Решение по делу № 33-4654/2015 от 12.10.2015

Шамильский районный суд РД

Судья Хайбулаев М.Р.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 ноября 2015 г. по делу N 33-4654/2015, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Ибрагимовой А.М.,

судей – Хираева Ш.М., Ашурова А.И.,

при секретаре – Муртазаалиевой П.Х.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. административное дело по апелляционной жалобе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ругельдинская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Ругельдинская СОШ») на решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 4 августа 2015 года по делу по заявлению прокурора Шамильского района Республики Дагестан о признании незаконным бездействия МКОУ «Ругельдинская СОШ» по неустранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений и по несоблюдению норм санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации,

установила:

Прокурор Шамильского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия МКОУ «Ругельдинская СОШ» по не устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, путем возложения обязанности на МКОУ «Ругельдинская СОШ» установить вокруг здания образовательного учреждения камеры видеонаблюдения, установить в здании общеобразовательного учреждения кнопки с каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел; признании незаконным бездействия МКОУ «Ругельдинская СОШ» по несоблюдению норм санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, обязав МКОУ «Ругельдинская СОШ»: в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология) и в помещении мастерской установить умывальные раковины в соответствии с требованиями пункта 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10; классные доски привести в соответствие с пунктом 7.2.6 СанПиН 2.4.2.2821-10: оборудовать софитами, предназначенными для освещения классных досок и оборудовать светоотражателями; обеспечить круглогодичную беспрерывную подачу холодной воды в помещения для туалета и установить устройства систем подогрева воды, т.е. устранить нарушения п.8.2 СанПиН 2.4.2.2821-10. В случае недостаточности денежных средств у образовательного учреждения обязать администрацию муниципального образования «Шамильский район» (собственника имущества казенного учреждения) за счет казны МО «Шамильский район» в порядке субсидиарной ответственности выделить для МКОУ «Ругельдинская СОШ» денежные средства, необходимые для выполнения мероприятий, направленных на устранение указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Шамильского района в соответствии с п. 5 Приказа Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007г. N188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей в муниципальных образовательных учреждениях Шамильского района. Проведенной проверкой установлено, что в МКОУ «Ругельдинская СОШ» мероприятия, направленные пресечение преступлений террористической направленности и на надлежащее обеспечение безопасности условий жизни и здоровья обучающихся и работников, не ведутся. Так, в МКОУ «Ругельдинская СОШ» отсутствует помещение для охраны, не имеется системы видеонаблюдения вокруг здания школы, а также отсутствует кнопка с каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел. В ходе проверки в МКОУ «Ругельдинская СОШ» выявлены существенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология) и в помещении мастерской не установлены умывальные раковины, что является нарушением п.4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10; классные доски не оборудованы софитами, предназначенными для освещения классных досок, не оборудованы светоотражателем, что является нарушением п. 7.2.6 СанПиН 2.4.2.2821-10; в нарушение п.8.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 не обеспечена беспрерывная подача холодной воды в помещения для туалета и не имеются устройства системы подогрева воды.

При таких обстоятельствах неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательным учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений и законодательства о санитарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья. Указанные нарушения законодательства стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязанностей. На основании изложенного просит удовлетворить заявленные требования.

Решением Шамильского районного суда Республики Дагестан от 4 августа 2015 года требования прокурора Шамильского района удовлетворены.

В апелляционной жалобе МКОУ «Ругельдинская СОШ» содержится просьба об отмене постановленного решения по тем основаниям, что общеобразовательное учреждение не располагает необходимыми финансовыми средствами на указанные в решении суда цели. Полагают, что суд должен был определить по чьей вине МКОУ «Ругельдинская СОШ» допущены установленные нарушения.

В своих возражениях исполняющий обязанности прокурора Шамильского района Исалмагомедов М.А. просит решение Шамильского районного суда от 4 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Дело рассмотрено согласно статье 150 КАС РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Алиевой Ф.Д., судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Как указано в статье 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (статья 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.

Это вытекает и из пп. 7.1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В силу ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона № 384 от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с п. 5.39 СНИП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 01 сентября 2009 года № 390) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны).

Подобные требования указаны и в письмах Минобрнауки России «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» от 12.03.2008 № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 от 04.06.2008 № 03-1423, от 16.06.2010 № ЮС-343/09 и № ЮС-350/09.

Следовательно, наличие в образовательных организациях помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в МКОУ «Ругельдинская СОШ» мероприятия, направленные на пресечение преступлений террористической направленности и на надлежащее обеспечение безопасности условий жизни и здоровья обучающихся и работников, не ведутся

В МКОУ «Ругельдинская СОШ» отсутствует помещение для охраны, отсутствует система видеонаблюдения вокруг здания школы, а также отсутствует кнопка с каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел.

Так же в ходе проверки в МКОУ «Ругельдинская СОШ» выявлены и существенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология) и в помещении мастерской не установлены умывальные раковины, классные доски не оборудованы софитами, предназначенными для освещения классных досок, не оборудованы светоотражателем, не обеспечена беспрерывная подача холодной воды в помещения для туалета и не имеются устройства системы подогрева воды, что является нарушением СанПиН 2.4.2.2821-10.

В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц учредителем МКОУ «Ругельдинская СОШ» и собственником ее имущества является администрация МО «Шамильский район».

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").

При таких обстоятельствах неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательным учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений и законодательства о санитарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья.

Указанные нарушения законодательства стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязанностей.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц: педагогов, учащихся, родителей учащихся и других лиц, которые могут находиться на территории данного образовательного учреждения.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Шамильского района РД.

Довод жалобы о невозможности реализации решения суда ввиду отсутствия надлежащего финансирования в направлении вопросов антитеррористической защищенности образовательного учреждения и соблюдения норм санитарно-эпидемиологического заключения, не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора.

Кроме того, как следует из содержания апелляционной жалобы, МКОУ «Ругельдинская СОШ» по существу не отрицая факт наличия выявленных прокуратурой района нарушений и признавая их, указывает об отсутствии вины в допущенных нарушениях, с чем судебная коллегия не может согласиться.

Таким образом, решение суда основано на законе и фактических обстоятельствах дела, исследованных судом в установленном законом порядке и которым дана правильная оценка в их совокупности. Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 310 КАС РФ, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 4 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ругельдинская средняя общеобразовательная школа» - без удовлетворения

Председательствующий

Судьи

33-4654/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прок. Ш.р.
Хасульбеков А.А.
Ответчики
МУП "Горавтотранс", адм. г. Махачкалы, МКР завода "Радиотоваров"
МКОУ ".С.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Хираев Шамиль Магомедович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
10.11.2015Судебное заседание
12.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2015Передано в экспедицию
18.02.2016Судебное заседание
17.03.2016Судебное заседание
25.03.2016Судебное заседание
12.04.2016Производство по делу возобновлено
12.04.2016Судебное заседание
05.05.2016Производство по делу возобновлено
05.05.2016Судебное заседание
16.05.2016Судебное заседание
10.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее