Р Е Ш Е Н И Е
г. Темрюк 16 июля 2018 года
Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Конограев А.Е.,
рассмотрев жалобу Районного муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» на постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея М №-ЭП-2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Районного муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» по ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ :
В соответствии с постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея М №-ЭП-2 от ДД.ММ.ГГГГ РМУП «Тепловые сети» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20.000 рублей.
Заявитель считает его незаконным и подлежащим отмене, так как в связи с тяжелым финансовым положением и введением в отношении РМУП «Тепловые сети» процедуры банкротства, предприятие не имеет возможности производить оплату специализированной организации для выполнения расчетов по контролю выбросов в атмосферу. Для устранения нарушения необходимо провести закупочные процедуры и заключить договоры со специализированными организациями, на что требуются значительные финансовые вложения. Режимно-наладочные испытания (режимные карты), рассчитываются от мощности котла, стоимость составляет от 30 до 50 тыс. руб. (определяется на месте). Работы по режимно-наладочным испытаниям котлов принадлежащих предприятию составит около 1 млн. руб. (энергорайон №). В связи с открытием в отношении РМУП «Тепловые сети» конкурсного производства, предприятие производит платежи в порядке ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В действиях предприятия по не представлению информации по проведению лабораторного контроля в соответствии с планом графиком, не было умысла на нарушение охраняемых общественных правоотношений. В связи с процедурой банкротства предприятие нe имеет возможности заключать договоры со специализированными организациями и своевременно производить по ним оплату.
В судебном заседании представитель РМУП «Тепловые сети» Коболева О.П. поддержала доводы жалобы, ссылаясь на те же обстоятельства. Кроме того, просила восстановить срок на подачу заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, указывая на то, что постановление о назначении административного наказания №-ЭП-2, вынесено 26.04.2018г., в адрес РМУП «Тепловые сети» указанное постановление поступило 03.05.2018г. 10-дневный срок обжалования указанного выше постановления РМУП «Тепловые сети» пропущен, в связи с выяснением обстоятельств дела и разработкой плана устранения нарушений, а также с большим объемом работы в связи с введением конкурсного производства в отношении РМУП «Тепловые сети», с большим объемом судебных заседаний в Арбитражном суде <адрес> <адрес>
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, представив в суд ходатайство об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, а также с доводами жалобы не согласился и просил оставить без удовлетворения, а постановление по делу об административном правонарушении без изменения.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд находит доводы жалобы обоснованными частично, а постановление по делу об административном правонарушении№-ЭП-2 от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим отмене по следующим обстоятельствам:
Как установлено в судебном заседании, в период с <адрес>.
РМУП «Тепловые сети» территориально расположены в <адрес> и <адрес> в 18-ти населенных пунктах на 43-х отдельных пром. площадках, включает в себя 4 энергорайона.
Основными видами производственной деятельности РМУП «Тепловые сети» являются обеспечение теплом и горячей водой объектов, подключенным к тепловым сетям, а также проведение текущих и плановых ремонтов сетей, контроль, ремонтных и наладочных работ котельного оборудования и тепловых сетей.
РМУП «Тепловые сети» разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 2017г. утвержденный исполнительным директором РМУП «Тепловые сети» Пелипенко А.А. в 2017 году.
Согласно представленной справке РМУП «Тепловые сети» за 2017г. было использовано для отопления дизельного топлива - 15,581тонн.
Предприятием представлен отчет об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и их источников, а также Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), согласованный директором РМУП «Тепловые сети» М в 2013 году.
Также Обществом получено Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от ДД.ММ.ГГГГ №В 410 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> на основании приказа Управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении разрешения па выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности».
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
На основании ч. 1 ст. 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы, ч. 2 ст. 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
Согласно ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов. вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ
- п.4.2. ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-2014 нормативы ПДВ (ВСВ) устанавливают для каждого конкретного стационарного источника загрязнения атмосферы (ИЗА) и хозяйствующего субъекта в целом (а также его отдельных производственных территорий).
- п.6.1. ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-2014 основным видом производственного контроля за солюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ) является контроль непосредственно на источниках.
- п.6.3. ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-2014 контроль выбросов проводится инструментальными и расчетными методами. Контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ и соблюдением ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов следует проводить по методике, используемой при проведении инвентаризации.
В соответствие со ст. 39 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002"«Об охране окружающей среды», Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № обязанность соблюдения требований в области охраны окружающей среды возложена на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов.
На основании Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух утвержденной ДД.ММ.ГГГГ Минприроды России Письмо 05-12-47/4521, план-график производственного контроля за соблюдением нормативов загрязняющих веществ в атмосферный воздух входит в состав проекта предельно допустимых выбросов.
Согласно представленного плана графика контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов РМУП «Тепловые сети» утвержденного в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов ЗВ в атмосферу для предприятия РМУП «Тепловые сети», разработанного в 2013г. периодичность контроля на источниках выбросов составляет 1 раз в год и должно проводиться аккредитованной лабораторией.
Однако, на момент проведения проверки РМУП «Тепловые сети» не представлена информация по проведению лабораторного контроля в соответствии с планом графиком утвержденном в проектах ПДВ для предприятия РМУП «Тепловые сети», разработанного в 2013г. - периодичность контроля составляет 1 раз в год и должно проводиться аккредитованной лабораторией.
Таким образом, действия РМУП «Тепловые сети» правильно квалифицированы по ст.8.1 КоАП РФ, то есть несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Однако, в соответствии с п. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как установлено в судебном заседании, вид деятельности РМУП «Тепловые сети» не несет угрозы охраняемым общественным отношениям, действия заявителя не повлекли причинение какого-либо ущерба (вреда) интересам граждан, обществу и государству, не создали угрозу причинения такого ущерба (вреда), отсутствуют негативные последствия.
В силу ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления об административном правонарушении.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает при малозначительности совершенного административного правонарушения право судьи, орган должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГг. № малозначительным правонарушением является действие (бездействие), хотя формально содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Указанное разъяснение позволяет выделить, в обсуждаемом аспект составные элементы содержание термина «малозначительности». Таковыми в совокупности являются: характер правонарушения, роль виновного лица, размер вреда и тяжесть наступивших последствий, при условии, что перечисленные элементы, характеризующие виновные действия (бездействия) того или иного лица, не повлекли существенные нарушения охраняемых КоАП РФ общественных правоотношений.
Кроме того, объявление устного замечания ввиду признания правонарушения малозначительным, не устраняет обязанность должностного лица выполнять законные требования административного органа, а лишь освобождает от уплаты штрафа.
Учитывая вышеизложенное и указанные требования законодательства, суд полагает возможным постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории <адрес> и Республики Адыгея М от ДД.ММ.ГГГГ и освободить РМУП «Тепловые сети» от административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ ограничившись устным замечанием.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. №, акты несудебных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть обжалованы в соответствующий районный суд, который обязан обсудить вопрос о соблюдении предусмотренного ст. 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления об административном правонарушении и возможности его восстановления в случае пропуска по уважительным причинам.
Постановление о назначении административного наказания №-ЭП-2, вынесено 26.04.2018г., в адрес РМУП «Тепловые сети» указанное постановление поступило 03.05.2018г. 10-дневный срок обжалования указанного выше постановления РМУП «Тепловые сети» пропущен, в связи с выяснением обстоятельств дела и разработкой плана устранения нарушений, а также с большим объемом работы в связи с введением конкурсного производства в отношении РМУП «Тепловые сети», с большим объемом судебных заседаний в Арбитражном суде <адрес> <адрес>
Таким образом, процессуальный срок обжалования постановления об административном правонарушении пропущен РМУП «Тепловые сети» по объективным причинам и подлежит восстановлению в силу ч.2 ст.30.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Восстановить Районному муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» процессуальный срок для подачи жалобы на постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея М №-ЭП-2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Районного муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» по ст. 8.1 КоАП РФ.
Постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея М №-ЭП-2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Районного муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» по ст. 8.1 КоАП РФ отменить.
Освободить Районное муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» от административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 суток.
Судья: