатах обследования, что свидетельствует об уклонении администрации г.о. Клин от проведения соответствующего обследования остатков указанного дома.
Учитывая указанные обстоятельства, истцы просили суд возложить на администрацию городского округа Клин Московской области обязанность обеспечить проведение комплексного обследования межведомственной комиссией остатков жилого дома по адресу: /адрес/ целью его признания непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции и по результатам комплексного обследования предоставить им благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в пределах г. Высоковск г.о. Клин Московской области.
Истцы Трапезникова Е.С., КоМ. М.С. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Не отрицали факт предоставления ответчиком им иного жилья, ссылались также на его непригодность к проживанию и удаленность от г. Высоковск г.о. Клин Московской области.
Представитель ответчика администрации городского округа Клин Московской области по доверенности Воронина М.С. возражала против удовлетворения иска, указывала на то, что истцы обеспечены жильем из маневренного фонда. Предоставить во внеочередном порядке жилье им нельзя, поскольку это ничем не предусмотрено. Кроме того указывала на то, что пожар в доме произошел по вине истцов. Также ссылалась на направление ответа по обращению истцов о проведении комплексного обследования межведомственной комиссией остатков жилого дома. В межведомственную комиссию о проведении обследования дома истцы не обращались.
Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Исходя из вышеперечисленных ном закона для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть1).
Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Исходя из положений статьи 57 ЖК РФ, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Таким образом, само по себе признание жилого помещения не пригодным для проживания не влечет право на внеочередное предоставление жилого помещения, расселение такого жилого помещения осуществляется в сроки, установленные органом местного самоуправления.
Основанием для внеочередного расселения данного жилого помещения может являться установление опасности для жизни и здоровья проживание в таком жилом помещении, однако должны быть соблюдены общие требования к предоставлению жилого помещения по договорам социального найма и подтверждена объективная нуждаемость в жилом помещении.
На основании п. 3 ст. 15 ЖК РФ, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение установлены Положением о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Обращаясь в суд с иском, истцы указывали на то, что в результате пожара, произошедшего 04.02.2018 года, жилой дом по адресу: /адрес/, в котором они проживали, потерпел полную гибель и на настоящий момент времени фактически не существует, ремонту и реконструкции не подлежит, для проживания не пригоден (л.д.14).
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г.о. Клин от 22.11.2020 № 1879 Трапезникова Е.С. и ее дочь КоМ. М.С. признаны малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, состоят на очереди на получение квартиры по договору социального найма в соответствии с действующим жилищным законодательством.
При этом истцам предоставлено жилое помещение из состава манёвренного жилищного фонда, которое, по их мнению, не соответствует действующим санитарным нормам и правилам, система водоснабжения и водоотведения находятся в аварийном состоянии, что подтверждается заключением эксперта от 2021 года и фотографиями.
Постановлением Администрации г.о. Клин № 1043 от 23.05.2023 года на основании заявления Трапезниковой Е.С., с ней заключено дополнительное соглашение к договору коммерческого найма жилого помещения от 06.02.2018 №1/18 (состав семьи 2 человека: она, дочь Комарова М.С.) на комнаты № 19 и № 20 площадью 40, 95 кв.м. в квартире, расположенной по адресу: /адрес/ продлен срок проживания с регистрацией по месту пребывания на 1 год (л.д. 60, 61-64, 65).
Истцы в обоснование иска указывали на то, что в июле 2023 года они обращались в Администрацию г.о. Клин с заявлением о проведении комиссионного обследования остатков дома с целью признания его не подлежащим ремонту и реконструкции, однако ответа на заявление не получили, равно как и информации о результатах обследования, что свидетельствует об уклонении администрации г.о. Клин от проведения соответствующего обследования остатков дома по адресу: /адрес/ (л.д. 19).
Учитывая указанные обстоятельства, истцы просили суд возложить на администрацию городского округа Клин Московской области обязанность обеспечить проведение комплексного обследования межведомственной комиссией остатков жилого дома по адресу: /адрес/ целью его признания непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции и по результатам комплексного обследования предоставить им благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в пределах г. Высоковск г.о. Клин Московской области.
Вместе с тем, в материалы дела ответчиком представлен ответ на обращение истцов в адрес администрации г.о. Клин (л.д. 68), в котором указано следующее:
В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Трапезникова Е.С. состоит на данном учете под номером 420 и будет обеспечена жильем по договору социального найма по мере поступления жилой площади к распределению.
Учитывая пожар, произошедший по адресу: г.о. Клин, /адрес/, в феврале 2018 года, по договору коммерческого найма Трапезниковой Е.С. было предоставлено жилье по адресу: г. о. Клин, /адрес/. От данного варианта она отказалась.
18.05.2023 года на личном приеме, на период учебы дочери Трапезниковой Е.С., было предложено проживание в общежитии по адресу: /адрес/. Желания заселяться она не изъявила.
В настоящее время предложена для заселения комната в общежитии по адресу: /адрес/. Предложено для оформления соответствующих документов связаться с сотрудниками отдела по учету и распределению жилья (л.д. 70).
Как пояснил представитель ответчика, истцы не связывались с администрацией для получения предоставляемого жилья.
Также 04.08.2023 года администрация г.о. Клин направляла ответ на обращение истца, указывая на то, что Постановлением Администрации городского округа Клин от 20.11.2020 №1879 семья Трапезниковой Е.С. была признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящее время они включены в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в городском округе Клин. Номер очереди на текущую дату 420. В связи с трудной жизненной ситуацией в 2018 году для временного проживания им была предоставлена жилая площадь по договору коммерческого найма в г. Высоковск. Жилая площадь по договору социального найма будет предоставлена в порядке очередности. В настоящее время предложена комната в общежитии, расположенном по адресу: /адрес/ /адрес/ (л.д. 69).
Тем самым, наличие оснований для внеочередного обеспечения истцов жилым помещением по договору социального найма не установлено.
Учитывая вышеприведенные нормы права, представленные в материалы дела доказательства, то обстоятельство, что истцы не обращались в межведомственную комиссию с просьбой о проведении комплексного обследования, суд не находит оснований для удовлетворения иска в части обязания администрации городского округа Клин Московской области провести комплексное обследование межведомственной комиссией жилого помещения с целью признания его непригодным для проживания.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Трапезниковой Е.С., КоМ. М.С. о возложении на ответчика обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, вытекающих из первоначальных требований, также не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Трапезниковой Е. С., КоМ. М. С. к администрации городского округа Клин Московской области о возложении обязанности провести комплексное обследование межведомственной комиссией жилого помещения с целью признания его непригодным для проживания, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья подпись Т.М. Воронова
Мотивированное решение составлено 04 декабря 2023 года.
Копия верна
Решение не вступило в законную силу
Судья Т.М. Воронова