Дело № 2-1692/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ессентуки «12» октября 2017 года
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего Казанчев В.Т.,
при секретаре Аносовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева Александра Владимировича к ГУ - УПФ РФ по городу - курорту Ессентуки Ставропольского края (межрайонное) о признании действий незаконными, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Зайцев А.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по городу-курорту Ессентуки СК (межрайонное) о признании незаконными действия по несвоевременному назначению пенсии, по не включению периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в стаж работы, дающей право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера периоды службы в ВМФ с *** ). Признать за мной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, начиная с 30 октября 2012 года.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Зайцев Александр Владимирович, родился ***. Подал документы в ГУ-УПФР по г. Ессентуки Ставропольского края (межрайонное) для назначения ему пенсии в 2010 году, так как почти весь его трудовой стаж состоит из работы в РКС по 1-му и 2-му списку. ГУ-УПФР по г. Ессентуки Ставропольского края межрайонное) заказав справки, подтверждающие его трудовую деятельность в Магаданской области и получив от них ответ (акт документальной проверки *** года) ответили ему, что северного стажа не хватает, надо еще 2 года отработать в РКС. Он забрал в ПФР г. Ессентуки свои документы и подал их в ПФР п. Палатка Магаданской области. Работал в геологоразведке буровиком для увеличения северного стажа, хотя к 2002 году у него уже было более 15 лет работы в РКС, это подтверждает заместитель управляющего отделением ПФР по Ставропольскому краю Гупало Р. В. - решение от *** В сентябре 2015 года он вернулся в г. Ессентуки и отдал опять документы и справки, подтверждающие его стаж работы в РКС в ГУ-УПФР по г. Ессентуки Ставропольского края. (межрайонное) Только решением от 12 апреля 2016 года ГУ-УПФР по г. Ессентуки Ставропольского края (межрайонное) (далее - УПФР) ему назначена страховая пенсия по старости, начиная с *** г., с учетом индексации с *** г. составила 16 ***.
Выплата пенсии была произведена *** года через кредитную организацию Ставропольского отделения 5230 ПАО Сбербанком России на его расчетный счет за период с *** года, но уже в размере *** рублей за месяц, то есть без применения районного северного коэффициента (1,7) (копия справки о надбавках прилагается) и с уменьшением ИПК с *** балла (копия сведений о состоянии индивидуального лицевого счета по состоянию на 01.01.2016г прилагается) до *** балла. Хотя, фактически пенсия рассчитывается по формуле. (приведена в тексте искового заявления в виде таблицы, принята судом во внимание)
Величина индивидуального коэффициента (ИПК) взята из его индивидуального лицевого счета лицевого счета (ИЛС), сформированного по состоянию на 1 января 2016г.
Так как пенсия была рассчитана и начислена неправильно, он обратился в прокуратуру города Ессентуки с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 30 закона 400-ФЗ работа в РКС по 1-му списку: в случае, если указанные лица проработали в подземке не менее половины установленного срока (в РКС полный стаж в подземке равен 7 годам) и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста установленного ст. 8 настоящего ФЗ, на один год за каждый полный год такой работы. Так как он вышел на пенсию в возрасте 50 лет, то согласно этой справке и Закону 400 ФЗ, страховая пенсия ему должна назначаться с уменьшением на 3 года и возраст его выхода на пенсию должен был быть в 47 лет.
Но, ПФР по городу-курорту Ессентуки в ответе прокуратуре *** дал неправильные сведения о сроках его работы в РКС по 1-му списку: с *** (составил 7месяцев 23 дня) суммировал с работай по списку №2 и учел как работу по списку***.
После ответа из прокуратуры, ему доплатили пенсию до *** рублей, перевели на его банковский счет за весь период с ***
Других нарушений прокуратура не выявила, указав, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Он обратился ***. к Президенту Российской Федерации через представительство президента в Северо-Кавказском федеральном округе с теми же вопросами. После чего, руководитель представительства Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном А.В.Скрипник обязал Пенсионный Фонд Российской Федерации в срок до 30 дней информировать его по его обращению. И только после повторного обращения в представительство Президента ему пришло письмо от заместителя управляющего отделением ПФРФ по Ставропольскому краю Гупало Р.В., согласно которому его ИПК составляет 95,165 баллов, что со службой в ВМФ на атомной подводной лодке в РКС стаж работы составляет 13 лет 9месяцев 14дней (при требуемых 15 лет), а без службы в ВМФ на АПЛ в РКС 13 лет 2 месяца 5 дней (ссылка на состояние индивидуального лицевого счета, сформированного по состоянию на ***г, в втором указано ИПК - 131,779 баллов, что служба в ВМФ в РКС - с *** составляет 2 года 11 месяцев 14 дней) Следовательно, к 13 годам 2 месяцам 5 дням прибавить 2года 11 месяцев 14 дней получится 16 лет 1 месяц 19 дней. (при требуемых 15) И так как у него общий стаж 25 лет 7 месяцев 11дней (при требуемых 25 лет) они ему снизили пенсию с *** рублей до *** рублей. К сведению также сообщили, что доработав в РКС до 15 календарных лет он приобрел право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышения за работу в РКС (ссылка на решение от ***. *** Гупало Р.В. сообщает ему, что стаж его работы в РКС составляет более 15 лет; состояние ИЛС сформированного по состоянию на *** после *** г. у него стаж работы в РКС составляет ***)
Просит обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по городу-курорту Ессентуки изменить ему - Зайцеву А.В., срок выхода на пенсию с 50 лет на 47 лет, так как, срок выхода на пенсию уменьшился на 3 года; назначить ему пенсию с ***; при начислении пенсии применить районный северный коэффициент 1,7; изменить ИПК с *** балла; произвести начисление ему досрочной страховой пенсии по старости начиная с *** (с учетом индексации) и перечислить через кредитную организацию Ставропольского отделения 5230 ПАО Сбербанком России на его расчетный счет.
В судебном заседании Зайцев А.В. доводы, изложенные в иске подержал, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Завьялова И.А. иск не признала суду пояснила, Зайцев А.В. обратился с заявлением о назначении пенсии ***. Предоставил уточняющие справки о характере работы, архивную справку, военный билет, трудовую книжку и паспорт. На основании документов, право на досрочное назначение пенсии по двум пунктам, то есть снижение как за работу в районах крайнего севера на пять лет, так и за работу по списку ***, отсутствовало, в связи с тем, что двойное снижение полагается при наличии полных 15-ти лет работы в района крайнего севера. Мужчины в РФ на пенсию уходят в 60 лет по ст. 8 и дополнительное снижение у них возможно на пять лет за 15 лет в районах крайнего севера, и еще на пять лет при наличии стажа на соответствующих видах работ. В данном случае, по списку ***, в связи, что по списку *** стажа очень мало, истцу необходимо выработать еще 10 лет. Управление ПФ был направлен запрос по месту дислокации войсковой части для того, чтобы засчитать период службы как работу в районах крайнего севера. Но это для того, чтобы дать право на пенсию в 50 лет и фиксированную выплату. На основании поступившего ответа пенсия была установлена с даты подачи заявления, то есть с ***, при наличии 15 лет в районах крайнего севера. Необходимо 12,5 по списку ***, то есть двойное снижение, в 50 лет Зайцев пошел на пенсию.
В части намерения выйти на пенсию в *** году они оказывали содействие пенсионеру, делали запрос об общем стаже его работы в районах крайнего севера. С *** в *** году пришла справка, которая на увеличение пенсии повлиять не могла.
Индивидуальный пенсионный коэффициент рассчитывается из размера страховой пенсии по состоянию на ***, по закону ***, в соответствии со ст. 30 которого стаж для определения размера пенсии считается на ***. У ответчика стаж по состоянию на *** составил 16 лет 7 месяцев 29 дней. С учетом этого стажа, пенсионный коэффициент получился 95.
Истец рассчитывает размер исходя из 131 балла - на дату подачи заявления 2011 год, исходя из 25 лет 7 месяцев страхового стажа. Расчет идет из общего стажа из 16 лет, так следует из искового заявления. По указанной причине, было применено двойное снижение, учтено наличие на иждивении ребенка.
Применить повышенное отношение к заработной плате они не имеют возможности в связи с тем, что количество работы в районах крайнего севера должно быть выработано именно на *** по старому закону ***. (ст. 30)
При назначении и исчислении размера пенсии истцу произошла программная ошибка. Период службы в Советской армии, которая протекала в районах крайнего севера, может быть засчитан только для права на пенсию в 15 лет.
У истца в данный момент 13 лет 9 месяцев 14 дней - работа в районах крайнего севера. Далее прибавляется служба 2 года 8 месяцев, в результате получается 15 лет 10 месяцев 23 дня. Когда к северным, прибавили армейскую службу в районах крайнего севера, получили 15 лет. Но, прохождение службы в районах крайнего севера не может повлиять на повышенную пенсию, поскольку учитывается только работа в данных районах.
Пенсия в размере *** коп., с *** выплачивалась истцу с учетом четырех индексаций. После чего было установлено необоснованно завышенное начисление пенсии, в результате чего ее снизили до *** коп. на период с *** по ***, о чем истец был уведомлен. В *** году заявитель не обращался в пенсионные органы с заявлением о назначении пенсии, при этом она не отрицает, что тот возможно обращался по поводу истребования сведений о периодах и местах работы. Помощь такового рода пенсионерам по истребованию указанных сведений оказывается УПФ. Вместе с тем, согласно пенсионного дела истца пенсия ему стала начисляться с ***, то есть, с даты его обращения с соответствующим заявлением. Просила суд в иске отказать.
Представитель ответчика Бородина Л.В. поддержала доводы, изложенные представителем Завьяловой И.А., просила суд в удовлетворении иска отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. (ст. 18)
До *** трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливались в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от ***. (далее по тексту ФЗ ***)
Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ № 173 исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
Пунктом п. 4 ст. 13 ФЗ № 173 установлено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в т.ч. с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно положений п. п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
С 01 января 2015 года вступил в силу ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. (далее - ФЗ № 400)
В соответствии с положениями п. п. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Из положений п. п. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ № 400следует, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно положений ч. 2 ст. 33 ФЗ № 400 лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет
Как следует из п. 4 ст. 3 ФЗ № 400 стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.
Из положений ч. 3 ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6, с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом, необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Как следует из материалов пенсионного дела истца, 09 ноября 2011 года Зайцев А.В., представив необходимый пакет документов на основании п.2 ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Пенсионирование Зайцева А.В. осуществляется с 09 ноября 2015 года по нормам Федерального закона от 28 декабря 2001 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому размеры страховых пенсий определяются исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) каждого пенсионера в зависимости от его трудового вклада:
***
***
***
Величина ИПК истца определяется из размера страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на *** (без фиксированного базового размера), исчисленного с учетом оценки пенсионных прав по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ исходя из имеющегося у заявителя до *** общего трудового стажа, продолжительностью *** дн., в т.ч. на соответствующих видах работ в календарном порядке - 7 лет 7 мес. 4 дн., а с учетом службы в Армии - *** дн., отношения среднемесячного заработка (***
В результате, по состоянию на дату назначения размер страховой пенсии заявителя по старости составил 6 ***- ИПК заявителя х *** руб.- стоимость ИПК), фиксированной выплаты с учетом повышения на одного ребенка - *** руб., общий размер указанных выплат - *** руб.
С учетом дальнейшей индексации фиксированной выплаты и корректировки страховой пенсии на текущий месяц суммарный размер страховой пенсии истца по старости и фиксированной выплаты к ней увеличился до *** руб. - страховая пенсия по старости, *** руб. - фиксированная выплата к ней, с учетом нетрудоспособного иждивенца, что по мнению суда в полной мере соответствует действующему пенсионному законодательстве и имеющимся у истца в трудовом стаже, заработной плате и начисленным страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Необходимо учесть, что для граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсионное законодательство предусматривает следующие особенности при исчислении пенсий:
- лицам, проживавшим по состоянию на *** в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к ним, а также независимо от их места жительства, если они по состоянию на *** проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях приравненных к районам Крайнего Севера и имеют на указанную дату страховой стаж не менее 25 лет для мужчин устанавливается повышенное отношение заработков при исчислении расчетного размера страховой пенсии (от 1,4 до 1.9) в зависимости от установленного в данной местности районного коэффициента;
- лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет (для мужчин), устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Поскольку продолжительность работы Зайцева А.В. на *** в районах Крайнего Севера с учетом периодов военной службы по призыву в районах Крайнего Севера составляет 13 ***), то правовых оснований для применения повышенного отношения заработков при исчислении размера его пенсии, не имеется. Кроме того, не имеется оснований для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Из представленных суду доказательств следует, что проверкой, проведенной пенсионным органом, в период с *** по ***, было установлено, что фиксированная выплата страховой пенсии по старости Зайцева А.В. была установлена в необоснованно завышенном размере, с учетом повышения за заботу в районах Крайнего Севера, в результате чего за указанный период образовалась переплата пенсии в сумме *** руб.
Истец письмом от *** пенсионного органа уведомлен, что с *** размер его пенсии будет приведен в соответствие с действующим законодательством. В результате, на сегодняшний день размер пенсии составляет 13 884 руб. 88 коп. на период с *** по ***, при этом удержания указанных выше переплаченных начислений не производились.
Зайцев А.В., обратился в суд исковым заявлением, требуя от ответчика включить периоды работы в стаж, дающей право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему в районах крайнего Севера периоды службы в ВМФ с *** по *** (2 года 11 месяцев 14 дней) и подземные работы по списку *** в РКС с *** по ***. (3 года 6 месяцев 18 дней) Просит признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, начиная с ***, изменить ему срок выхода на пенсию с 50 лет на 47 лет, так как срок выхода на пенсию уменьшился на 3 года, назначить пенсию с ***, при начислении пенсии применить районный северный коэффициент 1,7; изменить ИПК с *** балла на *** балла, произвести начисление досрочной страховой пенсии по старости начиная с ***. (с учетом индексации)
Суд, не находит основания для удовлетворения требований истца в связи со следующим.
В силу требований ст. 12 ФЗ № 173 (то есть закона, по которому рассчитана пенсия истца) исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных ст.ст. 10 и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
В силу требований ст. 28 ФЗ № 173 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ ФЗ №173 не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Размеры трудовых пенсий, установленные до 1 января 2010 года, пересчитываются с указанной даты в соответствии с данным документом в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ. При этом, если размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) не достигнет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), получаемого на 31 декабря 2009 года, гражданину выплачивается трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) в прежнем более высоком размере. (ст. 37 ФЗ от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ)
При этом, оценка пенсионного права истца определена с учетом ст. 30 ч.1 п.2 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях».
В силу требований ст.13 ФЗ № 400 исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом, учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
В силу требований ст. 32 ФЗ № 400 перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Статьями 315 - 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Аналогичные нормы предусмотрены ст.ст. 10 и 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
До настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем, на основании ч. 1 ст. 423 ТК РФ применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР.
Работа и проживание в местностях с неблагоприятными климатическими условиями в районах Крайнего Севера требуют возникающих в этой связи дополнительных государственных гарантий и соответствующих компенсаций, в том числе в области социального обеспечения.
Согласно ст. 28.1 ФЗ № 173 лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подп. 1 - 10 и 16 - 18 п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ № 173 лицам, указанным в абз. 1 подп. 6 п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, в т.ч. лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1 настоящего Федерального закона, соотношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размерах 1,4; 1,7; 1,9 независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
До введения в действие указанной нормы, то есть до 31 декабря 2004 года, соответствующий порядок исчисления «северного» стажа регулировался Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (далее - Правила № 516), а еще ранее - «Законом о государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 № 340-1 и ст. 29 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях».
В настоящее время правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400 пользуются мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (далее - РКС) либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считать за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно постановлению Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется.
При обращении в пенсионный орган *** Зайцев А.В. предоставил необходимые документы.
По записям трудовой книжки ***, Зайцев А.В. работал в ФГУП «Урангеологоразведка» ЦСП «Партия массовых поисков, обобщения и оценки ресурсов урана» в качестве *** с *** по ***, справки уточняющие характер работы отсутствуют, направлен запрос (*** от ***) в УПФР в ***, о проверке факта работы и достоверности индивидуальных сведений.
По записям в трудовой книжке ***
***
***
Пенсионным органом направлен запрос (*** от ***) в УПФР *** об истребовании уточняющей справки.
По данным выписки индивидуального лицевого счета Зайцев А.В. работал в *** Данный период не отражен в трудовой книжке и справка подтверждающая период работы отсутствует.
Пенсионным оранном направлен запрос (*** от ***) в УПФР *** об истребовании уточняющей справки.
Суд отмечает, что подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (аналогичная норма установлена п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях»), определяющий условия назначения трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, в т.ч. закрепляющий минимальную продолжительность стажа работы в указанных районах, выступает элементом механизма досрочного пенсионного обеспечения названной категории граждан.
Такое правовое регулирование, закрепленное как ранее действовавшим, так и ныне действующим законодательством при назначении пенсий по данному основанию, в равной мере распространяется на всех лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также выехавших на постоянное жительство за пределы указанных территорий, и направлено на обеспечение реализации их пенсионных прав.
Анализируемые правовые нормы, не позволяют включить период с 28 апреля 1984 года по 11 апреля 1987 года прохождения военной службы по призыву, поскольку номами п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ № 400 такая возможность исключена, учитывается только период работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Период прохождения военной службы в рядах Советской армии предоставляет только право на назначение льготной пенсии, но не зачитывается в указанный период, соответствующие доводы представителя ответчика, являются обоснованными.
Далее, в целях реализации ст.ст. 30 и 31 ФЗ № 400 правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 2О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Фз № 400 применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
- Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в названном Постановлении, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе, права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст.ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и приобретенных прав.
В абз. 7 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты)
Из приведенного выше правового регулирования, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации следует, что федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В силу вышеуказанных положений Закона, Зайцеву А.В. была назначена льготная пенсия в связи с его службой в рядах советской армии в районах Крайнего Севера, и одновременно, с учетом его работы в период с *** по *** в Карамкенском горно-геологическом предприятии помощником машиниста буровой установки подземных работ - по Списку № 2.
Далее, как указано выше, в ходе проверки пенсионным органом установлено, что период прохождения службы в армии необоснованно включен в льготный период, поскольку не являлся работой. Указанный период был засчитан пенсионным органом для права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Представитель ответчика при этом пояснила, что данная ошибка произошла не по вине истца.
Из материалов дела следует, что с *** Зайцеву А.В. выплачивается базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, с учетом фиксированного базового размера в повышенном размере, как лицу, на иждивении которого находится нетрудоспособный иждивенец *** В указанной части пенсионные права Зайцева А.В. также не нарушены.
Действия пенсионного органа по суммированию оспариваемых периодов работы и пересчете пенсии, признаны отвечающим требованиям закона и на основании прокурорской проверки, проведенной по жалобе Зайцева А.В., что отражено в ответе от ***.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу положений ст.ст. 11, 12 ГК РФ защите подлежит нарушенное право.
Также суд отмечает отсутствие доказательств обращения Зайцева А.В. в пенсионный орган в 2010 году, при этом в принятом для обозрения выплатном деле заявителя *** имеется отметка о поступлении его заявления лишь ***, с учетом чего рассчитана пенсия истца.
Анализируя приведенные выше доказательства, нормы закона, а также доводы истца о нарушении его пенсионных прав, суд находит их необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Зайцева Александра Владимировича к ГУ - УПФ РФ по городу - курорту Ессентуки Ставропольского края (межрайонное) о признании действий незаконными, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ессентукский городской суд.
Судья В.Т. Казанчев
Мотивированное решение суда изготовлено «16» октября 2017 года.