Дело №2-475/18
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2018 года г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Онжолова М.Б.,
при секретаре Байбаевой С.Б.,
с участием представителя истца Алиева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.Махачкала к Юнусовой ФИО9 и ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по РД об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
установил:
Администрация г.Махачкала обратилась в суд с иском к Юнусовой А.Ю. и ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по РД об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
Исковые требования мотивированны тем, что из Управления ФСБ России по Республике Дагестан поступил материал по факту совершения мошеннических действий при регистрации права собственности на земельные участки города Махачкалы. Как следует из обращения УФСБ России по РД от 12.11.2017 г. № 4/15520 в 2011 году неустановленными лицами зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес> 5. Как указано в данном письме, основанием для регистрации права собственности явилось постановления Главы Администрации города Махачкалы от 08.10.2003 № 2176 «О предоставлении Юнусовой ФИО10 в собственность земельного участка под производственной базой по <адрес>» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении Юнусовой А.Ю. проектирования и строительства индивидуальных жилых домов на собственной территории между <адрес>». В ходе проверочных мероприятий установлено, что в книгу регистрации постановлений Администрации г.Махачкалы за 2003 и 2005 года внесены изменения в первоначальном тексте при помощи корректирующей жидкости белого цвета и дописок. Первоначальным содержанием измененной записи № 2176 от 08.10.2003 г. являлось «О представлении Морозовой Р.Ф. к присвоению почетного звания «Заслуженный учитель РД», № 2157 от 29.09.2005 г. «О представлении Коссович А.П. к присвоению почетного звания «Заслуженный учитель РД». Таким образом, спорные земельные участки незаконно выбыли из владения муниципального образования помимо его воли, ввиду чего незаконно находится во владении и собственности ответчика.
В связи с чем просит истребовать из чужого незаконного владения Юнусовой ФИО11 земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес> 5 и обязать ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по РД снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по указанному выше адресу.
Представитель истца Алиев А.С. в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить его по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах в неявки суду не сообщил. Представитель истца просил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика и согласился принять заочное решение. Определением суда принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, а именно из представленного суду обращения УФСБ России по РД от 12.11.2017 за № 4/15520 в 2011 году неустановленными лицами зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>.
Так, согласно данному письму, основанием для регистрации права собственности явилось постановление Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № «О предоставлении Юнусовой ФИО12 в собственность земельного участка под производственной базой по <адрес>» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении гр. ФИО2 проектирования и строительства индивидуальных жилых домов на собственной территории между микрорайонами <адрес>
Согласно ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Судом также установлено, что в ходе проверочных мероприятий установлено, что в книгу регистрации постановления Администрации <адрес> за 2003 и 2005 года внесены изменения в первоначальном тексте при помощи корректирующей жидкости белого цвета и дописок.
Также видно, что первоначальным содержанием измененной записи № 2176 от 08.10.2003 г. являлось «О представлении Морозовой Р.Ф. к присвоению почетного звания «Заслуженный учитель РД», № 2157 от 29.09.2005 г. «О представлении Коссович А.П. к присвоению почетного звания «Заслуженный учитель РД».
В соответствии с частью 2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Таким образом, спорные земельные участки незаконно выбыли из владения муниципального образования помимо его воли, ввиду чего незаконно находится во владении и собственности ответчика.
В силу статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласна выписки из ЕГРН от 08.12.2017 спорные земельные участки с незаконно зарегистрированы и на сегодняшний день принадлежат на праве собственности Юнусовой ФИО13.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период вынесения ненормативных актов) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 ЗК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен статьей 38.1 ЗК РФ. Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц (конкурентов) и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение уполномоченным органом максимальной цены за объект торгов.
Представление доказательств является процессуальной обязанностью сторон (статья 56 ГПК РФ).
По смыслу статьи 68 ГПК РФ, являются источником получения доказательств, которые проверялись и оценивались судом при рассмотрении указанного дела.
Судом установлено, что на государственную регистрацию не были представлены достаточные документы в подтверждение возникновения права на земельные участки, что свидетельствует о нарушении процедуры регистрации прав на недвижимое имущество. У федерального органа в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не было законных оснований для государственной регистрации права собственности, так как в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации данные земельные участки могут быть предоставлены исключительно на торгах.
Кроме того, обратное же свидетельствует о нарушениях требований статей 16, 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в совокупности со статьями 30, 30.1, 31, Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пункт 2 ст. 16 Федерального закона № 122 - ФЗ закрепляет, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень необходимых для проведения регистрации документов закреплен в ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». О необходимости предоставления документов, подтверждающих соблюдение норм земельного законодательного о предоставлении земельных участков в собственности посредством проведения публичных процедур, указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 г. № 14760/11 по делу № А40 - 121953/10 - 119 - 741.
Российское гражданское законодательство основывается на идее о том, что собственнику принадлежит распорядительная власть над вещью, именно он может совершать те действия, которые влекут за собой изменение юридической судьбы вещи, в том числе переход права собственности на нее к другому лицу или возникновение обременений.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ полномочия владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество, предусмотренное в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов судебной защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 г. № 15148/08).
Оспаривание прав заявителя в отношении спорного участка возможно только при проверке в судебном порядке существующего основания владения (гражданско - правовой сделки) путем предъявления иска о возврате земельного участка в силу норм о реституции либо виндикации.
Частью 1 статьи 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В статье 11 Земельного кодекса РФ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 301 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Основания разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а критерии распоряжения соответствующими земельными участками - статьей 3 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период заключения сделок), распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством, в связи с чем, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции до 01.01.2017 г.) для постановки земельного участка на кадастровый учет среди прочих документов необходимо представить межевой план, а также документ о согласовании местоположения границ земельного участка на кадастровом плане территории, который подлежит утверждению органом местного самоуправления, документ, подтверждающий право заявителя на объект недвижимости, которых у истца не имеется. Учитывая, что право собственности зарегистрировано на основании порочных сделок, которые в силу ничтожности по закону независимо от решения суда не имеют юридической силы, кадастровый учет спорного земельного участка также произведен незаконно.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающим угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При указанных обстоятельствах требования Администрации г. Махачкала суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Администрации г.Махачкала к Юнусовой ФИО14 и ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по РД об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Юнусовой ФИО15 земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес> 5.
Обязать ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по РД снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.Б. Онжолов