Решение по делу № 33а-2369/2021 от 08.02.2021

Дело №33а-2369/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 марта 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей – Тимофеевой А.А., Кучеренко Н.В.,

с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чернышова Н.Н. к Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым, заинтересованные лица – Администрация Советского района Республики Крым, Советский районный совет Республики Крым, Министерство транспорта Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления, обязании устранить допущенные нарушения,

по апелляционной жалобе Чернышова Н.Н. на решение Советского районного суда Республики Крым от 29 декабря 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения административного истца Чернышова Н.Н. и его представителя Борисова Д.О., представителя административного ответчика Ефременко Д.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым

установила:

Чернышов Н.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным и отменить постановление №220 Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым от 22 октября 2020 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 1992кв.м на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем рассмотрения заявления Чернышова Н.Н. от 01 октября 2020 года №02-16/9/2 об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 1992кв.м на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, по причине того, что спорный земельный участок находится на землях общего пользования (дорога общего назначения). Однако в соответствии с Генеральным планом с. Дмитровка Советского района Республики Крым, утвержденного 10 октября 2018 года, испрашиваемый земельный участок отнесен к жилой зоне малоэтажной застройки индивидуального жилищного строительства. Таким образом, оспариваемое постановление не соответствует региональным и местным нормативам градостроительного проектирования.

Решением Советского районного суда Республики Крым от 29 декабря 2020 года оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Чернышова Н.Н.

Не согласившись с указанным решением, Чернышов Н.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Советского районного суда Республики Крым от 29 декабря 2020 года и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд ошибочно пришел к выводу о том, что доводы административного истца и его представителя, изложенные в административном иске, были предметом исследования и оценки при постановлении решения Советского районного суда Республики Крым от 21 апреля 2017 года и при исследовании апелляционной жалобы, поданной на указанное решение в Верховном Суде Республики Крым. Суд не учел, что указанные судебные инстанции не могли исследовать и оценить положения Генерального плана с. Дмитровка Советского района Республики Крым, который был утверждён после вынесения данных судебных актов, а также Схемы территориального планирования. Судом при рассмотрении дела не дана оценка тому обстоятельству, что отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, административный ответчик не привел ни одного из указанных в Земельном кодексе Российской Федерации оснований. Суд принял решение, несмотря на довод представителя административного истца о том, что при принятии оспариваемого решения администрацией был нарушен пункт 24.2 Административного регламента. Также суду не представлено документов, на основании которых административным ответчиком были принято оспариваемое постановление. Кроме того, просит учесть, что судом не применены нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Администрации Советского района Республики Крым Музафаровым С.С. и председателем Дмитровского сельского совета – главой Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым Ефременко Д.А. поданы возражения об оставлении без изменения решения Советского районного суда Республики Крым от 29 декабря 2020 года.

В судебном заседании административный истец Чернышов Н.Н. и его представитель Борисов Д.О. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Глава Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым Ефременко Д.А. просил оставить без изменений решение Советского районного суда Республики Крым от 29 декабря 2020 года.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав пояснения административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как усматривается из материалов дела, согласно договору купли-продажи, заключенному между колхозом им. Энгельса и Чернышовым Н.Н. от 26 апреля 1993 года, выписке о регистрации права собственности на недвижимое имущество от 01 июня 2003 года, Чернышов Н.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, дата регистрации в ЕГРН 05 марта 2020 года.

07 августа 2009 года Чернышовым Н.Н. было подано заявление в Исполнительный комитет Дмитровского сельского совета Советского района АР Крым со схемой расположения участка по адресу: <адрес> о разрешении на увеличение приусадебного участка.

10 августа 2009 года Исполнительным комитетом Дмитровского сельского совета Советского района АР Крым было принято решение о даче согласия на увеличение приусадебного участка по адресу: <адрес> на имя Чернышова Н.Н.

В соответствии с постановлением № 120-з от 25 декабря 2015 года Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка» была утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в <адрес> для индивидуального жилищного строительства на кадастровом плане территории Дмитровского сельского поселения площадью 1992 кв.м. по адресу: <адрес> из категории земель - земли населённых пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Территориальная зона, в границах которой земельный участок - .

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 25 января 2016 года, земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, категория земель - земли населённых пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1992+/-16кв.м. был присвоен кадастровый .

Согласно постановлению главы администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым № 133-з от 03 февраля 2016 года Чернышову Н.Н. был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером , площадью 1992 -/+ 16 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Чернышов Н.Н. уполномочен внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части определения категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.

28 марта 2016 году за Чернышовым Н.Н. было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1992 -/+ 16 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель - земли населённых пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 90-90/016-90/017/984/2016-959/1.

Решением Советского районного суда Республики Крым от 21 апреля 2017 года постановление Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым от 25 декабря 2015 года № 120-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», постановление Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым от 03 февраля 2016 года №133-з «О предоставлении земельного участка» были признаны недействительными. Право собственности Чернышова Н.Н. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1992 кв.м с кадастровым номером из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства признано отсутствующим. Запись о регистрации права на вышеназванный земельный участок была исключена из Единого государственного реестра недвижимости. Чернышов Н.Н. был обязан устранить препятствия для пользования граждан дорогой, представляющий собой проезд с <адрес>, путем сноса установленных ограждений. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 04 июля 2017 года решение Советского районного суда Республики Крым оставлено без изменений.

Согласно информационному письму Администрации Советского района Республики Крым от 15 апреля 2019 года № 01-31/1343, Чернышову Н.Н. даны разъяснения касательно порядка внесения изменений в Генеральный план с. Дмитровка, указано, что Администрация Дмитровского сельского поселения считает проезд от <адрес> до <адрес> необходимым для осуществления производственной деятельности рынка.

Как следует из ответа Администрации Дмитровского поселения Советского района Республики Крым № 02-16/3/2 от 26 марта 2020 года, адресованного Чернышову Н.Н., утвердить схему земельного участка Администрация Дмитровского сельского поселения Сакского района Республики Крым не может, поскольку право собственности на земельный участок площадью именно 1992 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, прекращено решением Советского районного суда Республики от 21 апреля 2017 года и апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 04 июля 2017.

Решением Советского районного суда Республики Крым от 20 августа 2020 года отказ Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 1992 кв.м на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выраженного в форме письма от 26 марта 2020 года № 02-16/3/2, признан незаконным и Администрация Дмитровского сельского совета Советского района Республики Крым была обязана рассмотреть заявление Чернышова Н.Н. в соответствии с положениями административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка и проекта межевания территории на территории Дмитровского сельского поселения».

01 октября 2020 года Чернышов Н.Н. обратился к главе Администрации Дмитровского сельского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 1992 кв.м на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

22 октября 2020 года Администрацией Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым было вынесено постановление № 220, которым отказано Чернышову Н.Н. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с указанием на то, что он не соответствует имеющейся градостроительной документации, поскольку находится на землях общего пользования (дорога общего назначения).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого постановления Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым от 22 октября 2020 года №220.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с положениями статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлено в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015) предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статьей 2 Закона от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 установлено, что заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривают следующие уполномоченные органы (далее - уполномоченные органы):

Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым в случаях, установленных Советом министров Республики Крым, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым;

уполномоченный орган местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.

Согласно статьей 6 Закона от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 граждане, определенные статьей 4 настоящего Закона, желающие приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, подают заявление в уполномоченный орган. В заявлении указываются вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и другие сведения, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право гражданина на приобретение земельного участка в собственность бесплатно или в аренду.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015, гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.

Исходя из статьи 1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (далее – Закон от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК).

Из части 6 статьи 13 Закон от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК следует, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года N 378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков, постановлением от 16 февраля 2015 года N 44 - Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, постановлением от 02 сентября 2014 года N 313 - Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.

На основании постановления Администрации Советского района Республики Крым от 28 сентября 2020 года №210 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», который определяет порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, сроки и последовательность действий по её исполнению администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым (далее – Административный регламент).

Пункт 9.1 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, в том числе в электронной форме.

Согласно пунктам 24.1, 24.2 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры по рассмотрению представленных документов является получение должностным лицом Отдела, ответственным за прием документов, заявления с комплектом прилагаемых документов. Должностное лицо Отдела проводит проверку полноты и достоверности сведений о Заявителе, содержащихся в представленном им заявлении и документах. Заявление регистрируется в отделе делопроизводства и передается начальнику Отдела или уполномоченному лицу Отдела. Начальник Отдела или уполномоченное лицо Отдела в соответствии со своей компетенцией передает заявление для исполнения должностному лицу, ответственному за рассмотрение поступившего заявления.

В соответствии с пунктом 7.1 Административного регламента, срок предоставления муниципальной услуги – 30 календарных дней со дня представления в Орган документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Согласно пункту 6.1 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является: решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (Приложение No2 к Административному регламенту); решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (Приложение No3 к Административному регламенту).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлен в пункте 13.2 Административного регламента, и ими являются:

1) не предоставление определенных пунктами 9.1, 9.3 Административного регламента документов;

2) несоответствие представленных документов требованиям действующего законодательства;

3) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

4) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

5) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;

6) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

7) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно положениям статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Как установлено судом апелляционной инстанции, постановлением Администрации Советского района Республики Крым №188 от 07 декабря 2016 года был утвержден проект организации дорожного движения и технических паспортов на дорожно-уличной сети Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым.

Согласно выкопировке из указанного выше проекта, проезд дороги общего пользования проходит через земельный участок, испрашиваемый административным истцом Чернышовым Н.Н.

На основании постановления Администрации Советского района Республики Крым №146 от 26 сентября 2018 года был утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Дмитровского сельского поселения Советского муниципального района Республики Крым.

Под номером 15 в вышеуказанном перечне значится проезд в <адрес> (производственный), под номером 18 – проезд между <адрес> (производственный).

Также в соответствии с представленной выкопировкой из Генерального плана Дмитровского сельского поселения Советского муниципального образования (утвержденного решением 1 созыва 74 заседания Советского районного совета Республики Крым от 10 октября 2018 года №6), проезд, соединяющий производственные дороги между <адрес>, проходит через земельный участок, расположенный по <адрес> в <адрес>, и в отношении которого административным истцом было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Кроме того, в соответствии с постановлением Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым от 18 января 2021 года №5 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> муниципальному образованию Дмитровское сельское поселение. Пунктом 2 постановления отнесен земельный участок к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0).

Учитывая приведённые выше положения норм материального права и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при наличии сведений о несоответствии земельного участка площадью 1992кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, имеющейся градостроительной документации, а именно в связи с нахождением земельного участка на землях общего пользования (дороге общего назначения), Администрация Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым, будучи собственником указанного земельного участка, действуя в пределах представленных полномочий, в порядке, установленном Административным регламентом, правомерно отказала Чернышову Н.Н. в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления данного земельного участка, руководствуясь частью 7 статьи 18 Закона от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015, частью 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не было установлено несоответствие действующим нормам права оспариваемого постановления, в связи с чем, районным судом правомерно отказано в удовлетворении требований административного истца о признании указанного постановления незаконным.

При этом, поскольку в соответствии с положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, требования Чернышова Н.Н. в части возложения обязанности на административного ответчика возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка также правомерно оставлены без удовлетворения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, ссылка суда на обстоятельства, установленные по гражданскому делу №2-289/2017, не может являться основанием для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции, при установленных выше обстоятельствах.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в решении суда ссылок на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенного судебного акта. Несогласие административного истца с состоявшимися по делу судебным актом само по себе не свидетельствует о нарушении его права на справедливое судебное разбирательство.

По сути, доводы апелляционной жалобы, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Советского районного суда Республики Крым от 29 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернышова Н.Н. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: А.А. Тимофеева

Судья: Н.В. Кучеренко

33а-2369/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернышов Николай Николаевич
Ответчики
Администрация Дмитровского сельского поселения Советского района РК
Другие
Администрация Советского района РК
Советский районный совет РК
Министерство транспорта РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Кагитина Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
08.02.2021Передача дела судье
16.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
12.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2021Передано в экспедицию
30.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее