Дело № 2-1234 2018 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2018 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего Богаевской Т.С.
При секретаре Проскурновой Е.А.
С участием представителя истца Татарникова Д. А.
Представителя ответчика Марьевской В.
Представителя третьего лица Савинова А.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Янчук-Украинец ФИО11 к Департаменту земельных и имущественных отношений г. Севастополя, Государственному казенному учреждению Севастополя « Севастопольское лесничество», третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о признании недействительным распоряжения, исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра, установлении границ земельного участка ,
У с т а н о в и л :
Истец обратился с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя ( далее Департамент) по инициативе суда в качестве соответчика привлечено ГКУ г. Севастополя «Севастопольское лесничество» о признании недействительным распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> об утверждении схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу г. Севастополь Нахимовский район квартал <адрес> выдел <адрес> Мекензиевского участкового лесничества площадью 1 660713 кв.м. ; исключении сведений о границах вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из единого государственного реестра недвижимости; Установлении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 82 084 кв.м. расположенного по адресу г. Севастополь Нахимовский район уч.№<данные изъяты> ( контур № <данные изъяты>) в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО « С. Перовской» по координатам, указанным в кадастровом плане данного земельного участка, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ года ( далее спорный земельный участок).
В обоснование иска ссылается на то, что право собственности истца на спорный земельный участок подтверждается государственным актом ЯЛ № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года. По заявлению истца были проведены кадастровые работы с целью уточнения границ земельного участка при отсутствии сведений о координатах характерных точек в государственном кадастре недвижимости. После получения от кадастрового инженера оформленного ПГЗУ данный документ был сдан на утверждение в Департамент ДД.ММ.ГГГГ года. В апреле 2017 года в адрес истца поступило уведомление Департамента что представленный истцом ПГЗУ не может быть согласован в связи с наложением на земельный участок на земельный участок, в отношении которого распоряжением Департамента № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года. Выяснив сведения по данному участку, истец обратился к ГКУ г. Севастополя « Севастопольское лесничество» с предложением предпринять совместные действия по межеванию и согласованию границ земельных участков. В ответ на обращение поступило письмо из которого следует что кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:04: 013001:298 проводились на основании распоряжения Правительства Севастополя № 603-РП от 21.07. 2015 года « О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя № 603-РП от 21.07. 2015 года № 237-РП « О проведении кадастровых работ по установлению границ земель лесного фонда в г. Севастополь» на основании материалов лесоустройства ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года. Истец исходит из того что принадлежащий ему спорный земельный участок имеет статус « ранее учтенный» поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года, то есть ранее чем земельный участок с кадастровым номером 91:01:012001:298, установление границ земельного участка истца было осуществлено в 2008 году что подтверждается кадастровым планом земельного участка согласованным Управлением земельных ресурсов Севастополя 02.11.2008 года. Формирование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> а также работы по формированию границ данного земельного участка производились на основании устаревших документов, которые не содержали актуальной информации и не учитывали изменений произошедших после 2001 года. В результате издания распоряжения № <данные изъяты>РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ года, которым утверждена схема расположения данного участка на кадастровом плане территории нарушены права истца как правообладателя смежного земельного участка, площадь наложения составляет 2 895 кв.м. что существенно уменьшает площадь земельного участка истца.
В судебном заседании представитель истца, действующий по доверенности Татарников Д.А на заявленных исковых требованиях настаивал по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика ГКУС « Севастопольское лесничество, действующий по доверенности Марьевская В. против иска возражала по тем основаниям, что земельный участок поставлен на кадастровый учет в установленном порядке на основании решения Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, межевого плана.
Представитель Севреестра, действующий по доверенности Савинов А.С. против иска возражал по тем основаниям, что сведения о границах спорного земельного участка не внесены в ЕГРН.
Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям , надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Дел рассматривается в отсутствии неявившихся участников процесса.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд требования истца находит не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В силу пункта 3 статьи 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07. 2007 года №с 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» ( далее закон № 221-ФЗ ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи ( далее уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Закона № 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер ( далее кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка ( ст. 7 Закона № 221-ФЗ).
Из ч.7 ст. 38 Закона № 221-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и ( или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 ст. 6 закона № 221-ФЗ при проведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством РФ для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В ст. 22 Федерального Закона № 221 ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 1431-РДЗ от 28.04. 2016 года по заявлению ГКУС « Севастопольское лесничество» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного г. Севастополь Нахимовский район квартал <адрес> Мекензиевского участкового лесничества площадью 1 660713 кв.м. кадастровый квартал <данные изъяты>. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель :земли населенных пунктов разрешенное использование « отдых рекреация», «использование лесов» был поставлен на кадастровый учет на основании межевого плана, разработанного в соответствии с распоряжением ДИЗО г. Севастополя № 1431-РДЗ от 28.04. 2016 года 02.06. 2016 года . В последующем на вышеуказанный земельный участок было зарегистрировано право собственности за субъектом РФ городом федерального значения Севастополь. Как видно из исследованного судом межевого плана, выполненного кадастровым инженером Ященко Я.В. ДД.ММ.ГГГГ года при составлении межевого плана использовались перечни лесных участков отнесенных к защитным лесам на территории Севастопольского лесничества, кадастровые планы территории. Согласно уведомления Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года на вновь образуемом земельном участке расположенном по адресу г. Севастополь Нахимовский район <адрес> Мекензиевского участкового лесничества отсутствуют здания сведения о которых внесены в ГКН.
Обращаясь в суд за защитой нарушенного права истец указывает, что нарушение права происходит по вине ответчиков в связи с тем, что происходит наложение участка истца на вышеуказанный земельный участок.
При этом истец ссылается на имеющееся правовое основание для передачи ему спорного земельного участка в собственность. В частности это государственный акт, техническая документация по землеустройству, выполненная ООО «КАДАСТР –СЕВ», согласованного с ГУ Земельных ресурсов г. Севастополя ДД.ММ.ГГГГ года.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник может требовать устранения всяких его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения – ст. 304 ГК РФ.
Согласно ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка( подпункт 2 пункта 1 ; действия нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения ( пп4 п.2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 45 Постановления Пленума верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04. 2010 года « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», на основании статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что нарушается его право собственности или законное владение, или что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны. Абзацем 3 п.2 этого же Постановления разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся в частности иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Несмотря на то, что истцом заявлено об установлении границ земельного участка, каталог координат характерных точек в соответствии с которыми должны быть установлены границы спорного земельного участка а также межевой план земельного участка истца, выполненный кадастровым инженером имеющим квалификационный аттестат, с заключением о наложении границ со смежным земельным участком суду не предоставлены. Как следует из пояснительной записки кадастрового инженера при составлении плана границ спорного земельного участка от октября 2016 года сведения о координатах характерных точек в государственном кадастре недвижимости спорного участка отсутствуют.
Доводы истца сводятся к несогласию с постановкой земельного участка которым владеет ответчик, на кадастровый учет, однако с учетом того, что при постановке участка на кадастровый учет была соблюдена процедура кадастрового учета, предусмотренного законом №221-ФЗ, истцом должны быть представлены доказательства незаконности произведенного кадастрового учета, в частности наложения границ участков ответчика и спорного земельного участка, что возможно при наличии зарегистрированного права истца на спорный земельный участок, установления границ земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Положениями Федерального закона N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель"
предусмотрено, что Росреестр до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в связи с пересечениями границ земельных участков и лесных участков (в том числе лесных участков между собой при наличии в ЕГРН сведений о границах земельных и лесных участков) или лесных участков, имеющих одинаковый адрес или одинаковое местоположение, которые позволяют предполагать полное или частичное совпадение их местоположения между собой, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок (часть 6 статьи 40 Федерального закона N 280-ФЗ).
В связи с изложенным суд полагает, что истцом не реализовано его право на разрешение спора в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
С учетом того, что границы земельного участок истца в установленном порядке не определены, соответствующее заключение кадастрового инженера с приложением каталога характерных точек координат не представлено, суд полагает доводы истца о наложении границ земельных участков не доказанными. По этим же основаниям не могут быть удовлетворены требования истца о признании недействительным распоряжения Департамента ДД.ММ.ГГГГ года, об исключении сведений о границах земельного участка сформированного на основании указанного распоряжения Департамента, установлении границ земельного участка истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд Р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Янчук –Украинец Василия Михайловича к Департаменту земельных и имущественных отношений г. Севастополя, Государственному казенному учреждению Севастополя «Севастопольское лесничество» о признании недействительными распоряжения № <данные изъяты>РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ года Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, исключении сведений о границах земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости, установлении границ земельного участка отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд с подачей жалобы через Нахимовский районный суд в течении месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судьей 3 сентября 2018 года
Председательствующий судья Богаевская Т.С.