Решение по делу № 2-245/2018 от 29.10.2018

Дело № 2-245/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2018 года                                                                       с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Масанкиной А. А.,

при секретаре Ткачевой А. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федорова В.С. к администрации Третьяковского района Алтайского края, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении ущерба, причиненного стихийным бедствием,

                    у с т а н о в и л:

Федоров В. С. обратился в суд с иском к администрации Третьяковского района Алтайского края, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении ущерба, причиненного стихийным бедствием, указывая, что ему принадлежит на праве собственности дом, расположенный по адресу: <адрес>. Во время весеннего паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ. и разлития русла реки Алей, принадлежащий ему дом и земельный участок были подтоплены, в результате чего конструктивные элементы дома были повреждены, а дальнейшее проживание в нем стало невозможным.

Согласно распоряжения Главы Администрации Третьяковского района Каверина Н. В. от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> было признано зоной чрезвычайной ситуации. Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи были включены в список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи (10 тыс. рублей).

Для подтверждения факта повреждения принадлежащего ему имущества, фиксации повреждений и определения суммы ущерба, он обратился к эксперту - оценщику ФИО1. Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма ремонтно-восстановительных работ после подтопления придомовой территории, жилого дома с хозяйственными постройками и ограждением земельного участка (с учетом стоимости испорченного угля) по адресу: <адрес>, в результате весеннего паводка и выхода реки «Алей» из русла, на дату осмотра ДД.ММ.ГГГГ, согласно локально-сметного расчета с учетом округления, составляет 299 896 руб.

Он и жители <адрес> неоднократно обращались в администрацию Третьяковского района с просьбой решить проблему выхода р. Алей из русла в весенний период, а также помочь в устранении повреждений в жилых домах после чрезвычайной ситуации. Однако согласно ответа Администрации Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Третьяковского района заключила контракт от ДД.ММ.ГГГГ, по окончанию проектно-розыскных работ будет проведено строительство инженерных сооружений, которые будут препятствовать выходу вод р. Алей в <адрес> Третьяковского района Алтайского края.

Ссылаясь на Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», считает, что имеет право на компенсационные выплаты по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Указанный Федеральный закон является специальным, устанавливающим порядок возмещения вреда, связанного не с виновными действиями конкретных лиц, а обстоятельствами, независящими от воли людей. Таким образом, вышеуказанный федеральный закон специально регулирует отношения, связанные с защитой населения и территории от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, к которым относятся отношения, связанные с возмещением ущерба, доказывать наличие вины ответчиков в данном случае нет необходимости.

Также в обоснование искового заявления приводит нормы ст. ст. 15, 1064, 1069 ГК РФ, ст. 1071 ГК РФ, п. 3 ст. 125 ГК РФ и полагает, что в данном случае финансовым органом, который обязан возместить вред от имени казны является Министерство финансов Российской Федерации.

Просит взыскать с надлежащего ответчика в его пользу сумму ущерба, причиненного стихийным бедствием, в размере 299896 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 199 руб. и юридических услуг по составлению искового заявления, сбору документов и ведения дела в суде в размере 15 000 руб.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федорова А. Ю., в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Федорова Д. В., Федоровой К. В., Министерство труда и социальной защиты Алтайского края, Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району.

В судебном заседании истец Федоров В. С. исковые требования поддержал, пояснил, что принадлежащий ему дом расположен в старом русле реки Алей, с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно в весеннее время происходит его подтопление. В текущем году оно было наиболее сильным, вода около двух недель стояла в подполе дома и в надворных постройках, непосредственно в жилые комнаты не поднималась. В результате этого в доме теперь постоянная сырость, появилась плесень, в нем невозможно дальнейшее проживание, требуется ремонт. Администрацией района длительное время не предпринимается никаких действий с целью предупреждения подтоплений домов по <адрес> роща, можно было сделать земляной вал, отсыпать дорогу, но этого сделано не было. Он неоднократно обращался в администрацию района по указанным вопросам, но это оказалось безрезультатным. В текущем году после паводка он обращался в Управление социальной защиты населения по вопросу оказания материальной помощи в связи с паводком, после чего ДД.ММ.ГГГГ каждому члену его семьи выплачено по 10 000 руб.

Представитель истца Кривошеев А. В. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы иска, также пояснил, что виновные действия администрации района заключаются в бездействии, выразившемся в неограждении жильцов <адрес> от паводковых вод в районе русла реки Алей. В то же время полагал, что в данном случае ущерб, причиненный истцу в результате паводка должен возмещаться ответчиками без вины, наступление чрезвычайной ситуации никому не подвластно.

Представитель ответчика администрации Третьяковского района Алтайского края Пишеханов К. В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указал, что в соответствии с законодательством Российской Федерации и распорядительными документами все члены семьи Федорова В. С. получили единовременную материальную помощь через Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району Алтайского края в размере по 10 000 руб. каждый, в общей сумме 40 000 руб. Кроме того, требования истца основаны на заключении специалиста , к которому следует отнестись критически ввиду того, что в исследовательской его части необоснованно сделаны выводы о том, что описываемые специалистом повреждения возникли в результате паводка, а не в результате периода эксплуатации жилого дома, строительство которого завершено в ДД.ММ.ГГГГ., при этом в документах, представленных в суд, и в заключении эксперта представлены лишь документы на право собственности Федорова В. С., возникшее с момента заключения договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ Истцом умышленно скрыты сведения о том, что усадьба расположена на бывшем русле реки Алей и грунтовые воды расположены на незначительной глубине, что изначально предполагает сезонное подтопление приусадебного участка и подпольного помещения. Сведений о том, что истцом проводились какие-либо гидроизоляционные мероприятия, не представлено. Подтопление приусадебного участка Федорова В. С. происходит ежегодно и даже проведение работ по углублению русла р. Алей не гарантирует подтопления усадьбы, так как она располагается в низинной пойменной местности. Повреждения, описанные специалистом, возникли за продолжительный период времени. Истцу, также, как и другим собственникам объектов недвижимости, расположенных в данной местности, неоднократно разъяснялось право па проведение мероприятий по страхованию своего имущества, в особенности объектов недвижимости. На момент приобретения земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>, Федорову В. С. было известно, что указанные объекты недвижимости расположены в зоне подтопления, так как этой информацией владел прежний собственник ФИО2., который и являлся непосредственным застройщиком. Если ФИО2 скрыл при продаже данный факт от Федорова В. С., то в соответствии действующим законодательством истец вправе требовать признания факта ничтожности сделки, либо компенсации понесенных убытков в результате ремонтно-восстановительных работ.

Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном отзыве полагает, что поскольку чрезвычайная ситуация носила муниципальный характер, финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования, в связи с чем Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Алтайского края Медведева Т. С., участвовавшая в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве, также суду пояснила, что истцом в основу иска положены выводы, основанные на неверном определении норм материального права, а также на неверном их толковании. Постановлением Правительства РФ № 110 от 15 февраля 2014 г. предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются органам исполнительной власти субъектов для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение в размерах 10 000, 50 000, 100 000 рублей. В тоже время, поскольку осуществление мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ отнесено к совместному ведению, в Алтайском крае был создан порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими с ДД.ММ.ГГГГ, который утвержден постановлением Правительства Алтайского края от 25 мая 2017 года № 179, и предусматривает, что гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, могут быть предоставлены единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб., финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости 50 000 руб. и за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 000 руб. Поскольку семья Федоровых была включена в список по оказанию единовременной материальной помощи в связи с их заявлениями на оказание лишь единовременной материальной помощи, соответственно им была выплачена единовременна материальная помощь в размере 10 000 руб. каждому в соответствии с платежными поручениями. При этом в акте обследования поврежденного в результате паводка жилого помещения по адресу: <адрес>, указано лишь на то, что вода находилась под полом и в подполье, а также в хозяйственных постройках на приусадебном участке, какая-либо информация о повреждении конструктивных элементов жилого помещения жилого дома в акте отсутствует. Оснований для предоставлений каких-либо иных выплат в связи с паводком ДД.ММ.ГГГГ в Алтайском крае не предусмотрено. Кроме того, истцом в данном случае применены ст. ст. 1064, 1069 ГК РФ, не подлежащие применению, поскольку истец ссылается на убытки, причиненные явным бездействием администрации Третьяковского <адрес>. При этом под бездействием истец понимает несооружение какого-либо ограждения, дамбы к выходу реки Алей, но не приводит никаких доказательств, подтверждающих, что если бы была дамба или какое-то ограждение были сделаны, то его домовладение не пострадало бы от паводка. На территории Алтайского края с ДД.ММ.ГГГГ были сильные дожди, в результате чего установлена чрезвычайная ситуация, носившая массовый характер, сразу в нескольких районах Алтайского края был введен режим ЧС. Исходя из норм права, предусмотренных ст. ст. 1064, 1069 ГК РФ, необходимо установление вины, в данном случае органа государственной власти либо должностных лиц органа государственной власти, а также наличия причинно-следственной связи между действиями должностных лиц госоргана и наступившими неблагоприятными последствиями для истца. Доказательств причинно-следственной связи истцом не представлено. Заключение, представленное истцом, может свидетельствовать лишь о сумме восстановительных работ на ДД.ММ.ГГГГ, каких-либо связей между паводком и ремонтно-восстановительными работами в заключении не приведено. То есть ДД.ММ.ГГГГ эксперт осмотрел домовладение по адресу: <адрес>, и сделал выводы о том, что оно действительно нуждается в ремонтно-восстановительных работах, но при этом не указал, с учетом нормального ли износа пришло это повреждение, в результате ежегодных ли подтоплений данного домовладения, или в результате последнего подтопления, также не указано, нуждался ли дом в ремонтно-восстановительных работах, если бы подтопления не произошло.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району Алтайского края Анищенко Е. В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ супруга истца, Федорова А. Ю. обратилась в администрацию Староалейского сельсовета с заявлением об обследовании жилого дома с целью оказания единовременной материальной помощи в связи с частичной утратой имущества. В тот же день жилой дом был обследован, составлен акт обследования, в заключении которого указан размер материальной помощи в сумме 40 000 руб. С заключением комиссии и суммой собственник жилого помещения Федорова А. Ю. согласилась, что подтвердила своей подписью в акте. Протоколом заседания межведомственной комиссии по оценке материального ущерба, причиненного паводком, единогласно было принято решение о производстве выплат по пяти приусадебным участкам по <адрес> роща, которые были подвержены подтоплению, а также о передаче документов в Управление социальной защиты населения. Из администрации были переданы списки нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи 17 человек на каждого по 10 000 руб., и оказании финансовой помощи лицам, полностью утратившим имущество, это усадьбы Тарасовых, которые получили каждый по 100 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ в Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району поступили заявления от семьи Федоровых, об оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на каждого. После получения пакета документов и изучения списков нуждающихся, сверки полученных данных, ДД.ММ.ГГГГ в Управлении социальной защиты был сформирован файл для выплаты материальной помощи и передан в Министерство труда и социальных отношений Алтайского края. ДД.ММ.ГГГГ денежные средства уже были зачислены на расчетные счета, все члены семьи получили по 10 000 руб. В постановлении Правительства РФпредусмотрена выплата материальной помощи в случае повреждения непродовольственных товаров общего семейного пользования, то есть это холодильник, газовая плита, электроплита, стол, стул, кровать, телевизор, насос для подачи воды. Согласно акту комиссии, которая проводила обследование в доме истца, вода в доме не находилась, а находилась в подполе, то есть имущество первой необходимости не пострадало.

Третье лицо Федорова А. Ю. в судебном заседании исковые требования полагала обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 7 ч. 1, ч. 2 т. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ).

В силу подп. «г» п. 1 постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Согласно ст. 25 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 г. № 15-ЗС (в ред. от 05.09.2017) «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайной ситуации» граждане, проживающие или пребывающие на территории края, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.

Согласно Порядку осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края, утвержденному постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , данный порядок подготовлен с целью предоставления следующих денежных выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека) (подп. «а, б» п. 1.1).

Указанные денежные выплаты предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (п. 1.2 Порядка).

Получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации.

К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.1 Порядка).

Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства или пребывания в зоне затопления, подтвержденному регистрацией.

Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, которые формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, утверждаются руководителями межведомственных комиссий или их заместителями и подписываются главами городских округов (главами администраций муниципальных районов) и сельских поселений или их заместителями (п. п. 2.2, 2.3, 2.5 Порядка).

Предоставление денежных выплат осуществляется Министерством труда и социальной защиты Алтайского края путем перечисления на счет заявителя в кредитной организации, в пределах поступивших на лицевой счет Министерства объемов финансирования на указанные цели (п. 2.12 Порядка).

Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

В соответствии с п. 2 Правил (в редакции, действовавшей до 30 мая 2018 г.) бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подп. «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека) (подп. «д»).

В названных Правилах перечень имущества первой необходимости не указан.

Согласно главе 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (утв. МЧС России ДД.ММ.ГГГГ ) к имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Возмещение вреда причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, предусмотрено ст. 1069 ГК РФ.

Применение данной меры гражданско-правовой ответственности возможно при доказанности совокупности следующих условий: неправомерность решений, действий (бездействия) государственных или муниципальных органов; наличие вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу; причинная связь между неправомерными решениями, действиями (бездействием) должностных лиц и наступившими последствиями; виновность должностного лица, если вред наступил вследствие принятия этим лицом неправомерного решения. При этом для возникновения права на возмещение убытков истец обязан доказать факт причинения вреда конкретным лицом, размер убытков, а ответчик - отсутствие вины.

Для удовлетворения требований о взыскании убытков в порядке ст. ст. 1064, 1069 ГК РФ необходимо наличие всей совокупности указанных условий. При отсутствии хотя бы одного из них требование о возмещении вреда не может быть удовлетворено.

Судом установлено, что супруги Федоров В. С., Федорова А. Ю. и их несовершеннолетние дети Федоров Д. В., Федорова К. В. являются собственниками (по 1/4 доли каждый) жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, зарегистрированы и фактически проживают по указанному адресу. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о регистрации брака, о рождении детей, выписками из Единого государственного реестра недвижимости, копией договора купли-продажи жилого дома, копией домовой книги (т. 1 л. д. 78-82, 83-86, 103-114, 115-117, т. 2 л. д. 99-102).

Распоряжением администрации Третьяковского района Алтайского края -р от ДД.ММ.ГГГГ на территории Третьяковского района Алтайского края в связи с неблагоприятной обстановкой, сложившейся на территории Третьяковского района Алтайского края, а именно образование заторов и резкого подъема воды на р. Алей и из-за аномально высоких температур, вследствие чего возникает угроза подтопления жилых домов и надворных построек, введен режим чрезвычайной ситуации, определены зоны чрезвычайной ситуации в пределах населенных пунктов <адрес> (т. 2 л. д. 30).

Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ухудшением паводковой обстановки на территории Алтайского края с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории Алтайского края.

ДД.ММ.ГГГГ супруга истца Федорова А. Ю. обратилась в администрацию Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края с заявлением об обследовании жилого дома и включении ее и членов ее семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с частичной утратой и повреждением имущества первой необходимости, т. к. дом, в котором проживает она и члены ее семьи, оказались в зоне ЧС (т. 2 л. д. 35).

В тот же день комиссией в составе первого заместителя администрации района, начальника управления по градостроительству и ЖКХ администрации района, начальника управления по социальной защите населения, ведущего специалиста-эксперта ТО Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Локтевском, Змеиногорском и Третьяковском районах, начальника 76 ПЧ16 ОФПС по Алтайскому краю, главы Староалейского сельсовета проведено обследование жилого помещения, расположенного в <адрес>, в результате которого установлено, что вода находилась под полом и в подполье, а также в хозяйственных постройках, расположенных на приусадебном участке, о чем составлен акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате прохождения паводка в ДД.ММ.ГГГГ г. Комиссия пришла к заключению о размере единовременной материальной помощи пострадавшему 40 000 руб. (т. 2 л. д. 36-41).

Указанный акт подписан всеми членами комиссии, согласован с и. о. начальника отдела по делам ГОЧС администрации района, утвержден главой района.

В акте имеется личная подпись Федоровой А. Ю. о том, что с заключением комиссии и суммой единовременной материальной помощи собственник жилого помещения согласен.

Изложенные в акте сведения о том, где именно находилась вода на территории домовладения истца в связи с весенним паводком ДД.ММ.ГГГГ согласуются с пояснениями Федорова В. С. в судебном заседании.

При этом в упомянутом акте отсутствуют сведения о повреждении имущества первой необходимости и истец указал на то, что таковое не пострадало. Дополнительный акт обследования не составлялся.

Из протокола заседания межведомственной комиссии по оценке материального ущерба, причиненного в результате прохождения паводка на территории района в весенний период ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией было принято решение о назначении выплат по пяти приусадебным участкам, которые были подвержены подтоплению, в том числе под значится <адрес>, собственник жилого дома Федорова А. Ю. (т. 2 л. д. 51).

ДД.ММ.ГГГГ за -п губернатором Алтайского края утвержден список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края, в который включены Федоров В. С., Федорова А. Ю., Федоров Д. В., Федорова К. В., с указанием необходимых бюджетных ассигнований по 10 тыс. руб. каждому (т. 2 л. д. 42-44, 153-156).

ДД.ММ.ГГГГ списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи по утрате имущества в результате паводка на территории Третьяковского района Алтайского края в ДД.ММ.ГГГГ г., в т. ч. документы на выплату единовременной материальной помощи Федоровой А. Ю., были направлены администрацией района в Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району (т. 2 л. д. 54).

ДД.ММ.ГГГГ истцом и членами его семьи в Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району поданы заявления об оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. с указанием реквизитов для перечисления денежных средств (т. 2 л. д. 31, 32, 33, 34).

Указанные суммы единовременной материальной помощи семьей Федоровых получены, что подтверждается реестрами денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л. д. 160, 161), и не оспаривалось сторонами.

Обращаясь в суд с иском, в подтверждение размера ущерба и причин его возникновения Федоров В. С. представил заключение специалиста , составленное экспертом Федяевой Л. Г. ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л. д. 121-194).

Вместе с тем, указанное заключение не может быть признано доказательством, подтверждающим доводы истца, поскольку из него не следует причинно-следственной связи между выявленными повреждениями имущества истца и произошедшим весной 2018 г. паводком, выводы о том, что конструктивные элементы жилого помещения и хозяйственных построек повреждены в результате подтопления и в связи с паводком именно ДД.ММ.ГГГГ в заключении никак не мотивированы, примененные методы исследования, послужившие основанием для таких выводов в заключении не указаны.

При этом как следует из показаний допрошенного в судебном заседании эксперта Федяевой Л. Г., на момент проведения экспертизы она не владела информацией о том, что жилой дом истца в течение нескольких лет подвергается подтоплениям и не давала оценки тому обстоятельству, что повреждения могли быть вызваны паводками прошлых лет, свои выводы о том, что повреждения связаны с подтоплением объяснила фактически лишь тем, что на момент осмотра объектов исследования на них имелись свежие следы воздействия воды, а также эксперт указала на то, что выводы экспертизы о необходимости замены стройматериалов, об объеме ремонтных работ, являются предположениями.

Таким образом, указанное заключение на отвечает требованиям ч. 2 ст. 86 ГПК РФ, ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а потому является недопустимым доказательством.

Иных объективных и достоверных доказательств тому, что повреждения имущества Федорова В. С. стали следствием каких-либо действий (бездействий) ответчика администрации Третьяковского района суду не представлено и в материалах дела не имеется, а потому оснований для применении положений ст. 1069 ГК РФ, предусматривающей ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, у суда не имеется.

По смыслу ст. 1064 ГК РФ обязанность возмещения вреда предусмотрена лишь для лица, причинившего вред, в то время как вины ответчика администрации Третьяковского района в причинении ущерба не доказано, произошедшее подтопление земельного участка и жилого дома Федоровых вызвано природным катаклизмом, а в соответствии со ст. ст. 210, 211 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник. Прямых противоправных действий со стороны ответчика в отношении истца и его имущества не установлено.

Кроме того, вопреки мнению представителя истца ни Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ни подзаконные акты, принятые в соответствии с ним, ни нормативные акты органов власти субъекта Российской Федерации Алтайского края, не предусматривают полного возмещения вреда, причиненного гражданам в результате чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Поскольку в иске отказано в полном объеме, исходя из положений ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Федорова В.С. к администрации Третьяковского района Алтайского края, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении ущерба, причиненного стихийным бедствием, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                     А. А. Масанкина

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                     А. А. Масанкина

2-245/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Федоров Вадим Сергеевич
Ответчики
Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю
Министерство финансов РФ
Администрация Третьяковского района Алтайского края
Другие
Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району
Федяев Денис Игоревич
Федорова Арина Юрьевна
Кривошеев Антон Владимирович
Информация скрыта
Министерство труда и социальной защиты Алтайского края
Суд
Третьяковский районный суд Алтайского края
Дело на странице суда
tretiakovsky.alt.sudrf.ru
08.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее