ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-2270/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 2-3760/2023
в суде первой инстанции
УИД 07RS0001-02-2023-002669-74
25 апреля 2024 года г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Черчага С.В.
с участием прокурора Гаринина Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Адыгауновой Бэллы Мусовны к Министерству труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики о восстановлении срока для обращения в суд, признании незаконным заключения по результатам проверки, приказов об исключении из резерва, об увольнении, о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Адыгауновой Бэллы Мусовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 6 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф., выслушав Адыгаунову Б.М., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения представителя Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики ФИО6, действующего на основании доверенности, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П., полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Адыгаунова Б.М. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики. С учетом уточнения исковых требований просила восстановить ей срок для подачи искового заявления о восстановлении на работе, признав причины пропуска срока уважительными, признать незаконным заключение Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики по результатам служебной проверки в отношении неё, признать незаконным приказ Министра труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №к от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы, признать незаконным приказ Министра труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №к от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении Адыгауновой Б.М. из кадрового резерва Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики», признать незаконным приказ Министра труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №к от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ №к «О расторжении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Адыгауновой Б.М», восстановить её на работе в Министерстве труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики в должности начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции, взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 1200 000 руб. и средний заработок за время вынужденного прогула с 10 февраля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 47 000 руб. за 35 дней.
В обоснование иска указала, что она проработала в Министерстве 32 года и 9 месяцев, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ - исполняющим обязанности начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции, а с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции.
29 декабря 2022 года прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции на имя Министра труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого принято решение об увольнении Адыгауновой Б.М. с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия.
Полагая увольнение незаконным и необоснованным, так как её родство с ФИО7 (принят на должность государственной гражданской службы - ведущего специалиста – эксперта отдела социальной защиты семьи и детства департамента социального обслуживания Минтрудсоцзащиты КБР) и ФИО8 (принята на должность старшего инспектора Минтрудсоцзащзиты КБР, которая не относится к государственной гражданской службе), конфликт интересов с которыми ей вменяет работодатель, не подпадает под понятие «состоящих в родстве и свойстве» в соответствии со статьей 10 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; указывая, что принятие указанных лиц на работу не повлекло нарушения интересов государства, поскольку ФИО7 и ФИО8 не находились в её прямом подчинении, она не представляла указанных лиц на премирование, не принимала участия в иных их поощрениях, то есть конфликта интересов не имелось, Адыгаунова Б.М. обратилась в суд за защитой своих прав. Она также указала, что ответчик не рассмотрел возможность иного вида дисциплинарного воздействия, исходя из принципов справедливости, соразмерности и гуманизма.
В обоснование уважительных причин обращения с иском в суд в мае с пропуском установленного законом месячного срока, Адыгаунова Б.М. указала, что до 20 марта 2023 года она болела и по состоянию здоровья не могла обратиться в суд, что на ее обращение к работодателю от 01 марта 2023 года с заявлением о получении материалов служебной проверки, приказов, заверенной копии личного дела, указанные документы ей не предоставлены и в день обращения в суд ею еще не получены.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 сентября 2023 года, исковые требования Адыгауновой Б.М. удовлетворены частично. Суд признал причины пропуска Адыгауновой Б.М. срока обращения с иском в суд уважительными и восстановил Адыгауновой Б.М. срок для подачи в суд искового заявления о восстановлении на работу.
Суд признал незаконным заключение Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики по результатам служебной проверки в отношении Адыгауновой Б.М. в виде доклада по результатам проверки по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от 31 января 2023 года.
Суд признал незаконными приказ Министра труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №к от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Адыгауновой Б.М.; приказ Министра труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №к от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении Адыгауновой Б.М. из кадрового резерва Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики»; приказ Министра труда и социальной защиты КБР №к от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ №к «О расторжении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Адыгауновой Б.М».
Суд восстановил Адыгаунову Б.М. на работе в Министерстве труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики в должности начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции и взыскал с Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики в пользу Адыгауновой Б.М. компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В удовлетворении исковых требований Адыгауновой Б.М. о взыскании с Министерства труда и социальной защиты КБР в её пользу среднего заработка за время вынужденного прогула с 10 февраля по 16 марта 2023 года за 35 дней в размере 47 000 руб., а также о взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 6 декабря 2023 года решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 сентября 2023 года отменено.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Адыгауновой Б.М. отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Адыгауновой Б.М. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе и возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 16 июня 2021 года Адыгаунова Б.М. исполняла обязанности начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №к), с ДД.ММ.ГГГГ назначена на указанную должность на постоянной основе (приказ от №к), на основании служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГг. № и дополнительных соглашений к нему.
В соответствии с должностными регламентами государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в обязанности последнего, в том числе, входили:
организация и обеспечение проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Министерстве;
обеспечение подготовки проектов приказов Министерства, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы;
организация и обеспечение проведения аттестации, квалификационных экзаменов гражданских служащих Министерства;
формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;
обеспечение деятельности работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;
организация в установленном порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы в Министерстве;
обеспечение соблюдения государственными гражданскими служащими Министерства ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов при замещении должностей государственной гражданской службы в Министерстве;
обеспечение организации работы комиссии при Министре по противодействию коррупции в качестве секретаря комиссии, организация заседания, оформление протоколов, решений, контроль за исполнением решений и протоколов, подготовка докладов и отчетов Министру о работе комиссии;
обеспечение деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в качестве секретаря комиссии, организация заседания, оформление протоколов, подготовка докладов и отчетов заинтересованным лицам о работе комиссии;
проведение служебных проверок в отношении государственных служащих Министерства;
осуществление проверки достоверности и полноты сведении о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы и государственными служащими Министерства, а также сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы, проверки соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному доведению;
анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы в Министерстве, и государственными служащими, сведений о соблюдении государственными служащими требований к служебному поведению, о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и соблюдения установленных для них запретов, ограничений и обязанностей.
Также на начальника отдела возложена обязанность соблюдать ограничения, выполнять обязанности и не нарушать запреты, установленные федеральным законодательством, сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Приказом Министра труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №к от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом внесенных в него приказом Министра труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №к от ДД.ММ.ГГГГ изменений в части даты увольнения Адыгауновой Б.М.) расторгнут служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГг. №, Адыгаунова Б.М. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики и уволена с государственной гражданской службы Кабардино-Балкарской Республики с ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой доверия, пункт 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Основание: представление прокуратуры КБР от ДД.ММ.ГГГГг. №/Прд-102-22, доклад по результатам проверки по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ, листок нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГг., выданный ГБУЗ «ЦРБ им. ФИО9».
В представлении прокурора Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГг. №/№ поступившего в Министерство ДД.ММ.ГГГГг. указано на выявление в ходе проведенной проверки фактов нарушения законодательства о противодействии коррупции, а именно – непринятии Адыгауновой Б.М. мер по недопущению возможности возникновения и урегулированию конфликта интересов с ФИО8 – заведующей архивом, ведущий аналитик Министерства (двоюродной племянницей) и ФИО10 (родной племянник супруга), занимавшим должность государственной гражданской службы ведущего специалиста – эксперта отдела социальной защиты семьи и детства департамента социального обслуживания Минтрудсоцзащиты КБР, указано на необходимость принятия мер по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих.
На основании представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №/Прд-102-22 приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГг. №-П была проведена проверка по непринятию начальником отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Адыгауновой Б.М. мер по недопущению возможности возникновения конфликта интересов. Факты нарушения законодательства о противодействии коррупции изложенные в представлении прокуратуры республики нашли свое подтверждение в докладе по результатам проверки по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, проведенной Министерством труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики.
Как следует из доклада и подтверждено материалами проверки, приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №кс на должность старшего инспектора Министерства с ДД.ММ.ГГГГ принята ФИО8 состоящая в родстве с Адыгауновой Б.М. (двоюродная племянница). Согласно должностной инструкции, утверждённой 01 июля 2021 года, старший инспектор Министерства непосредственно подчиняется начальнику отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства.
На основании служебной записки Адыгауновой Б.М. приказами Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № кс, ДД.ММ.ГГГГ № кс ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке совмещения должностей на должность заведующего архивом с установлением ежемесячной доплаты за совмещение в размере 7 000 руб. (7 854 руб. с ДД.ММ.ГГГГ). После истечения срока действия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и увольнения с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 в порядке перевода принята на должность ведущего аналитика Министерства (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №кс).
На основании списков, представленных Адыгауновой Б.М., ФИО8 в течение года 8 раз выплачивались премии в размере: четырех должностных окладов (приказ о премировании от ДД.ММ.ГГГГ №), с применением коэффициента 4,106233 к окладу (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-п), трех должностных окладов (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №- п), одного должностного оклада (приказы от ДД.ММ.ГГГГ №-п, от ДД.ММ.ГГГГ №-п, от ДД.ММ.ГГГГ №-п), 0,5 должностного оклада (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-п), а также в период нахождения в отпуске по беременности и родам в размере 1,5 должностного оклада (приказ о премировании от ДД.ММ.ГГГГ №-п по итогам работы за 10 месяцев 2022 года).
Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-к на государственную гражданскую службу на должность ведущего специалиста-эксперта отдела социальной защиты семьи и детства департамента социального обслуживания Министерства с 26 июля 2021 года принят временно (сроком на один месяц) ФИО7, состоящий в отношениях свойства (родной племянник супруга) с Адыгауновой Б.М.
В силу своих должностных обязанностей Адыгаунова Б.М. имела возможность лоббировать интересы ФИО10 при поступлении на государственную гражданскую службу и ее прохождении. Так, заявление ФИО7 о допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности специалиста-эксперта отдела опеки и попечительства департамента социального обслуживания Министерства от 30 июля 2021 года адресовано руководством для рассмотрения Адыгауновой Б.М.
Кроме того, приказами Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № -п, от ДД.ММ.ГГГГ №-п Адыгаунова Б.М. включена в состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Министерстве и включение в кадровый резерв, а также в состав рабочей группы по разработке тестовых заданий и проведению тестирования претендентов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве.
Из материалов дела и материалов проверки следует, что заявление ФИО7 о допуске к участию в конкурсе на замещение должности специалиста – эксперта отдела опеки и попечительства департамента социального обслуживания Министерства от 30 июля 2021г. адресовано руководством для рассмотрения и рассмотрено Адыгауновой Б.М.
Приказами Министерства от ДД.ММ.ГГГГг. №-п, от ДД.ММ.ГГГГг. №-п Адыгаунова Б.М. включена в состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Министерстве и включение в кадровый резерв, а также в состав рабочей группы по разработке тестовых заданий и проведению тестирования претендентов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве.
При проверке документов ФИО7, представленных в качестве кандидата на замещение вакантной должности, при проведении конкурсных процедур, а также при последующем прохождении ФИО7 службы, в том числе при проверке и анализе представляемых им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, Адыгауновой Б.М. соответствующих мер по урегулированию конфликта интересов не приняты, в установленном порядке уведомление представителю нанимателя не направила.
В объяснительной записке от 26 января 2023г. Адыгаунова Б.М. указала на отсутствие возможности возникновения конфликта интересов в отношении ФИО8, так как она была в непосредственном подчинении главного инженера по обслуживанию здания территориально сидела в отделе госслужбы и занималась архивными делами, не входящими в компетенцию Адыгауновой Б.М., не имела права доступа к делам, относящимся к государственной службе. ФИО7 принят на работу временно в отдел социальной защиты семьи и детства департамента социального обслуживания, подчиняется начальнику отдела и не мог быть в её непосредственном подчинению. Её ошибка в том, что она не взяла самоотвод при проведении конкурса, её голос ничего не решал, он не прошел конкурс, но был включен в кадровый резерв из которого в июле 2022года был исключен. Указала, что с 06.09.2022г. официально разведена со своим супругом, никаких родственных отношений с бывшим супругом и его родней не имеет.
Доклад представлен Министру труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики и в соответствии с резолюцией «подготовить приказ об увольнении в связи с утратой доверия с ДД.ММ.ГГГГг.» был издан оспариваемый приказ Министра труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №к от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГг. в адрес Адыгауновой Б.М. министром труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики направлены письма о необходимости явиться за получением трудовой книжки либо сообщить в письменной форме о своем согласии на отправку трудовой книжки по почте.
Приказом Министра труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №к от ДД.ММ.ГГГГ Адыгаунова Б.М. исключена из кадрового резерва Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики в связи с увольнением с государственной гражданской службы, с должности начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1142-1145 Гражданского кодекса Российской Федерации статей 59.1, 59.3, 70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 2 статьи 1, ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», с учетом разъяснений, изложенных в абз. 2 п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о том, что доклад по результатам проверки не содержит доказательств наличия конфликта интересов с точки зрения статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также фактов личной заинтересованности истца и выводов о наличии оснований для увольнения.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции указал, что при разрешении спора нормы Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определяющие условия, при наличии которых имеются основания для применения к государственному служащему взыскания в виде увольнения со службы за несоблюдение им требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, судом к спорным правоотношениям применены неправильно.
Признав доклад по результатам проверки по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от 31 января 2023 года незаконным, суд первой инстанции в решении не указал, каким нормам закона не соответствует его содержание.
Аналогичным образом суд не мотивировал свое решение о признании незаконным приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №к «Об исключении Адыгауновой Б.М. из кадрового резерва Министерства труда и социальной зашиты Кабардино-Балкарской Республики».
Суд апелляционной инстанции признал неправомерными суждения суда в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований о том, что ФИО8 и ФИО7 не являются её близкими родственниками и свойственниками, а законом определен круг лиц, родственные отношения с которыми квалифицируются как конфликт интересов, ввиду того, что действующим правовым регулированием к субъектам возникновения конфликта интересов отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства или свойства, но и иные лица, отношения между которыми могли повлечь за собой возникновение ситуации, при которой у государственного служащего мог возникнуть конфликт интересов с этими лицами.
Установив обстоятельства, свидетельствующие о наличии конфликта интересов с ФИО11 (племянником супруга): рассмотрением Адыгауновой Б.М. заявления ФИО7 о допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности специалиста-эксперта отдела опеки и попечительства Департамента социального обслуживания Министерства, участием её в составе конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение вакантной должности и включение в кадровый резерв, в котором участвовал ФИО7, участием Адыгауновой Б.М. в составе рабочей группы по разработке тестовых заданий и проведению тестирования претендентов на замещение должностей государственной гражданской службы в Министерстве, проведением Адыгауновой Б.М. проверки документов ФИО7, представленных в качестве кандидата на замещение вакантной должности, при проведении конкурсных процедур, о котором Адыгаунова Б.М. обязана была уведомить работодателя и обязана была принять меры к устранению конфликта интересов либо к его урегулированию, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о подтверждении совершения истцом проступка и правомерности увольнения истца с государственной гражданской службы на основании пункта 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004года №79ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы о несоразмерности примененного к Адыгауновой Б.М. взыскания характеру и степени тяжести совершенного ею дисциплинарного проступка, поскольку в момент принятия ответчиком решения законом была предусмотрена единственная мера взыскания – увольнение с государственной гражданской службы. Кроме того, суд учел, что Адыгаунова Б.М., замещая должность начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции, сама допустила проступок, квалифицирующийся как коррупционный, вины своей в его совершении не признала, мер по предотвращению конфликта интересов не приняла, в связи с чем утрата со стороны работодателя доверия к истцу исключала возможность продолжения прохождения ею государственной гражданской службы в прежней должности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для восстановления пропущенного истцом срока обращения в суд, указав на то, что с момента издания приказа об увольнении и до обращения в суд с требованием о восстановлении на работе установленные законом сроки обращения в суд истекли и доказательств уважительности причин пропуска срока материалы дела не содержат. С иском о защите нарушенных трудовых прав, в том числе и с иском о восстановлении на работе Адыгаунова Б.М. обратилась в суд 15 мая 2023 года, хотя, как следует из искового заявления, исковое заявление было изготовлено и подписано Адыгауновой Б.М. 16 марта 2023 года. Копии приказов были направлены Адыгауновой Б.М. по почте (письма от 15 февраля 2023 года и от 27 февраля 2023 года), что признано ею на заседании суда апелляционной инстанции, а отсутствие иных документов не могло служить препятствием для своевременной подачи в суд искового заявления, изготовленного 16 марта 2023 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, считает, что они сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения, основаны на надлежащей оценке доказательств по делу по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обжалуемом судебном постановлении приведено толкование норм материального права подлежащих применению к спорным правоотношениям (Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»), а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразил в судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом апелляционной инстанции не допущено. Доводы кассационной жалобы о незаконности увольнения опровергаются материалами дела, повторяют позицию истца, занимаемую в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, и направлены на иную оценку обстоятельств дела. Данным доводам судом апелляционной ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░ ░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 59.2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2004░░░░ №79░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ №, №, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 37 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2021 ░. № 17 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 390.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3 ░░. 390 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 379.7 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 379.7 390, 390.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░.░.