Дело № 2-1680/2024
УИД 76RS0013-02-2024-000293-07
Мотивированное решение составлено 19 апреля 2024 года.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ломановской Г.С,
при секретаре Шагиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске 12 апреля 2024 года гражданское дело по иску Лебедевой Дарьи Александровны к Военному комиссариату Ярославской области город Рыбинск и Рыбинского района, Департаменту по социальной защите населения Администрации ГО г. Рыбинск, Министерству труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Войсковой части 91711, АО «СОГАЗ», Оганесьянц Гургену Рафаэльевичу о лишении права на получение единовременного пособия и страховой выплаты, отстранении от наследования по закону, признании недостойным наследником,
УСТАНОВИЛ:
Лебедева Д.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Ярославской области города Рыбинск и Рыбинского района, Департаменту по социальной защите населения Администрации ГО г. Рыбинск, Министерству труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Войсковой части 91711, АО «СОГАЗ», Оганесьянц Гургену Рафаэльевичу со следующими требованиями:
1) Лишить Оганесьянц Гургена Рафаэльевича права на получение единовременного пособия и страховой выплаты после смерти сына ФИО, погибшего при исполнении обязанностей военной службы;
2) Отстранить Оганесьянц Гургена Рафаэльевича от наследования по закону после смерти сына ФИО, признав его недостойным наследником.
Обязать АО «СОГАЗ», ИНН №, Войсковую часть 10711, Военный комиссариат город Рыбинск и Рыбинского района Ярославской области, ИНН №, Департамент по социальной защите населения Администрации ГО г. Рыбинск, ИНН №, Министерство труда и социальной поддержки населения Ярославской области, ИНН №, все страховые и социальные выплаты, связанные с гибелью сына ФИО, выплатить в полном объеме матери Лебедевой Д.А., отказав в их выплате Оганесьянц Гургену Рафаэльевичу в связи с ненадлежащим исполнением им своих родительских обязанностей.
В обоснование исковых требований указано, что Лебедева Д.А. является матерью ФИО года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при проведении специальной военной операции на территории Украины, ДНР и ЛНР. Отцом ФИО является Оганесьянц Г.Р. На момент рождения сына, стороны в браке не состояли, а 14.02.2001 установлено отцовство ответчика в отношении ФИО Ответчик участия в воспитании сына не принимал, семьей они не проживали ни одного дня, отец не общался с ребенком, не оказывал материальной поддержки, не нес за него ответственность, не воспитывал. После смерти сына открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Считает, что Оганесьянц Г.Р. должен быть лишен права на получение единовременных пособий и страховых сумм в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы сына ФИО., а также признан недостойным наследником.
В судебном заседании истица Лебедева Д.А. и ее представитель адвокат Смирнов А.В. поддержали исковые требования в полном объеме. Дополнительно пояснили, что ответчик никогда не принимал участия в воспитании сына, алименты не платил. Он приходил только на похороны, какой-либо помощи, в том числе по несению расходов на установку памятника сыну Оганесьянц Г.Р. не предложил.
Ответчик Оганесьянц Г.Р. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен по адресу регистрации, о причинах неявки не сообщил.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной поддержке населения Ярославской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, в суд направил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель войсковой части 91711 Министерства обороны РФ также представил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчиков: Военного комиссариата Ярославской области г. Рыбинск и Рыбинского района, Департамента по социальной защите населения Администрации ГО г. Рыбинск, АО "СОГАЗ", в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, причин неявки не сообщили.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке в порядке заочного судопроизводства.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Лебедева Д.А. и Оганесьянц Г.Р. являются родителями ФИО что подтверждается свидетельством об установлении отцовства № от 14.02.2001 года.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
В силу пункта 1 статьи 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители, как предусмотрено пунктом 1 статьи 63 СК РФ, имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Согласно материалам дела ответчик Оганесьянц Г.Р. родительские обязанности в отношении сына не исполнял, устранившись от участия в жизни ребенка, его содержании, воспитании, духовном и физическом развитии.
В соответствии с информационным письмом СОШ <данные изъяты> ФИО обучался в СОШ <данные изъяты> с 12.08.2013 (приказ о зачислении от 12.08.2013 №) по 04.06.2014 года (приказ о выбытии из списочного состава школы №). Согласно протоколам о проведении родительских собраний, в числе присутствующих была мать Лебедева Д.А. Отец ФИО собрания не посещал.
Как следует из справки МОУ СОШ <данные изъяты>, ФИО обучался в указанной школе с <данные изъяты> в порядке перевода из СОШ <данные изъяты> (приказ о зачислении от 17.07.2014 года № и отчислен из <данные изъяты> (приказ от 20.09.2017 г. №) по заявлению матери в <данные изъяты>. Состав семьи на момент обучения был: Мать Лебедева Дарья Александровна, отчим ФИО1, брат ФИО2, брат ФИО3. Сведениями об отце ФИО школа не располагает, так как тот в школу не приходил, участия в жизни ребенка не принимал, учебой не интересовался.
Согласно справке ГПОУ ЯО <данные изъяты> ФИО являлся студентом колледжа, в котором проходил учебу с 2017 по 2020 года. Во время обучения всесторонним воспитанием сына занималась его мать Лебедева Д.А. Отец Оганесьянц Г.Р. с семьей не проживал, участия в воспитании сына не принимал, родительские собрания не посещал, учебой и жизнью сына не интересовался.
В судебном заседании истица подтвердила, что Оганесьянц Г.Р. в течение 20 лет не интересовался жизнью сына, не помогал ему материально. Когда сыну было 5 лет, она пыталась обратиться в заявлением о взыскании алиментов, но исполнительное производство не было возбуждено в связи с отсутствием сведений о месте нахождения отца ребенка. Ответчик добровольно мог помогать ребенку, но не делал этого. Лебедева Д.А. полагает, что ответчику ребенок был не нужен.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об уклонении Оганесьянц Г.Р. от выплаты алиментов в пользу истицы на содержание сына и других возложенных на родителей обязанностей, связанных с рождением ребенка.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
В п. 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 данного кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основными обязанностями родителей в семье являются воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данные обязанности должны выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых - лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В материалы дела представлена справка военного комиссариата Ярославской области г. Рыбинска и Рыбинского района о том, что рядовой ФИО призван на военную службу по контракту в ВС РФ военным комиссариатом г. Рыбинск и РР ЯО и заключил контракт с командиром <данные изъяты> армии 03.10.2022 года.
Согласно поступившему из военного комиссариата Ярославской области г. Рыбинск и Рыбинского района извещения от 26.10.2023 военком известил Лебедеву Д.А. о том, что ее сын <данные изъяты> погиб ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, при выполнении задач в ходе СВО на территории <адрес>. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" и Федеральным законом от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
Федеральный закон от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" на случай гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи закрепляет выплачиваемое в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (ч. 8 ст. 3) и ежемесячную денежную компенсацию (ч. 9 ст. 3).
Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" этого пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
С учетом изложенного лишение права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Как следует из письменного отзыва Министерства труда и социальной поддержки населения Ярославской области, оформлением документов для назначения единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 05.03.2022 N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", единовременного пособия в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы..." и выплаты страховой суммы в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" мать ФИО40 и Оганесьянц Г.Р. не занимались, с соответствующим заявлениями не обращались.
Вместе с тем, ФИО41 обратилась в суд с иском к Оганесьянц Г.Р. о лишении его прав на получение установленных выплат.
При разрешении спора суд, руководствуясь положениями статей 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации, статей 47, 64, 71 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку представленные истцом доказательства позволяют в своей совокупности сделать вывод о наличии оснований для признания факта злостного уклонения ответчика от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию своего ребенка, а, следовательно, для лишения его прав на получение социальных выплат и пособий в связи с гибелью сына при выполнении им воинской обязанности.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья. Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее ст. ст. 2, 7, 39, 41, 45, 59, 71, - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 года N 18-П, от 17 мая 2011 года N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи в настоящее время включает в себя пенсионное и страховое обеспечение по ст. 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 3 ст. 2, ст. 4, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", меры социальной поддержки в виде пособий и компенсаций, предусмотренных ч.ч. 8 - 10 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Указами Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", от 18 апреля 2022 г. N 209 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим пограничных органов федеральной службы безопасности и членам их семей" и т.д. Причем, при определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на спорные из названных выплат, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная в Российской Федерации система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
С другой стороны, правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 года N 16-П).
Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, включающую ряд денежных выплат. Их же предназначение - компенсировать родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей этих выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих, в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" и в ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Ст. 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Как указано выше, в соответствии с п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Согласно статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав.
Пункт 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав.
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Таким образом, семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Соответственно, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Лебедева Д.А., обращаясь в суд с настоящим иском, полагала несправедливым предоставление ответчику права на получение указанной выплаты, так как он был безразличен к судьбе сына, уклонялся от выполнения своих обязанностей родителя по воспитанию и содержанию ребенка, не видел ребенка на протяжении долгого времени.
С учетом установленных обстоятельств, а именно полного отсутствия внимания ответчика к судьбе сына, игнорирование его материальных потребностей, что нашло свое подтверждение в судебном заседании из представленных доказательств, подтверждено показаниями свидетелей ФИО4., ФИО5, суд приходит к выводу о возможности лишения ответчика права на предусмотренные законом пособия и социальные гарантии, связанные с фактом гибели военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, ввиду того, что Оганесьянц Г.Р. фактически злостно уклонялся от выполнения своих обязанностей по воспитанию сына, что выражалось в отсутствии заботы о его здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
В отношении требования о признании ответчика Оганесьянца Г.Р. недостойным наследником суд приход к следующему.
После смерти ФИО открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства (наследственную массу) входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 1112 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Основания для признания гражданина недостойным наследником и отстранения от наследования содержатся в статье 1117 ГК РФ.
В суде установлено, что ФИО на момент смерти был холост и детей не имел, то есть единственными наследниками первой очереди являются его родители: Лебедева Д.А. и Оганесьянц Г.Р.
В силу п. 2 ст. 1117 ГК РФ по требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
В силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при рассмотрении требований об отстранении от наследования по закону в соответствии с пунктом 2 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует учитывать, что указанные в нем обязанности по содержанию наследодателя, злостное уклонение от выполнения которых является основанием для удовлетворения таких требований, определяются алиментными обязательствами членов семьи, установленными Семейным кодексом Российской Федерации между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и внуками, пасынками и падчерицами и отчимом и мачехой (статьи 80, 85, 87, 89, 93 - 95 и 97). Граждане могут быть отстранены от наследования по указанному основанию, если обязанность по содержанию наследодателя установлена решением суда о взыскании алиментов.
Злостный характер уклонения в каждом случае должен определяться с учетом продолжительности и причин неуплаты соответствующих средств.
Учитывая, что в судебном заседании установлен факт злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для отстранения наследника Оганесьянца Г.Р. от наследования по закону после сына ФИО погибшего ДД.ММ.ГГГГ года, и признании его недостойным наследником.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233 – 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лебедевой Дарьи Александровны, паспорт РФ №, удовлетворить.
Лишить Оганесьянц Гургена Рафаэльевича, паспорт РФ № права на получение единовременного пособия и страховой выплаты после смерти сына ФИО, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.
Отстранить Оганесьянц Гургена Рафаэльевича, паспорт РФ №, от наследования по закону после смерти сына ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, признав его недостойным наследником.
Обязать АО «СОГАЗ», ИНН №, Войсковую часть 91711, Военный комиссариат город Рыбинск и Рыбинского района Ярославской области, ИНН №, Департамент по социальной защите населения Администрации ГО г. Рыбинск, ИНН №, Министерство труда и социальной поддержки населения Ярославской области, ИНН №, все страховые и социальные выплаты, связанные с гибелью сына, ФИО, выплатить в полном объеме матери Лебедевой Дарье Александровне, паспорт РФ № отказав в их выплате Оганесьянц Гургену Рафаэльевичу в связи с ненадлежащим исполнением им своих родительских обязанностей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья - Г.С. Ломановская.