ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2018 года г. Воронеж
Судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа Воищева Ю. И., ознакомившись с материалом дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении гр. Шлыкова С.С.
УСТАНОВИЛ:
15. 07. 2018 в Коминтерновский районный суд г. Воронежа поступил материал об административном правонарушении о привлечении Шлыкова С.С. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, однако при подготовке его к рассмотрению в соответствии со ст. 29.4 ч. 1 п. 4 КоАП РФ были установлены существенные нарушения требований КоАП РФ, препятствующие рассмотрению дела Коминтерновским районным судом г. Воронежа и влекущие возвращение данного протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший названый протокол.
Как усматривается из представленных материалов 14. 07. 2018 дежурным дежурной части ОП №2 УМВД России по г. Воронежу Тюриным А.В. в отношении гр. Шлыкова С.С. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в связи с тем, что 14 07. 2018 около 13.50 час. у д. 29 по ул. Еремеева, г. Воронежа Шлыков С.С. нарушил общественный порядок, а именно не выполнил законное требование сотрудников полиции, в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности воспрепятствовал исполнению ими служебных обязанностей, т.е. совершил неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, а именно не выполнил неоднократные требования об остановке, пытался скрыться.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях «являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом…, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений»
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, определяющей предмет доказывания по делу об административном правонарушении, подлежат выяснению: «наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела и т.п. …».
В силу ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст.29.4 КоАП РФ и правовой позицией Верховного Суда РФ, сформулированной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, в данном случае выражается в неповиновении именно законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
При этом диспозиция ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ является бланкетной, и при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях виновного лица названного состава административного правонарушения необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей потерпевшего должностного лица, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах (уставах, положениях и т.д.), которые позволяют отнести указанное лицо к сотруднику полиции, и предоставляют ему право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, которые в свою очередь препятствуют осуществлению обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно исполнению ими служебных обязанностей.
Между тем, вопреки требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, а материалы дела неполноту, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Так, в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, в чем именно состоит законность требований сотрудника полиции (каким нормативным актом предусмотрена законность предъявляемых требований).
Следует также отметить, что в материалах дела отсутствуют соответствующие документы, подтверждающие факт того, что сотрудники полиции на месте происшествия находились при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно исполнению ими служебных обязанностей.
Отсутствие в описании события правонарушения названых выше сведений противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а также нарушает право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности. Кроме того, указанное нарушение закона лишает суд возможности проверить законность невыполненного требования сотрудника полиции и обоснованность предъявленного обвинения в совершении административного правонарушения, полно и объективно установить все обстоятельства дела, вынести законное и обоснованное постановление.
При указанных обстоятельствах следует признать, что протокол об административном правонарушении по данному делу составлен неправильно, с существенным нарушением норм КоАП РФ, а имеющаяся неполнота представленных материалов не может быть восполнена при рассмотрении дела, в связи с чем, указанный протокол и другие материалы дела подлежит возвращению в орган, составивший данный протокол.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 28.8 ч.3, 29.1, 29.4 ч.1 п.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Шлыкова С.С. и другие материалы дела возвратить начальнику ОП (№) УМВД Россией по г. Воронежу Терновых С. Н. для устранения допущенных нарушений.
Федеральный судья Ю. И. Воищева