Решение по делу № 33-1164/2024 от 14.06.2024

    Судья – Костяева А.А.                                        Дело № 2-7/2024-33-1164/2024

                                                                                  УИД 53RS0022-01-2022-010268-74

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    11 декабря 2024 года                                                           Великий Новгород

    Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

    председательствующего – Смирновой Л.Н.,

    судей – Ребровой И.В., Тарасовой Н.В.,

    при секретаре – Костиной Е.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании 11 декабря 2024 года по докладу судьи Тарасовой Н.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Б. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 8 февраля 2024 года,

    УСТАНОВИЛА:

    Б. обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Фаворит» (далее – Общество) о возложении обязанности перенести контейнерную площадку для накопления и сбора коммунальных отходов, указав, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. В непосредственной близости от указанного жилого дома расположена контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, от которой исходит неприятный запах, который проникает в квартиры жилого дома <...>, что нарушает его право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Контейнерная площадка расположена по адресу: <...> и входит в состав общего имущества данного многоквартирного жилого дома. Управление многоквартирным домом <...> и содержание придомовой территории, включая контейнерные площадки, осуществляет ответчик и ООО «Общий дом». Расстояние от контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов до жилого дома <...> составляет 7-8 м., что нарушает СанПиН, которые устанавливают, что такое расстояние должно быть не менее 15 метров. За указанные нарушения ООО «Управляющая компания «Фаворит» и ООО «Общий дом» были привлечены к административной ответственности, и им направлены представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Однако требования указанных представлений не выполнены. Обращения в Администрацию Великого Новгорода и Управление Роспотребнадзора по Новгородской области с требованием о переносе контейнерной площадки результатов не дали.

    Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Великого Новгорода, МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство», ООО УК «Белый Город», ООО «Городничий», ООО «Экосити», собственники жилых и нежилых помещений многоквартирных домов <...> и <...>.

    Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 8 февраля 2024 года исковые требования Б. оставлены без удовлетворения.

    В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, полагая, что судом не дана оценка обстоятельствам, свидетельствующим о несоответствии спорной контейнерной площадки требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, акту о невозможности установления площадки на то место, где она сейчас расположена, а также близости ее расположения к месту жительства собственников дома <...>. Вопрос о влиянии данных обстоятельств (систематическое захламление территории) на право человека на благоприятную окружающую среду - в ходе проведённой по делу судебной экспертизы не исследовался. Судом положены в основу судебного решения неясные и немотивированные выводы судебной экспертизы, которые не были устранены в ходе допроса эксперта в судебном заседании. В проведении повторной экспертизы судом немотивированно отказано. Вывод суда о том, что истец категорически возражал против варианта переноса спорной площадки, предложенной ответчиком, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Б., поддержавшего жалобу, представителя ответчика Д., возражавшего против удовлетворения жалобы, допросив эксперта С., судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    В силу ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанной с защитой права собственности и других вещных прав» в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

    Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

    Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

    В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    Аналогичная норма предусмотрена ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), закрепляющей, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

    В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).

    Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п. 2).

    Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).

    Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).

    Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5).

    Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 6).

    Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее - Правила от 31 августа 2018 года № 1039).

    Согласно п. 2 Правил от 31 августа 2018 года № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

    В соответствии с п. 3 Правил от 31 августа 2018 года № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

    Согласно п. 11 Правил от 31 августа 2018 года № 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

    В соответствии с п.п. 3,4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - СанПиН 2.1.3684-21) контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

    Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 СанПиН 2.1.3684-21).

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Таким образом, действующие санитарные правила допускают уменьшение вышеуказанных расстояний не более чем до 15 метров только на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, а в случае раздельного накопления отходов такое расстояние может быть уменьшено не более чем до 8 м.

    В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

    При этом нормами пункта 3 указанной статьи определено, что полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

    В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями), к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

    Функции обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, руководитель которой является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (п.п. 1, 8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322).

    Из материалов дела следует, что Б. на праве общей совместной собственности принадлежит квартира <...>.

    Управление вышеуказанным жилым домом осуществляет ООО УК «Белый Город».

    Многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец, был возведён в 2012 году.

    В непосредственной близости от указанного жилого дома, на расстоянии 8,7 м, расположена контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов.

    Упомянутая контейнерная площадка расположена на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома <...>. Границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <...>, установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома <...> от 10 октября 2020 года спорная площадка включена в состав общедомового имущества.

    Управление жилым домом <...>, на основании договора от 1 ноября 2013 года, осуществляет ООО УК «Фаворит».

Управление жилым домом <...> осуществляет ООО «Городничий».

Управление жилым домом <...> осуществляет ООО «Общий дом».

Спорная контейнерная площадка обслуживает вышеуказанные многоквартирные дома.

    Из материалов дела также следует, что в 2019 году истец в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области направил заявление с требованием о демонтаже спорной площадки.

    Письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области <...> от 22 мая 2019 года, истцу сообщено о проведении проверки в отношении ООО «Городничий», осуществляющего обслуживание жилого дома <...>. В адрес ООО «Общий дом» и ООО УК «Фаворит» были направлены предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований санитарных норм.

    Из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области <...> от 1 июля 2019 года, следует, что у дома <...> отсутствует контейнерная площадка, а два имеющихся контейнера ТКО принадлежат ООО «Общий дом» и ООО УК «Фаворит».

    Письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области <...> от 12 августа 2019 года истец извещен о том, что доводы его жалобы в части расположения контейнерной площадки на расстоянии 8,7 м. от жилого многоквартирного дома <...> нашли свое подтверждение.

    24 сентября 2019 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в адрес ООО «Общий дом» выдало представление <...> по факту нарушения п. 8.2.5 «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

    27 августа 2019 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в адрес ООО УК «Фаворит» выдало представление <...> по факту нарушения п. 8.2.5 «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

    Из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области <...> от 11 ноября 2019 года, следует, что в ответ на выданные представления <...> и <...> ООО «Общий дом» и ООО УК «Фаворит» направили в Администрацию Великого Новгорода письма о рассмотрении вопроса об установлении и согласовании фактически имеющегося расстояния (8,7 м.) от контейнерной площадки до дома <...>.

    В 2022 году Б. направлял в адрес органа местного самоуправления жалобы на бездействия ООО «Общий дом» и ООО «УК Фаворит» по переносу контейнерной площадки на расстояние, предусмотренное действующими санитарными нормами.

    Письмом <...> от 11 августа 2022 года и <...> от 1 сентября 2022 года, истцу сообщено, что в соответствии с постановлением Администрации Великого Новгорода от 11 ноября 2019 года <...> была создана комиссия по установлению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в районах сложившейся застройки на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород.

    По заявлению управляющей организации ООО «УК Фаворит» Комиссией был осуществлен выезд на место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <...> и составлен акт от 15 ноября 2019 года о невозможности ее установления.

    Как следует из акта Комиссии по установлению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в районах сложившейся застройки на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород, от 15 ноября 2019 года определена невозможность установления места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <...>.

    2 августа 2022 года Б. направил в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области повторную жалобу в связи бездействием ООО «Общий дом» и ООО УК «Фаворит» по переносу контейнерной площадки на расстояние, предусмотренное действующими санитарными нормами.

    Письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области <...> от 5 сентября 2022 года, истцу сообщено, что контейнерная площадка, являющаяся общей долевой собственностью собственников помещений дома по адресу: <...>, включена в реестр контейнерных площадок по городу Великий Новгород, опубликованном на сайте Администрации Великого Новгорода, внутренний идентификатор площадки 156.

    После совместного осмотра территории с целью решения вопроса о возможности переноса контейнерной площадки, в котором принимали участие представители Администрации Великого Новгорода, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области, жильцы жилых многоквартирных домов <...> и <...>, договоренность о возможном переносе контейнерной площадки достигнута не была.

    Как следует из заключения проведенной по делу судебной санитарно-эпидемиологической экспертизы <...> от 29 декабря 2023 года, исследуемая контейнерная площадка жилого дома <...> является площадкой закрытого типа, расположена на твердом основании из железобетонных плит, уложенных по подготовленной поверхности. Периметр сооружения площадки выполнен из металлического каркаса с обшивкой стенок на высоту 1,2 м от пола (земли) профлистом и обустройством навеса. Участок стенок между профлистом и навесом выполнен решетчатым.

    Размеры контейнерной площадки составляют 7,5 х 1,8 (м), на площадке размещено 4 пластмассовых контейнера разного цвета: 2 зеленых и 2 синих, один синий контейнер с крышкой предназначен для раздельного накопления ТКО с обозначением: стекло, бумага, пластик, металл.

    Сооружение контейнерной площадки выполнено с двумя однопольными дверцами, обеспеченными запорными устройствами, одна из которых предусматривает накопление ТКО в каждый из 3-х мусорных баков, а другая предназначена для открытия/закрытия отсека для крупногабаритных отходов, при этом подход к баку для раздельного накопления отходов в существующих габаритах не обеспечен.

    Контейнерные баки оборудованы колесами для выезда мусорных накопителей, а сооружение контейнерной имеет бетонную конусную площадку, используемую для вкатывания мусорных баков.

    С задней стороны контейнерной площадки, на придомовой территории дома <...> выполнены посадки хвойных деревьев.

    Привязки (расстояние) от существующей контейнерной площадки до многоквартирных жилых домов, расположенных в радиусе 100 м, составляют: от дома <...> - 8,6 м (по прямой линии); от дома <...> - 22 м; от дома <...> - 16 м; от дома <...> - 90 м.

    Местоположение детской площадки относительно установленной контейнерной площадки определены условно из-за вытянутых в горизонтальной плоскости параметров элементов малых форм: общие габариты по наиболее удаленным точкам элементов составили 9,3 х 8,1 (м); расстояние от сооружения контейнерной площадки до самой близкорасположенной поверхности элемента «лесенки» составляет 15 м.

    Детская площадка характеризуется незначительным количеством игровых форм для организации досуга детей, в составе МАФ (малых архитектурных форм) выявлены объемно-пространственные лесенки для лазания в металлическом исполнении.

    МАФы детской площадки расположены на земельном участке, который ограничен по периметру проездами транспортных средств вдоль жилых домов по <...> №№ <...>, <...>, <...>, <...>, а также смежно расположенного <...>. С 3-х сторон земельного участка с МАФ детской площадки обнаружены места для парковки легковых автомобилей жителей данного микрорайона.

    Вдоль сооружения контейнерной площадки расположен проезд с <...>, обеспечивающий подъездной путь мусоровоза, а также выполнено уширение проезжей части рядом с жилыми зданиями <...> и <...>, позволяющее осуществить маневр разворота транспортного средства.

    Придомовая территория многоквартирного жилого дома <...> со стороны дворового фасада имеет металлическое решетчатое ограждение с откатными воротами, которые отделяют отмежеванный земельный участок от соседних участков. На отгороженной территории находятся 2 пластмассовых контейнера на колесах, позволяющих осуществлять выкатывание контейнерных баков с накопленными ТКО в мусоровоз для вывоза на утилизацию. Наличие стационарно оборудованной контейнерной площадки, а также место складирования крупногабаритных отходов на территории МКД не обнаружено.

    Сооружение контейнерной площадки соответствует межеванию придомовой территории жилого дома <...>, которая включена в состав общедомового имущества.

    Исследуемая контейнерная площадка, а также контейнер для раздельного накопления ТКО включены в реестр контейнерных площадок Администрацией Великого Новгорода.

    Жилой дом <...> введен в эксплуатацию в 2012 году и обслуживается на основании договора управляющей организацией ООО «Белый город».

    Жилые здания, расположенные в радиусе 100 м от места обустройства контейнерной площадки, были построены в 60-е годы XX века. Жилые дома: <...> и <...> обслуживает управляющая компания ООО «Общий дом», а дом <...> - ООО «УК «Фаворит».

    По результатам исследования, эксперт пришел к выводу о том, что размещение контейнерной площадки, внесенной в реестр мест (площадок) накопления ТКО по адресу: <...>, с учетом установленного от жилого дома <...> расстояния 8,5 м и согласно требований санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений...», характеризуется отдельными нарушениями в части не обеспечения раздельного накопления бытовых отходов, а также сокращения до 15 м расстояния до отдельных игровых форм для организации досуга детей.

    Перенесение места (площадки) накопления ТБО по варианту, предложенному истцом Б., является неисполнимым по причине невозможности выполнить подъездные пути для мусоровоза.

    Перенос места (площадки) накопления ТБО по варианту, предложенному ответчиком ООО «УК «Фаворит», по мнению эксперта является обоснованным и реализуемым путем демонтажа (разборки) ранее обустроенной контейнерной площадки с ее установкой на земельном участке согласно прилагаемой схеме.

    Перенесение указанной контейнерной площадки на иное место в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений...» нереализуемо по причине невозможности обеспечить подъездные пути для мусоровоза.

    Допрошенная в судебном заседании эксперт В. подтвердила отсутствие возможности переноса контейнерной площадки, в связи с отсутствием технической возможности для забора мусора в другом месте. Дополнительно пояснила, что настоящее место для контейнерной площадки, единственное возможное, а желание переноса контейнеров вызвано неудовлетворительным качеством вывоза мусора.

    Вышеуказанное экспертное заключение было положено судом в основу судебного решения.

    Между тем, данное заключение не отвечает требованиям допустимости доказательств, поскольку квалификация эксперта не позволила провести исследование по вопросу вредного влияния спорной контейнерной площадки на человека в связи с несоблюдением установленного санитарными правилами минимального расстояния.

    Согласно заключению повторной комплексной строительно-технической и санитарно-эпидемиологической экспертизы от 26 ноября 2024 года, размещение контейнерной площадки по адресу: <...> не соответствует требованиям санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21, указанная площадка несёт угрозу жизни или здоровью лиц, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <...>.

     Перенос указанной площадки на расстояние, соответствующее действующим санитарным нормам, с учётом проходящих по земельному участку коммуникаций, детской площадки и подъезда мусоровоза, возможен по варианту, идентичному варианту, предложенному ответчиком (т.5 л.д.192). Данный вариант наименее затратный и позволяет обслуживать многоквартирные дома в радиусе 100м.

     На существующей контейнерной площадке не организовано раздельное накопление отходов, для которого должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов, исключающие смешивание различных видов отходов. Коме того, система раздельного сбора ТКО находится в стадии формирования, необходимые правовые акты, регулирующие эту сферу, в настоящее время не приняты.

     Данное заключение соответствует требованиям действующего законодательства, составлено экспертами, имеющими надлежащую квалификацию. Выводы экспертов однозначны, научно обоснованы, согласуются с материалами дела и допустимыми доказательствами не опровергнуты.

    Не доверять вышеуказанному экспертному заключению у судебной коллегии оснований не имеется.

    Согласно объяснениям эксперта С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, поддержавшего вышеуказанное экспертное заключение, предложенный экспертами вариант размещения спорной контейнерной площадки, который идентичен варианту, предложенному ответчиком, является единственно возможным. Именно данный вариант соответствует санитарным нормам, исключает риск угрозы жизни и здоровью граждан и позволяет сохранить для близлежащих многоквартирных домов возможность использования этой площадки по назначению. Однако, данный вариант предусматривает размещение площадки за пределами земельного участка жилого дома <...>. При этом площадка будет располагаться на отмежеванном земельном участке жилого дома <...>, но за пределами его огороженной территории.

    Истец Б. в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразил согласие с предложенным экспертами и ответчиком вариантом размещения спорной площадки.

    Таким образом, собранными доказательствами в совокупности бесспорно подтверждено, что расположение спорной контейнерной площадки не соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, несёт угрозу жизни или здоровью не только истца, но и всех лиц, проживающих в многоквартирном доме истца, а, следовательно, нарушает права указанных лиц на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.

    Возможность переноса спорной площадки в соответствии с действующими нормами и правилами подтверждена результатом экспертного исследования.

    При таких обстоятельствах, вывод суда об отклонении иска противоречит закону, а потому решение суда подлежит отмене.

    Судебная коллегия, с целью предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе истца, принимает по делу новое решение об удовлетворении иска Б. по вышеуказанным основаниям.

    На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ, судебная коллегия устанавливает для ответчика срок, в течение которого подлежит исполнению возложенная обязанность, который определён до 12 июня 2025 года, с учётом зимнего периода, препятствующего проведению работ по переносу площадки, а также необходимости согласования варианта переноса с собственниками помещений многоквартирного дома <...>.

    Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 8 февраля 2024 года отменить, постановив по делу новое решение, которым иск Б. удовлетворить.

    На ООО «Управляющая компания «Фаворит» в срок до 12 июня 2025 года возложить обязанность перенести контейнерную площадку для накопления твёрдых коммунальных отходов, распложенную по адресу: <...>, на расстояние, соответствующее санитарным нормам от жилого многоквартирного дома, распложенного по адресу: <...>.

    Председательствующий:

    Судьи:

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.12.2024г.

33-1164/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Быков Дмитрий Аркадьевич
Ответчики
ООО Управляющая компания Фаворит
Другие
Васильев Николай Викторович
Феофанова Антонина Ивановна
Жаркова Екатерина Сергеевна
Степанов Алексей Юрьевич
Диохтиовская Мария Владимировна
Самсонова Лидия Александровна
Осиновская Людмила Ивановна
Лошак Наталья Сергеевна
Таукач Иван Игоревич
Золина Инна Михайловвна
Молчанова Евгения Александровна
Галушко Юлия Леонидовна
Кузьмина Александра Михайловна
Панова Татьяна Николаевна
Киселева Наталия Михайловна
Васильева Людмила Михайловна
Каменева Дарья Евгеньевна
Холодная Ольга Павловна
Малинина Нина Михайловна
Иванов Евгений Евгеньевич
Загоскина Елена Юрьевна
Шестакова Лилья Матвеевна
Бобкова Юлия Георгиевна
Шмидт Надежда Владимировна
Цветков Виктор Александрович
Барсукова Лидия Ивановна
Кваскова Гпалина Викторовна
Гудочкин Дмитрий Михайлович
ООО Общий дом
Тян Маргарита Алексеевна
Медик Валерий Алексееевич
Администрация Великого Новгорода
Крюкова Тамара Степановна
Феоктистов Валерий Олегович
Кожанец Людмила Николаевна
МКУ Городское хозяйство
Смыслов Дмитрий Иванович
Кулик Евгений Алексеевич
Кубе Свен
Осиновский Александр Александрович
Беляева Галина Дмитриевна
Галдьченко Наталья Юрьевна
Швабрович Наталья Васильевна
Петров Сергей Федорович
Клаупик Надежда Викторовна
Толстунов Юрий Владимирович
Менькова Людмитла Васильевна
Федорова Тамара Анатольевна
ООО ЭкоСити
ООО Белый город
Корныхова Диана Николаевна
Капитанчук Ирина Вячеславовна
Крайонева Ирина Михайловна
Кудрявцева Ирина Александровна
Михайлов Александ Николаевич
Некрасов Сергей Анатольевич
Горохова Татьяна Борисовна
Соколова Юлия Анатольевна
Морозов Валерий Евгеньевич
Соколова Елена Валерьевна
Ясницкая Римма Ефремовна
ООО «Городничий»
Васильев Максим Анатольевич
Гуц Анжелика Федоровна
Трофименко Роман Сергеевич
Рогозина Нина Петровна
Лаврентьева Галина Егоровна
Овчинникова Наталья Валерьевна
Карабасова Эльвира Викторовна
Уварова Раиса Викторовна
Алексеева Надежда Ивановна
ПАРФЕНОВ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Седышева Наталья Викторовна
Антюфеева Любовь Семеновна
Борисова Елена Александровна
ЕГОРОВ СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ
Аликина Натлья Валентиновна
Мальцев Александр Максимович
Мхитарян Элеонора Тельмановна
Баранов Руслан Павлович
Сергеева Юлиана Сергеевна
Балина Кира Гавриловна
Безлаковская Элеонора Тельмановна
Суд
Новгородский областной суд
Судья
Тарасова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
14.06.2024Передача дела судье
17.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Судебное заседание
27.11.2024Производство по делу возобновлено
11.12.2024Судебное заседание
12.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2024Передано в экспедицию
11.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее