Судья Медведков В.В. дело № 33а-76/2020 (33а-2445/2019)
УИД 12RS0008-01-2019-002137-93
№ 2а-1466/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 13 января 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.
судей Салиховой Э.И. и Халиулина А.Д.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
с участием прокурора Полозовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционному представлению помощника прокурора Медведевского района Республики Марий Эл на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 11 ноября 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления МО МВД России «Медведевский» об установлении в отношении Токарева А. Ю. дополнительного административного ограничения в виде дополнительной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МО МВД России «Медведевский» обратился в суд с административным иском об установлении в отношении Токарева А.Ю. дополнительного административного ограничения в виде явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (всего 4 раза с учетом ранее установленного решением Советского районного суда Республики Марий Эл от 5 марта 2014 года соответствующего административного ограничения).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Советского районного суда Республики Марий Эл от 5 марта 2014 года в отношении Конакова А.Ю. (в настоящее время
Токарева А.Ю.) установлен административный надзор на срок 6 лет до <дата> с административными ограничениями в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; в виде запрета выезжать за пределы территории Республики Марий Эл без уведомления органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; в виде запрета пребывать вне места жительства или пребывания с 22 часов до 6 часов следующего дня. В связи с установлением административного надзора административный ответчик состоит на профилактическом учете в МО МВД России «Медведевский». В период нахождения под административным надзором Токарев А.Ю. неоднократно привлекался к административной ответственности по статье 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора Медведевского района Республики Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает, что при принятии решения суд не учел обстоятельства и характер совершенных Токаревым А.Ю. преступлений, в связи с которыми ему установлен административный надзор. Также, по мнению прокурора, судом не принято во внимание противоправное поведение Токарева А.Ю. в период его нахождения под административным надзором, а именно неоднократное совершение административных правонарушений против порядка управления, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ) является основанием для установления в отношении поднадзорного лица дополнительных ограничений.
На апелляционное рассмотрение дела Токарев А.Ю. не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора Полозовой Т.В., поддержавшей апелляционное представление, объяснения представителя МО МВД России «Медведевский» Соловьевой Л.А., поддержавшей позицию прокурора и пояснившей, что административное наказание в виде обязательных работ Токаревым А.Ю. не отбыто, изучив апелляционное представление, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ.
В соответствии с частями 2, 6 статьи 270 КАС РФ административное исковое заявление о дополнении ранее установленных административных ограничений подается в суд органом внутренних дел по месту осуществления административного надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Диспозиция названной нормы закона устанавливает не безусловное дополнение установленных ранее поднадзорному лицу административных ограничений по заявлению органа внутренних дел, а исключительно с учетом сведений об образе жизни поднадзорного лица, его поведении и соблюдении административных ограничений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Как следует из материалов дела, согласно приговорам Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 апреля 2007 года и 27 июня 2007 года <...> А.Ю. осужден за совершение преступлений, предусмотренных <...> Уголовного кодекса Российской Федерации, <...> Уголовного кодекса Российской Федерации, соответственно. С учетом положений части 5 статьи 69 названного кодекса ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д. 6-8).
Согласно справке ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата> <...> А.Ю. освобожден из мест лишения свободы 9 октября 2014 года по истечении срока наказания (л.д. 23).Решением Советского районного суда Республики Марий Эл от 5 марта 2014 года в отношении <...> А.Ю. установлен административный надзор на срок 6 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания. Одновременно с административным надзором <...> А.Ю. установлены ограничения в виде запрета пребывать вне места жительства или места пребывания с 22 часов до 6 часов следующего дня; в виде запрета выезжать за пределы территории Республики Марий Эл без уведомления органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (л.д. 9-10).
Срок административного надзора исчисляется с 13 октября 2014 года, то есть с даты постановки <...> А.Ю. на учет в ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле (л.д. 12).
В связи с изменением места жительства по ходатайству <...> А.Ю. <дата> он поставлен на учет в МО МВД России «Медведевский». <...> А.Ю. ознакомлен с возложенными на него ограничениями и обязанностями. Установлен график его явки в надзорный орган для регистрации (л.д. 14, 15).
Согласно свидетельству о регистрации брака <дата> Конаков А.Ю. заключил брак с <...>Г., ему присвоена фамилия Токарев (л.д. 24).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления о дополнении ранее установленных административных ограничений, суд первой инстанции исходил из того, что административные ограничения не являются наказанием для лица, находящегося под административным надзором, и выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер, должен быть направлен на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, на оказание воспитательного воздействия. Суд учел данные об образе жизни поднадзорного лица и соблюдении им административных ограничений, принял во внимание то, что Токарев А.Ю. имеет семью, воспитывает малолетних детей, помогает содержать сына супруги, имеющего заболевание, спиртными напитками и наркотическими средствами не злоупотребляет, в противоправной деятельности не участвует. Также судом учтены иные обстоятельства, имеющие значение для дела, подробно приведенные в обжалуемом решении.
При этом материалами дела часть приведенных в решении сведений не подтверждается, сам Токарев А.Ю. ни в суд первой инстанции, ни на рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не явился, объяснений не давал, из объяснений, данных представителем административного истца, следует, что иногда поднадзорное лицо злоупотребляет спиртными напитками, административное наказание в виде обязательных работ Токаревым А.Ю. не отбыто. Согласно заявлению Токарева А.Ю. с установлением дополнительных административных ограничений он был согласен (л.д. 29).
Также судом не в полной мере принято во внимание, что
Токарев А.Ю., являясь поднадзорным лицом, в течение 2019 года совершил четыре административных правонарушения против порядка управления, что характеризует его как лицо, пренебрежительно и легкомысленно относящееся к публично-правовым обязанностям, ограничениям, установленным ему судом от имени государства, и свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Так, постановлением начальника полиции МО МВД России «Медведевский» от 18 апреля 2019 года № 577 Токарев А.Ю. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.24 КоАП РФ, в связи с нарушением им административного ограничения в виде запрета пребывать вне места жительства или места пребывания с 22 часов до 6 часов следующего дня. Ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей, штраф уплачен <дата> (л.д. 16).
Тремя постановлениями мирового судьи судебного участка № 26 Медведевского судебного района Республики Марий Эл, вынесенными 11 октября 2019 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 19.24 КоАП РФ, Токарев А.Ю. привлечен к административной ответственности за повторное несоблюдение административных ограничений, установленных судом. Дважды им нарушено административное ограничение в виде запрета пребывать вне места жительства или места пребывания с 22 часов до 6 часов следующего дня, единожды – административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. По трем указанным постановлениям ему назначено наказание в виде обязательных работ на срок <...> часов (л.д. 17-19).
Диспозиция части 3 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ устанавливает дополнение установленных ранее поднадзорному лицу административных ограничений по заявлению органа внутренних дел с учетом сведений об образе жизни поднадзорного лица, его поведении и соблюдении административных ограничений.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов при рассмотрении дела о дополнении ранее установленных административных ограничений суд вправе установить административные ограничения, на введение которых не указано в заявлении органа внутренних дел, и одновременно принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не просит административный истец (статья 9, часть 8 статьи 272 КАС РФ) (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»)
В связи с несоблюдением Токаревым А.Ю. административных ограничений, установленных ему решением Советского районного суда Республики Марий Эл от 5 марта 2014 года, судебная коллегия полагает, что Токареву А.Ю. следует установить дополнительное административное ограничение в виде явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Таким образом, количество явок в орган внутренних дел будет максимальным - 4 раза в месяц с учетом ранее установленных административных ограничений, что соответствует пункту 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года
№ 64-ФЗ. Оснований для установления иных видов административных ограничений суд апелляционной инстанции в рассматриваемом деле не усматривает.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 11 ноября 2019 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление МО МВД России «Медведевский» удовлетворить.
Дополнить административные ограничения, ранее установленные Токареву А. Ю. на основании решения Советского районного суда Республики Марий Эл от 5 марта 2014 года, в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц (всего 4 раза в месяц с учетом ранее установленного административного ограничения).
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий |
О.А. Петрова |
Судьи |
А.Д. Халиулин Э.И. Салихова |