Дело № 2-652/2024
УИД: 04RS0004-01-2024-001140-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2024 г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фёдоровой Д.М.,
при секретаре Шилкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования ГП «Город Гусиноозерск», Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Бурятия о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию МО ГП «Город Гусиноозерск» в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на площади около 6000 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала № координаты GPS № обязать Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации несанкционированной свалки отходов на площади <данные изъяты>., расположенной по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, координаты GPS № в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что Гусиноозерской межрайонной прокуратурой с привлечением Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования проведена проверка законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. К вопросам местного значения муниципального района, городского, сельского поселения относится участие по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Проверкой установлено, что на территории, расположенной в границах <адрес> в границах кадастрового квартала №, координаты GPS № на площади примерно 6000 кв.м. в кучах имеется несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов, отходов производства и строительства, другого мусора в виде полиэтиленовых и картонных упаковок, бумаги, пластиковых и стеклянных бутылок, битого стекла, посуды, досок и т.д. В нарушение требований законодательства Администрацией МО ГП «Город Гусиноозерск» не приняты меры по ликвидации указанной свалки.
Определением суда привлечены в качестве соответчиков Министерство финансов Республики Бурятия, Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица Республиканская служба по охране, контролю и регулированию, использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования.
В судебном заседании представитель истца Салихов Р.Н. уточнил требования по иску в части координат несанкционированной свалки, просил считать правильными координаты №, предоставленные дополнительно Федеральным государственным земельным контролем (надзором) от 06.09.2024; не поддержал требования к ответчикам Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Бурятия; уточненные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Муниципального образования ГП «Город Гусиноозерск» по доверенности Ниязов Р.Ш. с исковыми требованиями согласился, указав на затруднительность дальнейшего исполнения решения суда.
Представители ответчиков Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по доверенности Егорова Е.С. и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Елбаскина А.П. возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации по доверенности Егорова Е.С. и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия являются ненадлежащими ответчиками по делу. Поддержали доводы, изложенные в отзывах, суду пояснили, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на муниципальное образование.
В судебное заседание не явились представители ответчиков Министерства финансов Республики Бурятия, Министерства финансов Российской Федерации представитель третьего лица Республиканской службы по охране, контролю и регулированию пользования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природных ресурсов, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления)).
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Как указано в пункте 18 Правил № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
При этом под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 № 607-ст).
30.05.2023 Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление № 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования «Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края» и администрации Новосибирского района Новосибирской области».
В названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 № 27-П указано, что положения статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пунктов 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением данного муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности; на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов; притом, что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
В этой связи Конституционным Судом Российской Федерации федеральному законодателю предписано, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Конституционным Судом Российской Федерации определено, что такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой совместно с государственным инспектором Республики Бурятия в области охраны окружающей среды проведена проверка, по результатам которой выявлено, что на земельном участке, площадью примерно 6000 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, координаты №, имеется несанкционированное скопление твердых коммунальных отходов, отходов производства и строительства, другого мусора в виде полиэтиленовых и картонных упаковок, бумаги, пластиковых и стеклянных бутылок, битого стекла, посуды, досок и т.д. Согласно публичной кадастровой карте земельный участок не разграничен.
Данные обстоятельства подтверждены справкой о результатах экологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, справкой о результатах обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленной государственным инспектором Селенгинского, Джидинского, Закаменского и Кяхтинского районов Республики Бурятия по использованию и охране земель ФИО6
Согласно отзыву Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку оно является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию, разрабатывает и реализует государственные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Ликвидация несанкционированных свалок, как и финансирование работ по их ликвидации не относится к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия. Кроме того, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия в силу отсутствия законодательно установленных бюджетных полномочий не имеет правовых возможностей осуществления финансирования работ по ликвидации несанкционированных свалок, также на основании законодательства обязанность по ликвидации несанкционированной свалки возлагается на собственника земельного участка. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия не является собственником земельных участков и не осуществляет управление государственным имуществом. Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на Администрацию за счет средств местного бюджета. При этом исполнение решения суда после провозглашения Постановления Конституционного суда от 30.05.2023 №27-П порождает у муниципалитета право на возмещение понесенных расходов за счет федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, как указано в Постановлении, в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие земли находятся в государственной собственности или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, должно быть указано на условия финансового обеспечения выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований данной обязанности, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объема софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Кроме того, существует утвержденная программа «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», которой предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований, в частности на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, тем самым не лишает право Администрации обратиться с заявкой в целях исполнения решения суда.
Как следует из отзыва Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство является ненадлежащим ответчиком, не уполномочено на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых отходов и на софинансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, поскольку указанное не предусмотрено положениями бюджетного законодательства. Имеется возможность за счет поступающих в бюджет субъекта и местный бюджет экологических платежей включить в план мероприятий ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, в случае, если такие средства не были задействованы на мероприятия по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среды и организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации объектов накопленного вреда окружающей среде. В рамках программы «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» предусмотрены субсидии на ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того, к твердым коммунальным отходам могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Просят в удовлетворении иска отказать.
Представителем ответчика Администрации МО «Город Гусиноозерск» в ходе судебного разбирательства не оспаривались обстоятельства наличия несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и строительства, другого мусора в виде полиэтиленовых и картонных упаковок, бумаги, пластиковых и стеклянных бутылок, битого стекла, посуды, досок и т.д. на указанной в иске территории земельного участка.
В силу части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенного на вышеуказанном выше земельном участке, в материалы дела не представлены.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Фактически органами местного самоуправления осуществляются полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории города Гусиноозерск, который является неразграниченным, ответственность по надлежащему его содержанию возлагается на Администрацию МО «Город Гусиноозерск».
Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности. Наличие вышеуказанной несанкционированной свалки отходов свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Администрации за соблюдением правил благоустройства, о также ненадлежащем земельном контроле.
Правообладатели земельных участков обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.
Таким образом, Администрация МО «Город Гусиноозерск» является уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим полномочия собственника спорного земельного участка.
В нарушение вышеуказанных требований закона Администрацией не приняты меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов. Отходы размещены непосредственно на земле за границами специально оборудованных мест их размещения, что не оспаривается сторонами.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Ненадлежащее исполнение требований природоохранного законодательства влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, загрязнение земель твердыми коммунальными отходами.
Непринятие мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов препятствует реализации национального проекта «Экология» и федерального проекта «Чистая страна», направленных на улучшение качества жизни граждан и создание эффективной системы по обращению с отходами производства и потребления.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что несанкционированная свалка находится на земельном участке, площадью около <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, координаты №, который расположен на неразграниченной территории в границах муниципального образования «Город Гусиноозерск», суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора.
При этом суд приходит к выводу о том, что достаточных оснований для возложения ответственности по финансированию (софинансированию) мероприятий по ликвидации свалок на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Республики Бурятии, а также Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Республики Бурятия не имеется, поскольку имеет место ненадлежащая организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа со стороны Администрации МО «Город Гусиноозерск», кроме того в данном случае софинансирование не носит необходимый характер. Законодательством определена процедура софинансирования посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям, разработана региональная программа по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда, в рамках которой предоставляются субсидии, определен объем финансирования на указанные мероприятия, что не препятствует Администрации в реализации данного права.
Таким образом, суд не усматривает достаточных оснований для возложения ответственности по финансированию мероприятий по ликвидации свалок на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.
Принимая во внимание, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, в правовое регулирование в настоящее время не внесены, Администрация МО «Город Гусиноозерск» не лишена права в случае полного исполнения за счет муниципального бюджета после вынесения настоящего судебного решения на возмещение части расходов, фактически понесенных на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и зольных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора) из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Утверждена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013 № 261 государственная программа «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В приложении № 4 к настоящей Программе. Установлен порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда.
Согласно пункту 2 Порядка субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, возникающим при реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок по решению суда.
Как следует из пункта 3 Порядка, условиями предоставления субсидии являются: а) наличие правовых актов муниципального образования, утверждающих мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии; б) заключение соглашения о предоставлении из республиканского бюджета субсидии бюджету муниципального образования в Республике Бурятия в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств; в) решение суда о ликвидации несанкционированной свалки; г) результаты замеров маркшейдерской съемки с определением объемов отходов и площади.
Согласно пункту 7 Порядка субсидии предоставляются Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и в соответствии с установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период распределением субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда.
Следовательно, законодательством определена процедура софинансирования посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям, разработана региональная программа по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда, в рамках которой предоставляются субсидии, определен объем финансирования на указанные мероприятия, что не препятствует Администрации реализации данного права.
Таким образом, суд не усматривает достаточных оснований для возложения ответственности по финансированию мероприятий по ликвидации свалок на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.
Кроме того, с учетом положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования прокурора к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республике Бурятия в лице Министерства финансов по Республике Бурятия удовлетворению не подлежат.
При этом суд считает необходимым возложить на Администрацию МО «Город Гусиноозерск» обязанность принять меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов путем сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с земельного участка, относящихся к неразграниченной территории и по требованиям об обеспечении финансирования.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец имеет право обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Суд соглашается с доводами истца о том, что бездействие ответчика в части ненадлежащего содержания земель, находящихся в ведении Администрации МО «Город Гусиноозерск» и земель, права на которые не разграничены, нарушает действующее природоохранное законодательство, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, бездействие органов местного самоуправления по принятию своевременных мер по сбору и вывозу бытовых отходов нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
Учитывая объем работ, которые надлежит выполнить ответчику, принимая во внимание пояснения ответчика и мнение представителя истца, руководствуясь положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным установить разумный срок, в течение которого должны быть произведены вышеназванные мероприятия, - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Муниципального образования «Город Гусиноозерск» освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования ГП «Город Гусиноозерск», Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Бурятия об обязании ликвидировать несанкционированную свалу отходов, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию МО ГП «Город Гусиноозерск» (ИНН 0318003564) в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу ликвидировать свалку отходов на площади около <данные изъяты>., расположенную по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, координаты №
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Фёдорова Д.М.
Решение в окончательной форме принято 23 сентября 2024.