Решение по делу № 33-2106/2020 от 10.09.2020

33-2106/2020 (2-1245/2020)          Судья Прошкина Г.А.

УИД 62 RS0004-01-2020-002111-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 октября 2020 г.                              г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Косенко Л.А.,

судей Федуловой О.В., Жирухина А.Н.,

при секретаре Оспенниковой Н.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центр" на решение Советского районного суда г. Рязани от 22 июля 2020 г., которым постановлено:

Исковые требования Булычева Сергея Владимировича к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центр" об обязании перенести контейнерную площадку для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов – удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центр" (ОГРН , ИНН , КПП , юридический адрес: <адрес>) в течение одного месяца после вступления настоящего решения в законную силу контейнерную площадку для временного хранения твердых бытовых отходов, размещенную в районе <адрес> (широта , долгота ), перенести в соответствии с действующими на территории Российской Федерации нормативными правилами.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центр" в пользу Булычева Сергея Владимировича судебные расходы на уплату госпошлины в размере 300 руб.

Разъяснить ответчику, что, если он не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов.

За неисполнение решения суда без уважительных причин в отношении ответчика могут быть применены меры, предусмотренные федеральным законом.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Жирухина А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Булычев С.В. обратился в суд с иском к ООО "Управляющая компания Центр" об обязании перенести контейнерную площадку для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, мотивируя заявленные требования тем, что он, истец, является собственником квартиры по адресу: <адрес>, в непосредственной близости от окон которой на расстоянии 8,5 м. расположена контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, находящаяся в 3 м. от трансформаторной подстанции, постоянно переполненная, издающая неприятные запахи, способствующая размножению грызунов, которая является местом сбора отходов и для дома <адрес>, и для домов <адрес>. Ссылаясь на то, что расположение такой площадки без получения необходимого согласования в нарушение требований правил устройства электроустановок, правил пожарной безопасности, правил благоустройства города, санитарных и иных норм, существенно влияет на жизнедеятельность жильцов дома, уродует облик придомовой территории, а его многочисленные обращения по данному вопросу в различные органы и организации повлекли привлечение ООО "Управляющая компания Центр" к административной ответственности, но других результатов не дали, просил суд обязать ООО "Управляющая компания Центр" перенести контейнерную площадку для временного хранения твердых бытовых отходов в соответствии с действующими нормативными правилами.

Суд удовлетворил заявленные требования, постановив обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ответчик ООО "Управляющая компания Центр" просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, полагая, что является ненадлежащим ответчиком по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что обязанность по содержанию площадок накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки. Также в соответствии с пунктом 2.45 Правил благоустройства территории муниципального образования – город Рязань, принятых решением Рязанской городской думы от 28 марта 2019 , ответственность за обустройство и надлежащее содержание контейнерной площадки несет ее собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении исковых требований.

Стороны, их представители в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, от представителя ООО "Управляющая компания Центр" Санькова Д.В. имеется письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответной стороны.

В этой связи судебная коллегия на основании частей 3, 5 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.

Исследовав и проанализировав материалы гражданского дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Управляющая компания Центр» (ранее «Жилищно-эксплуатационное управление ») осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: <адрес>.

Булычев С.В. является собственником 3-комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Земельные участки под многоквартирными домами уд. Затинная, <адрес> оформлены в общую долевую собственность собственников помещений в этих домах и поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами и соответственно.

В настоящее время на обслуживаемом управляющей компанией земельном участке (широта , долгота ) на расстоянии менее 20 м. (5м.) до ближайшего жилого дома по <адрес> на расстоянии менее 20 (10,5 м.) до жилого дома по <адрес>, в непосредственной близости от окон квартиры , находится действующая контейнерная площадка с открытыми мусоросборниками.

В мае 2019 г. Государственной жилищной инспекцией Рязанской области в отношении ООО «Управляющая компания Центр» вынесено предписание о необходимости согласования расположения контейнерной площадки в установленном порядке.

В октябре 2019 г. на основании обращений граждан, по результатам выхода на место, в отношении ООО «Управляющая компания Центр» составлен протокол об административном правонарушении.

Заключением Управления Роспотребнадзора по Рязанской области от 10 февраля 2020 г. , основанным на соответствующих результатах санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» от 7 февраля 2020 г., такое расположение признано не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе пунктам 2.2, 2.6 СанПин 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».

Обращение ООО «Управляющая компания Центр» по вопросу согласования размещения (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на прежнем месте (широта 54.628994, долгота 39.766513), осталось без удовлетворения, о чем администрацией г. Рязани вынесено постановление от 25 марта 2020 г.

Названные обстоятельства сторонами не оспаривались и объективно подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в суде первой инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Разрешая заявленные исковые требования Булычева С.В., суд первой инстанции, установив, что собственники помещений в многоквартирных домах передали принадлежащие им функции по установке на придомовой территории контейнеров для твердых отходов и их содержанию управляющей компании, которая обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона, а также установив факты несоответствия спорной контейнерной площадки требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, отказа администрации г. Рязани в согласовании ее размещения на прежнем месте, невключении ее в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, а также близость ее расположения к месту жительства (собственности) истца Булычева С.В., пришел к выводу о возложении на ответчика ООО «Управляющая компания Центр» обязанности по устранению таких нарушений путем переноса контейнерной площадки для временного хранения твердых бытовых отходов в соответствии с действующими на территории Российской Федерации нормативными правилами.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.

В силу статей 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2. СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. N 20, расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м., но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.

При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров) (п. 2.3 указанных СанПиН).

Положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения их реестра определены Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039.

В соответствии с пунктами 4 - 7 указанных Правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.

По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган с учетом позиции соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе в случае несоответствия места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

В силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

В соответствии с пунктами 40, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 собственники помещений вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, ООО «Управляющая компания Центр» осуществляет управление указанным в исковом заявлении многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.

В настоящее время на обслуживаемом управляющей компанией земельном участке на расстоянии менее 20 м. (5 м.) до ближайшего жилого дома по <адрес> на расстоянии менее 20 м. (10,5 м.) до жилого дома по <адрес>, в непосредственной близости от окон квартиры , принадлежащей истцу, находится действующая контейнерная площадка с открытыми мусоросборниками, что, безусловно, нарушает право истца на благоприятную окружающую среду.

Однако, как указывалось выше заключением Управления Роспотребнадзора по Рязанской области от 10 февраля 2020 г. , основанным на соответствующих результатах санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области" от 7 февраля 2020 г., такое расположение на прежнем месте (широта 54.628994, долгота 39.766513) было признано не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе вышеуказанным пунктам 2.2, 2.6 СанПин 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований".

Определением судебной коллегии от 7 октября 2020 г. ответчику в порядке части 2 статьи 327.1 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" было предложено представить дополнительные доказательства нахождения спорной площадки вне зоны обслуживания управляющей организации и отсутствия технической возможности переноса спорной площадки.

Вместе с тем, доказательств названных фактов, равно как и доказательства невозможности оборудования в границах земельных участков по <адрес> иного места для временного накопления отходов в соответствии с требованиями законодательства, в материалах дела отсутствуют.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, исходя из анализа вышеуказанных норм, установленных по делу обстоятельств, именно на ООО "Управляющая компания Центр" как на организацию, осуществляющую обслуживание многоквартирного жилого дома истца по адресу: <адрес>, возложена обязанность по надлежащему содержанию площадки для сбора отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного жилого дома.

Более того, принимая ранее участие в суде апелляционной инстанции, представитель ответчика Саньков Д.В. подтвердил факт начала исполнения управляющей компанией обжалуемого решения, что в свою очередь подтверждает спорный характер правоотношений сторон, правильно установленный судом первой инстанции и объективно явствующий из их поведения.

Утверждения апеллятора о нахождении контейнерной площадки на землях муниципального образования – г. Рязань являются надуманными, поскольку объективно ничем иным не подтверждены.

На указанное обстоятельство ответчик в суде первой инстанции не ссылался, нахождение спорной площадки в границах земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080073:41 на оспаривал и доказательств обратного суду в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлял.

Приложенные же к апелляционной жалобы выписки из ЕГРН, выкопировки из публичной кадастровой карты, акты выборки земельного участка под строительство контейнерной площадки для размещения емкостей под ТБО от 2 апреля 2019 г. и акт проверки от 1 ноября 2011 г. указанное обстоятельство бесспорно не подтверждают.

О проведении соответствующего исследования ответчика ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции не ходатайствовал.

Утверждения апеллятора относительно того, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> от 22 октября 2019 г. собственники проголосовали против переноса контейнерной площадки не влекут отмену постановленного решения, поскольку исходя из смысла основных начал жилищного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, не допустима реализация решения общего собрания, противоречащего нормам законодательства, в том числе и санитарно-эпидемиологического.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 г.), предусмотренное частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственников помещений в многоквартирном доме владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать те же самые права других собственников, а интерес одного собственника противопоставлять интересам других собственников.

По смыслу указанных выше норм закона и акта их толкования, положения Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок пользования общим имуществом многоквартирного жилого дома, не могут быть изменены ни по инициативе собственников, ни по инициативе общего собрания собственников помещений, они могут быть установлены только законодателем. В этой связи, ссылка апеллятора на указанное решение не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку судом в силу положений статьи 120 Конституции России не подлежит применению решение любого органа, противоречащее закону.

Таким образом, поскольку судом установлено, что нахождение контейнерной площадки на прежнем месте не согласуется с указанными выше нормами санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушает права и законные интересы собственника квартиры по адресу: <адрес>, Булычева С.В.. выводы о возложении на управляющую организацию обязанностей по ее переносу являются верными.

Ссылка на апеллятора на Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, якобы возлагающие указанную обязанность на органы местного самоуправления ошибочна и вырвана из контекста названного нормативно-правового акта, поскольку пунктом 4 указанного Постановления, которые следует применять в нормативном единстве с пунктами 2.37-2.39 Правил благоустройства территории муниципального образования - город Рязань, утвержденных Решение Рязанской городской Думы от 28 марта 2019 г. N 90-III, предусмотрено, что такая обязанность для органов местного самоуправления наступает за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев возложения такой обязанности на иных лиц (в данном случае – исходя из норм жилищного законодательства, на управляющие организации).

Следовательно, поскольку оборудование площадки для контейнеров является составной частью услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, управление которым осуществляет ООО "Управляющая компания Центр", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на ООО "Управляющая компания Центр" лежит обязанность перенести контейнерную площадку с контейнерами для сбора бытовых отходов в соответствии с действующими на территории Российской Федерации нормативными правилами.

Причин не согласиться с указанными выводами районного суда судебная коллегия не усматривает.

По вышеизложенным основаниям, доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Управляющая компания Центр" является ненадлежащим ответчиком по делу, сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции, противоречат нормам материального права, и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат, и признаются судебной коллегией несостоятельными.

Решение суда является законным, обоснованным, мотивированным.

Нарушений норм материального и/или процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

            

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Рязани от 22 июля 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центр" – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2106/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Булычев Сергей Владимирович
Ответчики
ООО УК Центр
Другие
Саньков Денис Васильевич
Гаврюшин Виталий Алексеевич
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Жирухин Андрей Николаевич
Дело на странице суда
oblsud.riz.sudrf.ru
14.09.2020Передача дела судье
07.10.2020Судебное заседание
14.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2020Передано в экспедицию
14.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее