РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2014 года г. Мытищи
Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Перепелюк О.В., при секретаре Ульяновой З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1766/14 по исковому заявлению ФИО1 к ГПК-20 <адрес> о признании недействительным решения правления от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из членов кооператива, о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений и дополнений в Устав кооператива,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с исковым заявлением к ГПК № 20, с учетом уточнений просил признать недействительным решение правления данного кооператива от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из членов кооператива, а также признать недействительным решение правления данного кооператива от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений и дополнений в Устав ГПК № 20.
Свои требования истец обосновал тем, что он является членом ГПК № с 1997 года, оплачивает взносы, исполняет свои обязательства перед кооперативом надлежащим образом, однако на очередном судебном заседании ему стало известно об исключении его из членов данного кооператива за неуплату взносов, считает решения правления ГПК № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО4 в судебном заседании уточненные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ГПК № - ФИО5 в судебном заседании требования истца не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
Как следует из выписки из Протокола № Правления ГПК № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 был исключен из кооператива в соответствии с п. 4.3.2 Устава (л.д. 50).
ДД.ММ.ГГГГ были утверждены правлением ГПК № по поручению внеочередного общего собрания членов ГПК № ДД.ММ.ГГГГ Изменения и дополнения в Устав Гаражного потребительского кооператива № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Из указанных Изменений и дополнений в Устав ГПК № следует, что п. 5.8. Устава кооператива от ДД.ММ.ГГГГ был дополнен словами: «и Собрание уполномоченных представителей», изложив его в следующей редакции: «Член Кооператива может быть исключен из Кооператива на основании решений Общего собрания или Собрания уполномоченных представителей, о чем член кооператива, по которому правление приняло решение об исключении, уведомляется письменно».
Как было указано ранее, истец просит признать недействительными данные решения правления, поскольку он считает их незаконными.
В силу положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с п. 3 и 4 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-1 (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) "О потребительской кооперации", пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случае неисполнения им без уважительных причин перед обществом своих обязанностей, установленных настоящим Законом или уставом потребительского общества, либо совершения действий, наносящих ущерб обществу.
Пайщик должен быть извещен в письменной форме не позднее чем за 20 дней советом потребительского общества о причинах вынесения на общее собрание потребительского общества вопроса о его исключении из потребительского общества и приглашен на указанное общее собрание, на котором ему должно быть предоставлено право высказать свое мнение. В случае отсутствия пайщика без уважительной причины на общем собрании потребительского общества оно вправе принять решение о его исключении из потребительского общества.
Пунктом 5.8. Устава ГПК № 20, утвержденного Общим собранием кооператива Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена возможность исключения члена кооператива из кооператива на основании Общего собрания при условии: неуплаты установленных Уставом взносов в течение текущего года с момента наступления срока выплаты; нарушений положений Устава, правил содержания нежилых помещений; нанесение своими действиями вреда имуществу кооператива, его деятельности и репутации.
Решением внеочередного общего собрания членов ГПК – 20 от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены членские взносы в размере 3 000 рублей с каждого гаражного бокса (л.д. 38-41).
Как следует из выписки из протокола № Правления ГПК № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 устно оповещался о приглашении на Правление, получить приглашение отказался, поэтому приглашение было направлено заказным письмом с уведомлением по его домашнему адресу, что подтверждается материалами дела.
Также из данной выписки следует, что ФИО1 во время проведения внеочередного собрания ДД.ММ.ГГГГ неоднократно нарушал порядок, мешал выступающим, выхватывал микрофоны, кричал, обзывая президиум «рейдерами». Собрание персонально по его поведению принимало решение и предупреждало его о возможности удаления из зала. По окончании собрания ФИО1 во всеуслышание объявил, что не будет исполнять решение собрания, избранного правления. В нарушение решения собрания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказался предоставлять копии протоколов собраний от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, где он являлся председателем собрания и в процессе его проведения имелись существенные нарушения Устава. В процессе судебного заседания по иску ГПК № он заявлял о не признании решения собрания от ДД.ММ.ГГГГ и легитимности председателя кооператива ФИО5 ФИО1 отказывается платить членские взносы за 2010 год, не оплатил членские взносы за 2010 год до ДД.ММ.ГГГГ, как это предусматривает п. 3.5 Устава.
ФИО1 в соответствии с п. 5.9. Устава кооператива был уведомлен о передаче вопроса на рассмотрение общего очередного собрания на ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из членов ГПК № 20, в связи с нарушением им п. 3.5. и п.5.5. Устава (л.д. 70-71).
Согласно п. 3.5 Устава кооператива, членские взносы уплачиваются не реже двух раз в год до 01 апреля – за первое полугодие, до 01 октября – за второе полугодие и используются на расходы по текущей деятельности.
В соответствии с п. 5.5. данного Устава, член кооператива обязан: соблюдать положения Устава, решения Общего собрания, Правления кооператива и Председателя правления кооператива; соблюдать государственные технические, противопожарные, санитарные нормы и правила содержания нежилых помещений; своевременно уплачивать все налоги и сборы, установленные государством на недвижимое имущество; участвовать в благоустройстве территории гаражного комплекса; участвовать в расходах на содержание, ремонт, и эксплуатацию имущества общего пользования; участвовать в общих мероприятиях, проводимых кооперативом.
Согласно членской книжке, выданной ГПК № 20, членские взносы истец не оплачивал (л.д. 9-10), квитанции об уплате членских взносов истцом суду также не были представлены.
Процедурных нарушений при принятии собранием членов ГПК № от ДД.ММ.ГГГГ решения об исключении истца из членов кооператива не установлено.
Судом установлено, что истец положения Устава не соблюдал, членские взносы не оплачивал, поэтому нет оснований для признания недействительным решения собрания членов правления кооператива ГПК № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении истца из членов кооператива.
Требования истца о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений и дополнений в Устав кооператива также не подлежат удовлетворению.
Гаражный кооператив отвечает всем признакам некоммерческой организации, однако Гражданский кодекс РФ не определяет сферы, в которых действуют потребительские кооперативы, органы управления ими, режим имущества данных кооперативов, не имеется определенности в регулировании деятельности таких потребительских кооперативов, как гаражные кооперативы.
При таком положении, принимая во внимание неопределенность закона при разрешении заявленных требований, суд исходит из учредительного документа потребительского кооператива, к которому относится его устав, утвержденный общим собранием членов кооператива, в котором отражены предмет и цели деятельности кооператива как юридического лица (п. 2 ст. 52 ГК РФ), наименование, основная цель его деятельности и организационно-правовая форма юридического лица.
Суд учитывает, что действующее законодательство не содержит запрета на включение в устав и иных сведений, в том числе необходимых для организации и деятельности потребительского кооператива соответствующего вида.
Суд также принимает во внимание, что в гражданском законодательстве не имеется запрета на включение в устав кооператива определенной членами кооператива формы управления кооперативом, которая не исключает управление кооперативом в период между собраниями его правлением, которое избирается и которое, в свою очередь, не исключает избрание председателя правления гаражного кооператива как из числа его членов на общем собрании, так и путем его избрания правлением из состава членов правления, а другие (не обязательные) положения устава включаются в него, если соответствующее решение будет принято собранием членов кооператива и если они не противоречат ГК РФ и законам об отдельных видах кооперативов.
При таком положении, суд принимает во внимание, что в силу общедозволительного метода регулирования в гражданском праве "разрешено все, что не запрещено" уставом в интересах всех членов кооператива могли были быть изменены сформулированные в законе нормы, как о выборах правления, которое в свою очередь избирает из своего состава председателя и его заместителя, так и о кворуме собрания, о квалифицированном большинстве голосов членов собрания, которые касаются вопросов о ликвидации и реорганизации кооператива по инициативе самого кооператива, исключения из кооператива отдельных лиц, утверждения новой редакции устава или внесения в него изменений, что и имело место на внеочередном собрании ГПК № ДД.ММ.ГГГГ.
Деятельность кооперативов, как производственных, так и потребительских, регулировалась в СССР Законом от ДД.ММ.ГГГГ "О кооперации в СССР", однако по мере принятия законов об отдельных видах кооперативов указанный Закон в части, касающейся их деятельности, не применялся и что в настоящее время в отношении потребительских кооперативов действует только ст. 51 названного Закона, в котором говорится о видах кооперативов, в отношении которых специальные законы пока не приняты, к числу которых можно отнести и гаражно-потребительский кооператив № 20, созданный ДД.ММ.ГГГГ для организации и хранения автомототранспорта индивидуальных владельцев.
Кроме того, суд принимает во внимание, что на день предъявления иска ФИО1 не являлся членом ГПК № 20, в связи с его исключением из членов кооператива решением правления от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным в виде протокола № 20, который судом незаконным не признан, доказательств его отмены либо доказательств, подтверждающих членство истца в кооперативе на день предъявления иска, последним в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено, в связи с чем, признание оспариваемого решения общего собрания незаконными не повлечет автоматическое восстановление истца в членах кооперативах и как следствие не может нарушить его права.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении требований ФИО1 о признании недействительным решения правления от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из членов кооператива, о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений и дополнений в Устав кооператива в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░