дело № 2-2675/2024 (УИД 50RS0036-01-2023-005392-83)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2024 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.
при секретаре Кузнецовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карасева Сергея Юрьевича к Шокировой Ганджине Субхонкуловне о восстановлении срока для принятия наследства,
у с т а н о в и л:
Карасев С.Ю. обратился в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства. В обоснование указал, что 07 октября 2022 года умерла его мать Кочинова В.В., однако, в установленный законом срок не принял наследство по уважительной причине, поскольку узнал о смерти матери только в июне 2023 года от знакомых. Несмотря на то, что он проживает в г. Пушкино Московской области, о чем было известно супругу Кочиновой В.В. – Кочинову Ю.Д., информация о смерти Кочиновой В.В., её похоронах была скрыта от него, узнал о смерти матери от знакомых, после чего сразу, 24 июня 2023 года, обратился с заявлением о принятии наследства к нотариусу, которым было заведено наследственное дело № 35069672-127/2023, но рекомендовано обратиться в суд для восстановления срока принятия наследства в суд.
Определением суда от 28 ноября 2023 года заявление Карасева С.Ю. о восстановлении срока для принятия наследства оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве, разъяснено право заявителя разрешить возникший спор в порядке искового производства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 марта 2024 года указанное определение суда отменено, дело возвращено в Пушкинский городской суд Московской области для рассмотрения по существу.
Отменяя определение суда первой инстанции, судебная коллегия указала, что суд неправомерно оставил иск Карасева С.Ю. без рассмотрения, поскольку заявленные им требования подлежали принятию и рассмотрению в порядке искового производства.
В связи с изложенным, определением Пушкинского городского суда от 17.04.2024 года заявление Карасева С.Ю. принято для рассмотрения в порядке искового производства ( л.д.136), от истца Карасева С.Ю. поступило уточненное исковое заявление к ответчику Шокировой Г.С., просит восстановить срок для принятия наследства, открывшегося 07 октября 2022 года после смерти мамы Кочиновой Валентины Васильевны ( л.д.158-162).
В судебном заседании Карасев С.Ю. и его представитель на основании доверенности Воронин А.В. исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме.
Ответчик Шокирова Г.С. в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности Михайлова А.Б., который возражал против удовлетворения требований иска.
Третье лицо нотариус Пушкинского нотариального округа Московской области Сидорова Д.Л. в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, полагает исковые требования Карасева С.Ю. подлежат удовлетворению.
В соответствии с абз.2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (абзац 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 1116 Гражданского кодекса Российской Федерации, к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства.
В силу статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных данным Кодексом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 данного Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Статьёй 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 1, 2) установлено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу пункта 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Пунктом 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Приведенная норма права предоставляет суду право восстановить наследнику срок для принятия наследства только в случае представления последним доказательств не только тому обстоятельству, что он не знал об открытии наследства - смерти наследодателя (ст. 1113 ГК РФ), но и не должен был знать об этом событии по объективным, не зависящим от него обстоятельствам.
Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя, но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не знал и не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Судом установлено, что родителями Карасева С.Ю. являются Карасев Ю.Н. и Карасева В.В., что подтверждается свидетельством о рождении.
12 декабря 1986 года между Кочиновым Ю.Д. и Карасевой В.В. заключен брак, после регистрации брака Карасевой В.В. присвоена фамилия Кочинова.
07 октября 2022 года умерла Кочинова В.В., что подтверждается свидетельством о смерти.
Как следует из информационного письма Арбузовой О.В., временно исполняющей обязанности нотариуса Пушкинского нотариального округа Московской области Сидоровой Д.Л., 24 июня 2023 года на основании заявления Карасева С.Ю. о принятии наследства по всем основаниям наследования заведено наследственное дело № 35069672-127/2023, однако, в связи с пропуском срока принятия наследства, истцу рекомендовано обратиться для восстановления срока для принятия наследства.
Кочинов Ю.Д. умер 31 марта 2023 года, что подтверждается записью акта о смерти.
Из представленной в исполнение судебного запроса копии наследственного дела к имуществу Кочинова Ю.Д. следует, что Шокирова Г.С., действующая от имени Хусейновой Ориёны Наталии Маликшоевны, <дата> года рождения, обратилась к нотариусу с заявлением о принятии после смерти Кочинова Ю.Д. наследства в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по завещанию, удостоверенному 24.10.2022 Булановым А.А., временно исполняющим обязанности нотариуса Пушкинского нотариального округа Московской области Буланова А.А.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Карасев С.Ю. указывает, что информация о смерти матери была скрыта от него, о произошедшем он узнал только в июне 2023 года, в связи с чем, 24 июня 2023 года обратился к нотариусу Пушкинского нотариального округа Московской области с заявлением о принятии наследства по всем основаниям наследования.
В силу положений статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из смысла приведенных норм закона, бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска срока для принятия наследства лежит на лице, обратившемся с требованием о восстановлении данного срока.
Суд, в свою очередь, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В ходе разбирательства по делу Карасев С.Ю. указал, что о смерти матери узнал от знакомого Миргородского Д.В. летом 2023 года, супруг матери Кочинов В.В. знал о месте проживания истца, однако скрыл от него информацию о смерти матери. При этом, в настоящее время, в квартире №, расположенной по адресу: <адрес>, являющейся наследуемым имуществом, проживает Шокирова Г.С., в отсутствие, как полагает истец, законных оснований, которая не поставила истца в известность о смерти его матери и Кочинова В.В.
Как следует из показаний допрошенного в судебном заседании Миргородского Д.В. (одноклассник истца) о смерти матери Карасева С.Ю. – Кочиновой В.В. он узнал в июне 2023 года от лучшей подруги умершей, при этом Карасев С.Ю. о смерти матери не знал. Данную информацию свидетель сообщил Воронину Александру, который впоследствии уже лично сообщил Карасеву С.Ю. о смерти его матери.
Оснований не доверять показаниям свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда не имеется, данные показания логичны, последовательны, согласуются с другими доказательствами по делу.
Представитель истца Воронин А.В. в ходе разбирательства по делу также пояснил, что Миргородский Д.В. летом 2023 года сообщил ему информацию о смерти Кочиновой В.В., в свою очередь Воронин А.В. передал данную информацию Карасеву С.Ю.
Узнав о смерти матери в июне 2023 года, истец в максимально короткий срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, после чего, 06 сентября 2023 года обратился в суд с иском о восстановлении срока принятия наследства, то есть истцом соблюден установленный законом шестимесячный срок.
При рассматриваемых обстоятельствах, суд считает возможным восстановить истцу срок для принятия наследства.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку доводы о наличии уважительных причин пропуска срока для принятия наследства нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного заседания, и ответчиком опровергнуты не были.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Карасева Сергея Юрьевича к Шокировой Ганджине Субхонкуловне о восстановлении срока для принятия наследства удовлетворить.
Восстановить Карасеву Сергею Юрьевичу срок для принятия наследства после смерти Кочиновой Валентины Васильевны, умершей 07 октября 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме -21 августа 2024 года.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья: Секретарь: