№ 66а-847/2020 | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
город Сочи | 25 августа 2020 г. |
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Катанаевой А.С. и Сиротиной Е.С.
при секретаре судебного заседания Сапожниковой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-20/2020 (УИД № 91OS0000-01-2019-000308-77) по апелляционной жалобе Салех Ольги Викторовны на решение Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2020 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления Салех Ольги Викторовны о признании недействующим пункта 3.2 Положения о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым».
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения представителя административного ответчика Совета министров Республики Крым Тихончук С.Г., представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Ененко В.В., заключение прокурора Екимцова М.Н., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (далее также - Постановление № 450) утверждено Положение о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее также - Положение), разделом 3 которого установлен порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
Пунктом 3.2 Положения (в редакции примененного к Салех О.В. постановления Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 г. № 685) предусмотрено, что годовой размер арендной платы определяется на основании нормативной цены земельного участка и рассчитывается в процентах:
а) 1 процент в отношении земельного участка, предназначенного для жилищного (за исключением передвижного жилья) и сельскохозяйственного использования; для общественного использования объектов капитального строительства (за исключением объектов не государственной или муниципальной собственности); для обеспечения космической деятельности; для обеспечения обороны и безопасности; лесной деятельности; для общего и специального пользования водными объектами; для гидротехнических сооружений; для общего пользования территории; для ритуальной деятельности; для специальной деятельности;
б) 3 процента в отношении земельного участка, предназначенного для производственной деятельности (за исключением обеспечения космической деятельности); для транспорта; для деятельности по особой охране и изучению природы;
в) 6 процентов в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.
Органы местного самоуправления вправе принять нормативный правовой акт, увеличивающий годовой размер арендной платы на коэффициент, не превышающий 2, если земельный участок расположен в прибрежной или центральной зоне населенного пункта.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 г. № 821 утвержден порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признано утратившим силу постановление Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым».
Салех О.В., являющаяся арендатором земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> обратилась в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3.2 Положения, ссылаясь на его несоответствие статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), основным принципам определения арендной платы, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее также - Постановление № 582) и статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В обоснование заявленных требований указано, что нормативным правовым актом в оспариваемой части допущено нарушение прав административного истца, выразившееся в нарушении принципа запрета необоснованных предпочтений и создании дискриминационных условий при расчете арендной платы по договорам аренды находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности земельных участков в зависимости от даты заключения договоров аренды и применении разных методик расчета размера арендной платы, предусмотренных пунктами 3.2 и 3.4 Положения. При заключении с ней 1 июля 2017 г. соглашения об оплате за фактическое землепользование земельными участками, расположенными по адресу: <адрес>, муниципальным образованием Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым расчет арендной платы был произведен в соответствии с пунктом 3.2 Положения, а при заключении договора аренды аналогичного земельного участка с ООО «Антей» расчет арендной платы был произведен в соответствии с пунктом 3.4 Положения, чем нарушены ее права на равные условия расчета арендной платы.
Административный истец Салех О.В. в судебное заседание первой инстанции не явилась, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель административного ответчика Совета министров Республики Крым Тихончук С.Г., представитель заинтересованного лица администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Синило Н.П. и прокурор Куртбединова Л.Х. возражали против удовлетворения заявленных Салех О.В. требований.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Салех О.В., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие изложенных в определении выводов суда обстоятельствам дела, приводя доводы, аналогичные доводам административного иска, просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, указывает на неполучение копии решения суда, на неправомерный отказ суда первой инстанции в объединении административных дел по её искам об оспаривании пунктов 3.2 и 3.4 Положения и в истребовании договора аренды с ООО «Антей».
Прокурором, Советом министров Республики Крым, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика Совета министров Республики Крым Тихончук С.Г., представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Ененко В.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность судебного акта.
Прокурор Екимцов М.Н. полагал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Как следует из подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
С учетом приведенных норм, а также норм Регламента Совета министров Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014 г. № 242, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Данный вывод суда подтверждается Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2019 г. № 127-АПА19-3.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исходя из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос административным истцом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт о введении нового правового регулирования определения арендной платы за публичные земли соответствует федеральному и региональному законодательству, принят в установленном законом порядке с соблюдением правил его введения в действие, является правильным.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Салех О.В. является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно заключенному 1 июля 2017 г. с муниципальным образованием Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым соглашению об оплате за фактическое землепользование до государственной регистрации прав на земельный участок Салех О.В. являлась фактическим пользователем земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, площадью 11 915 кв. м., под производственную деятельность, и земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> площадью 6 850 кв. м., для стоянки транспорта.
Расчет арендной платы произведен в соответствии с подпунктом «б» пункта 3.2 Положения (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 г. № 685).
В соответствии с заключенными 13 и 14 ноября 2019 г. с администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым договорами аренды находящихся в муниципальной собственности земельных участков № 16/19 и № 17/19 Салех О.В. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес>
Согласно представленным администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым сведениям расчет арендной платы по договорам аренды № 16/19 и № 17/19 производится на основании Положения о Порядке определения стоимости размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, утвержденного решением девятой сессии второго созыва Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым № 2-9/2020 от 27 марта 2020 г.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, установив отсутствие нарушений при принятии Постановления № 450 и соответствие пункта 3.2 Положения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе статье 39.7 ЗК РФ, основным принципам определения арендной платы, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правилам определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» и статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Согласно части 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК) право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 13 данного закона установлено, что размер цены земельных участков и арендной платы за земельные участки определяется Советом министров Республики Крым.
В соответствии со статьей 11 Закона № 38-ЗРК нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.
Понятие нормативной цены земли приведено в Законе Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», согласно которому нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (статья 25). Этой же нормой установлено, что порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству (пункт 1).
Федеральный законодатель, установив переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. (статья 6 Закона № 6-ФКЗ), одновременно в статье 12.1 названного выше закона предусмотрел, что особенности регулирования в том числе имущественных и земельных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 г. могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1 в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
Основой для определения нормативной цены одного квадратного метра земель населенных пунктов, указанных в Приложении № 1 к Положению, послужили усредненные показатели нормативной денежной оценки земель в разрезе каждого населенного пункта, утвержденные на территории Республики Крым до 21 марта 2014 г. и применяемые до вступления в силу результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым.
При определении нормативной денежной оценки земельных участков учтены экономико-планировочная зона нахождения участков, коэффициент зависимости рентного дохода от степени градостроительной ценности территории, локальные коэффициенты по местонахождению участков в границах экономико-планировочной зоны, совокупные коэффициенты зависимости рентного дохода от особенностей местоположения участков, функционального использования и индексации денежной оценки.
На территории Республики Крым до вступления в состав Российской Федерации отношения, связанные с платой за землю регулировались Налоговым кодексом Украины, требования статей 274, 288 которого о размере арендной платы были соблюдены при введении нового правового регулирования определения арендной платы за публичные земли ввиду действия переходного периода интеграции Республики Крым в правовое поле Российской Федерации.
Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществил дифференциацию ставок арендной платы не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению, в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Ставки арендной платы установлены в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
В силу требований статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и создавать дискриминационные условия, то есть условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которое в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы размер арендной платы определен, исходя из принципов экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата установлена в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования; предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании нормативной цены; недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки; запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Доводы Салех О.В. о начислении арендной платы арендатору аналогичного земельного участка ООО «Антей» на основании пункта 3.4 Положения не свидетельствуют о создании дискриминационных условий при расчете арендной платы по договорам аренды находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности земельных участков в зависимости от даты заключения договоров аренды и применении разных методик расчета размера арендной платы, предусмотренных пунктами 3.2 и 3.4 Положения.
Пунктом 3.4 Положения предусмотрено, что плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 г., признается равной платежам, установленным прежними договорами, и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В том случае, если такой договор заключается после 31 декабря 2014 г., то арендная плата увеличивается на коэффициент инфляции, применяемый ежегодно в соответствии с индексом инфляции, предусмотренном законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год.
В том случае, если плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка не соответствовала законодательству, действующему до 21 марта 2014 г., то при заключении договора аренды плата устанавливается в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Положения.
До заключения договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 г., признается арендной платой и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8. Такая арендная плата, начиная с 1 января 2015 г., подлежит изменению в одностороннем порядке собственником земельного участка на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
Поскольку федеральный законодатель предоставил органам государственной власти Республики Крым в переходный период право устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей общественной жизни, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым, предусмотренные пунктом 3.4 Положения особенности правового регулирования перерасчета арендной платы по ранее заключенным договорам аренды земельных участков на территории Республики Крым, и применение данного пункта Положения к иным субъектам правоотношений, основанных на договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 г., в целях приведения данных правоотношений в соответствие с организацией денежного обращения на территории Республики Крым, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца.
Оспариваемый акт в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предусмотренные частью 8 статьи 213 КАС РФ требования к нормативным правовым актам соблюдены.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального и регионального законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт содержит все сведения, подлежащие отображению, не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, и на основании статьи 215 КАС РФ правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы Салех О.В. о незаконном отказе суда первой инстанции в объединении административных дел по искам Салех О.В. об оспаривании пунктов 3.2 и 3.4 Положения были предметом проверки Третьего апелляционного суда общей юрисдикции (апелляционное определение от 13 апреля 2020 г. № 66а-500/2020).
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы о нерассмотрении судом первой инстанции вопроса об изменении предмета иска в части административных исковых требований о признании недействующим пункта 3.4 Положения не свидетельствуют о незаконности судебного акта, поскольку в производстве суда находится административное дело по иску Салех О.В. об оспаривании пункта 3.4 Положения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы копия решения суда направлена истцу 5 июня 2020 г., с материалами административного дела Салех О.В. ознакомлена 19 июня 2020 г.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном отказе суда в удовлетворении ходатайства об истребовании договора аренды с ООО «Антей» не свидетельствуют о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Салех Ольги Викторовны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в порядке, установленном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи