69RS0009-01-2019-000538-17
Дело № 33а - 2816 судья Худяков В.А. 2020 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2020 года город Тверь
Судья Тверского областного суда Сергуненко П.А.
рассмотрел без проведения судебного заседания материал по частной жалобе администрации Зубцовского района Тверской области на определение судьи Зубцовского районного суда Тверской области от 28 апреля 2020 года, которым постановлено:
«заявление судебного пристава-исполнителя о замене стороны в исполнительном производстве удовлетворить.
Произвести замену должника с Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района на Администрацию Зубцовского района Тверской области в исполнительном производстве №<данные изъяты> на основании решения Зубцовского, районного суда Тверской области от 12 сентября 2019 г. (дело №2а-279/2019).».
Судья
установил:
Судебный пристав-исполнитель Зубцовского РОСП УФССП по Тверской области обратился в суд с заявление о замене стороны в исполнительном производстве.
В обосновании заявления указано, что решением Зубцовского районного суда Тверской области от 12 сентября 2019 г. на Администрацию Вазузского сельского поселения Зубцовского района была возложена обязанность разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, разработать и согласовать рабочую программу контроля качества питьевой воды и производственного лабораторного контроля, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требования, и оформить заключение на источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно соглашения о передаче между органами местного самоуправления Вазузского сельского поселения Зубцовского района осуществления части полномочий пор решению вопросов местного значения и органом местного самоуправления Зубцовского района Тверской области по организации в границах поселения водоснабжения, водоотведения на 2020 год» от 13 ноября 2019 г. полномочия по исполнению решения вопросов местного значения по организации в границах поселения водоснабжения населения переданы Администрации Зубцовского района Тверской области.
Судьей постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.
В частной жалобе администрация Зубцовского района Тверской области ставит вопрос об отмене определения судьи, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что соглашением о передаче полномочий между администрацией Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области и администрацией Зубцовского района Тверской области не предусмотрена возможность замены должника по ранее возникшим обязательствам. Статьей 44 КАС РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований процессуального правопреемства, в котором, в частности, передача полномочий по соглашению между сторонами не может являться основанием для замены стороны в исполнительном производстве.
Администрацией Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области представлены возражения, в которых критикуются доводы частной жалобы, содержится просьба об оставлении определения судьи без изменения.
Частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания в порядке ст. 315 КАС РФ.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность определения судьи, судья Тверского областного суда приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Зубцовского суда Тверской области от 12 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Тверской области на Администрацию Вазузского сельского поселения Зубцовского района возложена обязанность разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, разработать и согласовать рабочую программу контроля качества питьевой воды и производственного лабораторного контроля, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требования, и оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а именно 16 артезианских скважин, расположенных в населенных пунктах Вазузского сельского поселения. Исполнительный лист серия и номер ФС 019387098 от 02 декабря 2019 г. направлен для принудительного исполнения в Зубцовский РОСП УФССП России по Тверской области.
В рамках исполнения указанного решения суда в Зубцовском РОСП УФССП РФ по Тверской области находится исполнительное производство <данные изъяты> в отношении Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района.
Решением Совета депутатов Вазузского сельского поселения Зубцовского района от 20.09.2019 № 37 «О передаче осуществления полномочий по вопросам местного значения в части организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения на 2019 год»; Решением Совета депутатов Вазузского сельского поселения Зубцовского района от 20.09.2019 № 38 «О передаче муниципального недвижимого имущества муниципального образования Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области в муниципальную собственность муниципального образования Тверской области «Зубцовский район»; Решением Собрания депутатов Зубцовского района от 03.10.2019 № 16 «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области в части организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения на 2019 год»; Решением Собрания депутатов Зубцовского района от 03.10.2019 № 21 «О приеме муниципального недвижимого имущества Вазузского сельского поселения Тверской области в муниципальную собственность муниципального образования «Зубцовский район» переданы полномочия по решению вопросов местного значения в части организации водоснабжения и водоотведения в границах сельского поселения с 01.10.2019 года в Зубцовский район Тверской области. В частности, по содержанию указанных нормативных актов, из бюджета Вазузского сельского поселения в бюджет муниципального образования «Зубцовский район» переданы межбюджетные трансферты в сумме <данные изъяты> рублей; в муниципальную собственность МО Тверской области «Зубцовский район» переданы здания артезианских скважин, водопроводные и канализационные сети, земельные участки под указанными объектами на территории Вазузского сельского поселения. При этом решение Совета депутатов Вазузского сельского поселения Зубцовского района от 20.09.2019 № 38 является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество в пользу МО Тверской области «Зубцовский район». Согласно соглашения о передаче между органами местного самоуправления Вазузского сельского поселения Зубцовского района осуществления части полномочий пор решению вопросов местного значения и органом местного самоуправления Зубцовского района Тверской области по организации в границах поселения водоснабжения, водоотведения на 2020 год» от 13 ноября 2019 г. полномочия по исполнению решения вопросов местного значения по организации в границах поселения водоснабжения населения переданы Администрации Зубцовского района Тверской области.
Удовлетворяя заявление судебного пристава-исполнителя о замене стороны исполнительного производства, судья суда первой инстанции пришел к выводу, что полномочия Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района по вопросам местного значения в части организации в границах поселения водоснабжения переданы в Администрацию Зубцовского района, в силу закона возложенная решением суда от 13 ноября 2019 г. обязанность по организаций в границах поселения водоснабжения населения лежит на Администрации Зубцовского района Тверской области.
Соглашаясь с правильностью принятого судебного акта, судья суда апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
На основании статьи 1 Закона Тверской области от 15.08.2016 № 61-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Поскольку, возложенные решением Зубцовского районного суда Тверской области от 12 сентября 2019 г. на Администрацию Вазузского сельского поселения Зубцовского района обязанности охватываются полномочиями органов местного самоуправления по водоснабжению и водоотведению, заключение в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, 13 ноября 2019 года соответствующего соглашения между администрацией Вазузского сельского поселения и администрацией Зубцовского района Тверской области о передаче осуществления полномочий по вопросам местного значения в части организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения на 2020 год, свидетельствует о необходимости изменения стороны исполнительного производства.
На основании ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
В силу части 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в постановлении от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», что при применении частей 1 и 2 названной выше статьи следует иметь в виду, что рассмотрение дела осуществляется не только судом первой и апелляционной инстанции, но и судами кассационной, надзорной инстанций, а также при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, поэтому процессуальное правопреемство может осуществляться и на данных стадиях административного судопроизводства (пункт 11).
В случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Исходя из приведенных законоположений и разъяснений, вопрос о правопреемстве подлежит разрешению, если дело рассматривается по существу, или в апелляционном, кассационном порядке, или в связи с новыми, вновь открывшимися обстоятельствами, или в рамках исполнительного производства.
Таким образом, положения ст. 44 КАС РФ не регулируют правоотношения по замене стороны в рамках исполнительного производства.
Как разъяснил пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, при выбытии взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (в случае смерти гражданина, реорганизации юридического лица, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (ст. 44 ГПК РФ, ст. 44 КАС РФ, ст. 48 АПК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.
Вопрос о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства рассматривается судом применительно к правилам, установленным ст. 440 ГПК РФ, в соответствии со ст. 358 КАС РФ, ст. 324 АПК РФ в судебном заседании, о чем извещаются судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства и лицо, указанное в качестве правопреемника.
С учетом изложенного, по настоящему делу, фактически произошла перемена лица в обязательствах, что допускает замену стороны ее правопреемником.
Отказ в замене стороны должника по исполнительному производству от <данные изъяты> фактически приведёт в невозможности исполнения решения суда.
Суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о замене должника в исполнительном производстве и возложил обязанности по исполнению решения Зубцовского суда Тверской области от 12 сентября 2019 г. на Администрацию Зубцовского района Тверской области.
Доводы частной жалобы на правильность принятого судом решения не влияют, выводов суда первой инстанции не опровергают.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Тверского областного суда
определил:
определение судьи Зубцовского районного суда Тверской области от 28 апреля 2020 года оставить без изменения, частную жалобу администрации Зубцовского района Тверской области без удовлетворения.
Судья П.А. Сергуненко