Решение по делу № 7-531/2017 от 23.10.2017

Судья Тагиров Р.И.                                                       Дело № 7-531/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Наталья Николаевна,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 15 ноября 2017 года жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике Загретдинова И.Р. на решение судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 13 сентября 2017 года, которым отменено постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике Загретдинова И.Р. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике от 20 июня 2017 года о привлечении к административной ответственности Открытое акционерное общество «Удмуртнефть» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике Загретдинова И.Р. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике от 20 июня 2017 года Открытое акционерное общество «Удмуртнефть» (далее – ОАО «Удмуртнефть», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 13 сентября 2017 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Удмуртнефть» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, адресованной в Верховный Суд Удмуртской Республики, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда, ссылаясь на то, что производство по делу прекращено незаконно. Событие административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами, а именно: протоколами испытаний почв № ПТ-146-4/17, ПТ-147-4/17, ПТ-149-4/17, ПТ-150-4/17, ПТ-151-4/17, ПТ-152-4/17, выполненными экспертной организацией ФГБУ «Татарская МВЛ» 11 мая 2017 года; свидетельскими показаниями Шумкова С.П.; фотоматериалами; актом осмотра места порыва нефтепровода у нефтяного куста № 6 составленного комиссией МО «Вятское» и МО «Каракулинский район» от 3 апреля 2017 года.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по УР Загретдинова И.Р., поддержавшего доводы жалобы, защитника ОАО «Удмуртнефть» Русских А.Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), полагавшую решение суда законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ОАО «Удмуртнефть» осуществляет пользование земельным участком с кадастровым номером , расположенного по <адрес> в соответствии с договором аренды земельных участков аз от ДД.ММ.ГГГГ.

3 апреля 2017 года на основании обращения гражданина Шумкова С.П. от 3 апреля 2017 года об обнаружении разлива нефтепродуктов из нефтепровода Кырыкмасского месторождения нефти ОАО «Удмуртнефть» в Каракулинском районе УР специалистами Управления Росприроднадзора по УР произведен плановый рейдовый осмотр.

По результатам проверки Управление Росприроднадзора по УР составило акт от 4 апреля 2017 года , вынесло определение от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО «Удмуртнефть».

В соответствии с определениями от 5 апреля 2017 года, 13 апреля 2017 года, 26 мая 2017 года об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, получены сведения: акт осмотра места порыва нефтепровода у нефтяного куста № 6 от 3 апреля 2017 года; протоколы испытаний почв № ПТ-146-4/17, ПТ-147-4/17, ПТ-149-4/17, ПТ-150-4/17, ПТ-151-4/17, ПТ-152-4/17 от 11 мая 2017 года; свидетельские показания; фото и видеоматериалы, которыми установлено, что 31 марта 2017 года произошел разлив нефти на почву из нефтепровода кустовой площадки № 6 Кырыкмасского месторождения нефти ОАО «Удмуртнефть» и выявлено загрязнение земельного участка нефтепродуктами.

По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 5 июня 2017 года , в котором указано на сокрытие ОАО «Удмуртнефть» факта разлива нефти из нефтепровода кустовой площадки № 6 Кырыкмасского месторождения нефти.

Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по УР Загретдиновым И.Р. вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ОАО «Удмуртнефть» к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Удовлетворяя жалобу ОАО «Удмуртнефть» на постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из отсутствия доказательств совершения обществом вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, выразившегося в сокрытии информации о фактах разлива нефти и нефтепродуктов, указав, что протоколы испытаний отобранных проб с места разлива нефтепродуктов не содержат информации о загрязнении почвы нефтепродуктами, также материалы дела не содержат сведений о том, каким образом ОАО «Удмуртнефть» совершило сокрытие информации о загрязнении окружающей среды, объяснения мастера по добычи нефти Микоя А.А. не оформлены должным образом, и не могут приниматься в качестве доказательства наличия состава административного правонарушения. В связи с названными обстоятельствами судья прекратил производство по делу за отсутствием в действиях ОАО «Удмуртнефть» состава административного правонарушения.

Данные выводы нельзя признать законными в виду нижеследующего.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ, являются, должностные лица, юридические лица, обязанные в силу осуществляемой ими деятельности или возложенных полномочий предоставлять экологическую информацию.

По смыслу статьи 8.5 КоАП РФ под экологической информацией понимается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240, утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее – Правила).

В пункте 1 Правил установлено, что организация мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а так же переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.

Согласно пункту 4 Правил, организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

Как следует из представленных материалов дела, 31 марта 2017 года у куста скважин № 6 Кырыкмасского месторождения нефти ОАО «Удмуртнефть», расположенного <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , образовалась нефтяная пленка от нефтепродуктов. ОАО «Удмуртнефть» были предприняты работы по локализации нефтяной радужной пленки путем сбора нефтепродуктов.

Из акта осмотра порыва нефтепроводы от 3 апреля 2017 года, составленного комиссией с участием мастера по добыче нефти ОАО «Удмуртнефть», также усматривается, что произошел порыв нефтепровода.

Из свидетельских показаний Шумкова С.П. от 5 мая 2017 года следует, что 1 апреля 2017 года в результате разлива нефти обнаружено загрязнение почвы, которое было устранено работниками ОАО «Удмуртнефть» путем перемещения почвы бульдозерами за пределы площадки. Шумков также пояснил, что 1 апреля 2017 года около 10 час. в 70-100 метрах от кустовой площадки № 6 Кырыкмасского месторождения нефти ОАО «Удмуртнефть» работала специальная техника: экскаватор, бульдозер, самосвалы. В районе съезда на кустовую площадку вырыты ямы по обеим сторонам съезда. С левой стороны вырыта яма для сбора пролитой нефти, а справой стороны перекоп с лужами нефти на месте порыва нефтепровода. Под дорогой в этом месте находится водопропускная труба диаметром около 70 см, на данной трубе были видны следы сжигания нефти. Около 12 час. 30 мин. 1 апреля 2017 года перекоп был частично зарыт, видимых следов нефти стало меньше. 04.04.2017 около 8 часов вечера на месте также работает специальная техника: экскаватор на базе грузового автомобиля ТАТРА, самосвал и бульдозер. В самосвале находился грунт, рядом стояли 200 литровые бочки, около 5 штук. Мастер участка ОАО «Удмуртнефть» сказал свидетелю, что авария мелкая, нефти пролилось немного, на вопрос сколько ответить не смог. 05.04.2017 утром свидетель снова заехал на кустовую площадку № 6 и увидел бочки заполненные нефтью вперемешку с землей и снегом, и сфотографировал. Место перекопа уже было засыпано свежим грунтом и выполнена планировка земельного участка, размером около 10 м на 15 м.

Факт выявления нефти на поверхность талого снега и локализации нефтянного пятна ОАО «Удмуртнефть» не оспаривается, что подтверждается письмом Начальника УПБОТОС Кузнецовым А.Н. от 6 апреля 2017 года.

Информация от юридического лица в администрацию МО «Вятское», МЧС по УР, либо территориальный орган Росприроднадзора о розливе нефтепродукта не поступала.

Поскольку ОАО «Удмуртнефть» является пользователем земельным участком, осуществляет контроль за работой нефтяных скважин и нефтепровода, то на него в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами возложена обязанность о немедленном оповещении о фактах разлива нефти и нефтепродуктов, причем исполнение указанной обязанности не ставиться в зависимость от объема разлива нефтепродуктов. Наличие у административного органа информации об инциденте не отменяет обязанность юридического лица по оповещению об указанном факте уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Обязанность организации сообщить в уполномоченные органы о розливе нефти не обусловлена возникновением чрезвычайной ситуации, следовательно, независимо от классификации произошедшей аварии на опасном объекте, повлекшей разлив нефтепродукта, землепользователь обязан незамедлительно сообщить о произошедшем разливе нефти в территориальный орган Росприроднадзора.

Учитывая данные обстоятельства, следует признать обоснованными доводы жалобы должностного лица, а допущенные судьей районного суда процессуальные нарушения существенными, не позволившими полно всесторонне и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного, решение судьи районного суда подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела судье следует принять во внимание указанные выше обстоятельства, проанализировать содержание норм законодательства, регламентирующего рассматриваемые правоотношения, дать им надлежащую правовую оценку и вынести законное и обоснованное решение по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 КоАП РФ,

решила:

решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 13 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении ОАО «Удмуртнефть» отменить. Дело направить на новое рассмотрение в районный суд.

Жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по УР Загретдинова И.Р. удовлетворить.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики                                                       Н.Н. Сентякова

Копия верна: Судья

7-531/2017

Категория:
Административные
Другие
ОАО "Удмуртнефть"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Сентякова Наталья Николаевна
Статьи

8.5

Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
23.10.2017Материалы переданы в производство судье
30.10.2017Судебное заседание
15.11.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее