Решение по делу № 33-3897/2023 от 13.03.2023

УИД 34RS0001-01-2022-005246-44

Судья Юрченко Д.А. дело № 33-3897/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 6 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Марчукова А.В.,

судей Шиповской Т.А., Колгановой В.М.,

при секретаре Клинковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-264/2023 по иску Осиповой Е. С. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности

по апелляционной жалобе Осиповой Е. С.

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 января 2023 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Осиповой Е. С. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности включить период обучения в высшем учебном заведении и произвести перерасчёт размера пенсии с взысканием неполученных денежных средств – отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав Осипову Е.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Смирнову Н.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Осипова Е.С. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности включить в стаж период обучения и произвести перерасчет пенсии.

В обоснование иска указала, что ее пенсия составляет 18543 рубля, 2231 рубль составляет ежемесячная денежная выплата по инвалидности. При этом, Осипова Е.С. считает, что пенсионным органом не был включен в подсчет стажа период обучения в высшем учебном заведении. Считая размер пенсии заниженным, Осипова Е.С. просила суд возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж период обучения в высшем учебном заведении и произвести перерасчет пенсии со взысканием недополученных денежных средств.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Осипова Е.С. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства, а также фактическими обстоятельствами дела.

В настоящее время пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Как следует из статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

К страховой пенсии назначается и выплачивается фиксированная выплата к страховой пенсии, подразумевающая под собой обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, действующего в определенный период времени.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400–ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) за периоды, имевшие место до 01.01.2015 г., определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленной по состоянию на 31.12.2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ).

По нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии определяется индивидуально, с учетом трудового стажа, сведений о заработной плате по состоянию на 01.01.2002 г., которые должны быть подтверждены документально, и суммы страховых взносов, начисленных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации с 01.01.2002 г. при наличии факта работы после 01.01.2002 г.

Статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (далее также – РПК) по соответствующей формуле, где одним из элементов является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав определяется по одному из вариантов, предусмотренных статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ с использованием соответствующих формул.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Расчетный размер трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ определяется по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП,

где РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20. При продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости стажевый коэффициент составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Осипова Е.С. с 1 августа 2004 г. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной на основании пункта 19 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Оценка пенсионных прав истца произведена пенсионным органом на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ как по наиболее выгодному варианту расчета пенсии.

Общий трудовой стаж истца по состоянию на 01.01.2002 г., из которого произведен расчет пенсии, составляет 28 лет 00 месяцев 29 дней. Следовательно, коэффициент по стажу составил 0,63 (0,55 стажевый коэффициент при требуемом стаже для женщин 20 лет + 0,08 за 8 лет стажа сверх требуемых 20 лет).

Расчет размера пенсии осуществляется с учетом данных по заработной плате за период работы с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г., отношение среднемесячной заработной платы Осиповой Е.С. к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составило 1,219 при максимальном 1,2.

Расчетный размер пенсии по состоянию на 01.01.2002 г. составил 1263,28 руб. (0,63 коэффициент по стажу х 1,2 отношение по среднему заработку с учетом п.3 ст.30 Закона № 173-ФЗ х 1671 руб. средняя заработная плата за 3 квартал 2001 года).

Страховая часть пенсии по состоянию на 01.01.2002 составила 813,28 руб. (1263,28 руб. – 450 руб. базовая часть пенсии на 01.01.2002 г.).

Из материалов пенсионного дела следует, что по состоянию на 1 января 2023 г. размер страховой пенсии Осиповой Е.С. составляет 21966 рублей 88 копеек, из которых: 11866 рублей 57 копеек – страховая пенсия, 7567 рублей 33 копейки – фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, 2532 рубля 98 копеек – ежемесячная денежная выплаты по инвалидности 3 группы.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Осиповой Е.С. о включении в страховой стаж периодов учебы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что включение спорных периодов не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает правильным, основанным на верном толковании норм материального права и соответствующим обстоятельствам дела.

Действительно, ранее действующим законодательством было предусмотрено включение в специальный стаж при назначении пенсий в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данная норма закреплена в пункте 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Между тем, согласно имеющихся в материалах дела доказательств, периоду обучения не предшествовала педагогическая деятельность, что является основанием для отказа во включении в стаж работы спорного периода.

Кроме того, пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (пп. "з").

Между тем, как следует из материалов пенсионного дела Осиповой Е.С., оценка ее пенсионных прав произведена по наиболее выгодному варианту – по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. 173-ФЗ, которым предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности. Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.

Периоды обучения, в том числе в средних специальных учебных заведениях, при расчете пенсии по данному пункту (размер пенсии рассчитывается по приведенной в пункте 3 формуле) в общий трудовой стаж не включаются.

Пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ расчет размера трудовой пенсии определяется, в том числе с учетом периодов учебы, но по другой формуле, при этом исчисленный в таком порядке размер пенсии Осиповой Е.С. будет существенно ниже установленного.

При оценке пенсионных прав Осиповой Е.С. на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ расчетный размер пенсии определяется по формуле: РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом, расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ при определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, размер которой составлял 100 рублей.

Согласно материалов пенсионного дела Осиповой Е.С. продолжительность общего трудового стажа истца по состоянию на 01.01.2002 г. с учетом периодов учебы составит полных 32 года, следовательно, стажевый коэффициент составит 0,67 (0,55 за 20 лет стажа + 0,12 за 12 лет стажа сверх требуемого).

Расчетный размер пенсии, установленный на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ составит 772 рубля 68 копеек (555,96 руб. максимальный размер пенсии, установленный при требуемом стажа (20 лет для женщин) х 1,12% стажевый коэффициент сверх требуемого + 100 руб. компенсационная выплата).

Из изложенного следует, что расчетный размер пенсии, произведенный на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ – 772 рубля 68 копеек значительно меньше расчетного размера пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ – 1263 рубля 28 копеек.

Таким образом, изменение порядка исчисления страховой пенсии по старости приведет к ущемлению пенсионных прав истца.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции в данной части основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного Федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с положениями пункта 46 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 05 августа 2021 г. № 546н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 48 названных Правил).

Таким образом, вышеуказанные положения пенсионного законодательства предусматривают, что перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, а без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и непредставлением необходимых документов перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые законом интересы нарушены ответчиком и подлежат восстановлению в случае удовлетворения искового заявления. Возможность лица обратиться за судебной защитой своих прав не подменяет предусмотренный законом порядок реализации гражданами своих прав и законных интересов.

Из установленных при судебном рассмотрении дела обстоятельств следует, что Осипова Е.С. в установленном порядке в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с одновременным представлением всех необходимых документов не обращалась, юридических решений по результатам правовой оценки указанных документов ответчиком не принималось.

Поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ обращение за перерасчетом пенсии носит заявительный характер, то не обращение истца к ответчику с соответствующим заявлением и необходимыми для перерасчета пенсии документами, не свидетельствует о нарушении его прав, подлежащих судебной защите.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете пенсии у суда первой не имелось, а выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном постановлении, основаны на правильном применении судом норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении иска несостоятельны, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,

о п р е д е л и л а:

Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Осиповой Е. С. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

УИД 34RS0001-01-2022-005246-44

Судья Юрченко Д.А. дело № 33-3897/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 6 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Марчукова А.В.,

судей Шиповской Т.А., Колгановой В.М.,

при секретаре Клинковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-264/2023 по иску Осиповой Е. С. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности

по апелляционной жалобе Осиповой Е. С.

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 января 2023 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Осиповой Е. С. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности включить период обучения в высшем учебном заведении и произвести перерасчёт размера пенсии с взысканием неполученных денежных средств – отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав Осипову Е.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Смирнову Н.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Осипова Е.С. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности включить в стаж период обучения и произвести перерасчет пенсии.

В обоснование иска указала, что ее пенсия составляет 18543 рубля, 2231 рубль составляет ежемесячная денежная выплата по инвалидности. При этом, Осипова Е.С. считает, что пенсионным органом не был включен в подсчет стажа период обучения в высшем учебном заведении. Считая размер пенсии заниженным, Осипова Е.С. просила суд возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж период обучения в высшем учебном заведении и произвести перерасчет пенсии со взысканием недополученных денежных средств.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Осипова Е.С. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства, а также фактическими обстоятельствами дела.

В настоящее время пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Как следует из статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

К страховой пенсии назначается и выплачивается фиксированная выплата к страховой пенсии, подразумевающая под собой обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, действующего в определенный период времени.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400–ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) за периоды, имевшие место до 01.01.2015 г., определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленной по состоянию на 31.12.2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ).

По нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии определяется индивидуально, с учетом трудового стажа, сведений о заработной плате по состоянию на 01.01.2002 г., которые должны быть подтверждены документально, и суммы страховых взносов, начисленных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации с 01.01.2002 г. при наличии факта работы после 01.01.2002 г.

Статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (далее также – РПК) по соответствующей формуле, где одним из элементов является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав определяется по одному из вариантов, предусмотренных статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ с использованием соответствующих формул.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Расчетный размер трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ определяется по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП,

где РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20. При продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости стажевый коэффициент составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Осипова Е.С. с 1 августа 2004 г. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной на основании пункта 19 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Оценка пенсионных прав истца произведена пенсионным органом на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ как по наиболее выгодному варианту расчета пенсии.

Общий трудовой стаж истца по состоянию на 01.01.2002 г., из которого произведен расчет пенсии, составляет 28 лет 00 месяцев 29 дней. Следовательно, коэффициент по стажу составил 0,63 (0,55 стажевый коэффициент при требуемом стаже для женщин 20 лет + 0,08 за 8 лет стажа сверх требуемых 20 лет).

Расчет размера пенсии осуществляется с учетом данных по заработной плате за период работы с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г., отношение среднемесячной заработной платы Осиповой Е.С. к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составило 1,219 при максимальном 1,2.

Расчетный размер пенсии по состоянию на 01.01.2002 г. составил 1263,28 руб. (0,63 коэффициент по стажу х 1,2 отношение по среднему заработку с учетом п.3 ст.30 Закона № 173-ФЗ х 1671 руб. средняя заработная плата за 3 квартал 2001 года).

Страховая часть пенсии по состоянию на 01.01.2002 составила 813,28 руб. (1263,28 руб. – 450 руб. базовая часть пенсии на 01.01.2002 г.).

Из материалов пенсионного дела следует, что по состоянию на 1 января 2023 г. размер страховой пенсии Осиповой Е.С. составляет 21966 рублей 88 копеек, из которых: 11866 рублей 57 копеек – страховая пенсия, 7567 рублей 33 копейки – фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, 2532 рубля 98 копеек – ежемесячная денежная выплаты по инвалидности 3 группы.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Осиповой Е.С. о включении в страховой стаж периодов учебы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что включение спорных периодов не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает правильным, основанным на верном толковании норм материального права и соответствующим обстоятельствам дела.

Действительно, ранее действующим законодательством было предусмотрено включение в специальный стаж при назначении пенсий в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данная норма закреплена в пункте 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Между тем, согласно имеющихся в материалах дела доказательств, периоду обучения не предшествовала педагогическая деятельность, что является основанием для отказа во включении в стаж работы спорного периода.

Кроме того, пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (пп. "з").

Между тем, как следует из материалов пенсионного дела Осиповой Е.С., оценка ее пенсионных прав произведена по наиболее выгодному варианту – по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. 173-ФЗ, которым предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности. Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.

Периоды обучения, в том числе в средних специальных учебных заведениях, при расчете пенсии по данному пункту (размер пенсии рассчитывается по приведенной в пункте 3 формуле) в общий трудовой стаж не включаются.

Пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ расчет размера трудовой пенсии определяется, в том числе с учетом периодов учебы, но по другой формуле, при этом исчисленный в таком порядке размер пенсии Осиповой Е.С. будет существенно ниже установленного.

При оценке пенсионных прав Осиповой Е.С. на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ расчетный размер пенсии определяется по формуле: РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом, расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ при определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, размер которой составлял 100 рублей.

Согласно материалов пенсионного дела Осиповой Е.С. продолжительность общего трудового стажа истца по состоянию на 01.01.2002 г. с учетом периодов учебы составит полных 32 года, следовательно, стажевый коэффициент составит 0,67 (0,55 за 20 лет стажа + 0,12 за 12 лет стажа сверх требуемого).

Расчетный размер пенсии, установленный на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ составит 772 рубля 68 копеек (555,96 руб. максимальный размер пенсии, установленный при требуемом стажа (20 лет для женщин) х 1,12% стажевый коэффициент сверх требуемого + 100 руб. компенсационная выплата).

Из изложенного следует, что расчетный размер пенсии, произведенный на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ – 772 рубля 68 копеек значительно меньше расчетного размера пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ – 1263 рубля 28 копеек.

Таким образом, изменение порядка исчисления страховой пенсии по старости приведет к ущемлению пенсионных прав истца.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции в данной части основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного Федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с положениями пункта 46 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 05 августа 2021 г. № 546н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 48 названных Правил).

Таким образом, вышеуказанные положения пенсионного законодательства предусматривают, что перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, а без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и непредставлением необходимых документов перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые законом интересы нарушены ответчиком и подлежат восстановлению в случае удовлетворения искового заявления. Возможность лица обратиться за судебной защитой своих прав не подменяет предусмотренный законом порядок реализации гражданами своих прав и законных интересов.

Из установленных при судебном рассмотрении дела обстоятельств следует, что Осипова Е.С. в установленном порядке в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с одновременным представлением всех необходимых документов не обращалась, юридических решений по результатам правовой оценки указанных документов ответчиком не принималось.

Поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ обращение за перерасчетом пенсии носит заявительный характер, то не обращение истца к ответчику с соответствующим заявлением и необходимыми для перерасчета пенсии документами, не свидетельствует о нарушении его прав, подлежащих судебной защите.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете пенсии у суда первой не имелось, а выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном постановлении, основаны на правильном применении судом норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении иска несостоятельны, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,

о п р е д е л и л а:

Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Осиповой Е. С. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3897/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Осипова Евгения Сергеевна
Ответчики
ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Шиповская Татьяна Александровна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
14.03.2023Передача дела судье
06.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2023Передано в экспедицию
06.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее