Решение по делу № 2-152/2023 (2-4252/2022;) от 12.08.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

от 18 октября 2023 года по делу № 2-152 (2023)

город Пермь

резолютивная часть принята – 18 октября 2023 года

мотивированная часть составлена – 17 ноября 2023 года

УИД – 59RS0005-01-2022-004588-17

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Квитко А.Н.

с участием представителя ответчика Поталицыной Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Мотовилихинского района г.Перми к Андросовой Анастасии Олеговне, Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Кедр» о приведении нестационарного объекта в соответствие

установил:

Администрация Мотовилихинского района города Перми (далее – истец или Администрация) обратилась в суд с исковыми требованиями к Андросовой А.О., (далее – ответчик), Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая Комания «Кедр» (далее – ООО «УК «Кедр» или ответчик) о возложении обязанности приведения нестационарного объекта в соответствие, обосновав требования тем, что решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 утверждены Правила благоустройства территории города Перми. Правила устанавливают общие требования к содержанию территории города Перми, объектам и элементам благоустройства, расположенным на территории города Перми, перечень мероприятий по благоустройству, порядок и периодичность их проведения. Истцом в ходе проведения планового осмотра 23.11.2021 на земельном участке по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности собственникам многоквартирного дома, с кадастровым , выявлен факт размещения некапитального строения, сооружения, используемого для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, вид объекта – павильон «Сладкий домик», принадлежащий на праве собственности Андросовой А.О., которая ранее была привлечена к административной ответственности как собственник павильона по ч.2 ст.6.11.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае». По данному факту принято постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ , которым лицо привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей. Вместе с тем, собственником объекта не совершены действия, направленные на устранение обстоятельств, при которых она была привлечена к административной ответственности. В нарушение Правил нестационарный объект не соответствует установленным требования к внешнему виду, в том числе, требованиям к размеру нестационарных объектов, в следующей части: не соблюдены требования к параметрам, конструкциям, материалам, цветовому решению, применяемыми при изготовлении и отделке нестационарных объектов, что является нарушением пп.9.4.4.1, 9.4.4.3, Приложения 1 Правил, запрещающих размещение некапитального строения, сооружения некапитального строения, сооружения, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, не соответствующего требованиям к внешнему виду. В целях досудебного урегулирования спора, ответчикам была направлена претензия и установлен срок до 05.08.2022 приведения нестационарного объекта – павильон «Сладкий домик», находящегося по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым в соответствие с требованием к внешнему виду нестационарных объектов.

Просят суд обязать ответчиков в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями к внешнему виду, определенными Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, внешний вид нестационарного объекта – павильона «Сладкий домик», расположенного на земельном участке с кадастровым , по адресу: <адрес>; взыскать с ответчиков в пользу Администрации Мотовилихинского района г.Перми судебную неустойку за неисполнение настоящего решения в размере 300 рублей – с Андросовой А.О., 500 рублей – с ООО "УК "Кедр" за каждый день просрочки исполнения настоящего решения суда, начиная с истечения месяца с момента вступления решения суда в законную силу и по день исполнения решения суда.

Представитель истца администрации Мотовилихинского района г.Перми в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Ответчик Андросова А.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика ООО «УК «Кедр» Поталицына Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что исковые требования не признают, поддерживают доводы изложенные в отзыве на исковое заявление; на сегодняшний день объект находится на земельном участке.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Судом на основании представленных материалов установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Актом планового (рейдового) осмотра земельных участков, расположенных в границах Мотовилихинского района г.Перми от 23.11.2021 установлено, что на земельном участке с кадастровым по адресу <адрес> размещен павильон «Сладкий домик», который не соответствует требованиям правил благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, а именно п.9.4.4 при размещении нестационарного строения, сооружения, внешний вид должен соответствовать графическому документу (типовом проекту).

Нарушением является несоответствие требований к внешнему виду некапитального нестационарного строения, сооружения: по составу основных конструкций нестационарного строения, сооружения; по архитектурным решениям конструкций нестационарного строения, сооружения (включая его геометрические и (или) объемные параметры) и исполнения фасада нестационарного строения, сооружения; по цветовому оформлению фасада и (или) требованиям к материалам его отделки; по месту размещения вывески и требования к вывеске (л.д.15-17).

Согласно постановления административной комиссии Мотовилихинский от ДД.ММ.ГГГГ Андросова А.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.6.11.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае, назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей (л.д.26-28).

Истцом в адрес ответчиков 27.06.2022 была направлена досудебная претензия, содержащая в себе требование о приведении нестационарного объекта – павильона, установленного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым - в соответствие с требованиями к внешнему виду нестационарных объектов, утвержденными Правилами в срок до 05.08.2022 (л.д.19-23).

09.08.2022 составлен акт осмотра территории, в ходе визуального осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым (вид разрешенного использования – многоквартирные жилые дома) установлен павильон – «Сладкий домик» (л.д.18).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями, которые не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Нестационарные торговые объекты по своей юридической природе признаются законодателем не только объектом торговой деятельности в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», но и объектом градостроительной деятельности, что прямо следует из пунктов 1, 10.2, 33 - 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом в силу пункта 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарные торговые объекты отнесены к элементам благоустройства.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суд Российской Федерации, выраженной в постановлении от 19.04.2021 № 14-П, в полномочия органов местного самоуправления входит установление в правилах благоустройства общих требований к нестационарным торговым объектам, в том числе к их облику, размеру и прочим характеристикам.

Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 утверждены Правила благоустройства территории города Перми.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Правил благоустройства города Перми данные Правила разработаны в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, обеспечения сохранности созданных элементов благоустройства и устанавливают общие требования к содержанию территории, объектам и элементам благоустройства, перечень мероприятий по благоустройству, порядок и периодичность их проведения.

Согласно пункту 2.1.28 Правил благоустройства города Перми объект благоустройства - комплекс элементов благоустройства, обеспечивающий единое функциональное назначение территории или ее части, а также объекты транспортной инфраструктуры.

В период судебного разбирательства, установлено, что судом в рамках административного судопроизводства рассмотрены требования о признании недействующим в части Решения Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 (ред. решений от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ) "Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми".

По результатам рассмотрения, применительно к рассматриваемому спору абзац второй пункта 9.4.4.1 изложен в редакции, которая предусматривает, что требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению при проектировании новых. Ранее, до принятия судом решения, данная норма предусматривала, что требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению при проектировании новых и обоснования размещения ранее существующих. Также признаны недействующими приложения к Требованиям к типовым проектам, которые устанавливают графическое изображение типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания.

Признавая данные нормы недействующими суд указал, что абзац второй подпункта 9.4.4.1 в части слов "и обосновании размещения существующих" не является достаточно определенным для его равнозначного понимания, поскольку в целом норма закрепляет необходимость соблюдения требований Правил к нестационарным объектам, но каким образом должно происходить обоснование размещения существующих нестационарных объектов и что под обоснованием подразумевал административный ответчик, из содержания Правил не ясно. В судебном заседании такой неясности административный ответчик не устранил. В связи с изложенным, суд считает, что абзац второй подпункта 9.4.4.1 в части слов "и обосновании размещения существующих" подлежит признанию недействующим. Признавая недействующим с момента вступления решения в законную силу Приложения к Требованиям к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания к приложению 1 Правил благоустройства территории города Перми, суд указал, что графическая часть (Приложение к Приложению 1 Правил благоустройства) не отвечает требованиям ясности и определенности в полной мере, поскольку не все обозначения и надписи поддаются прочтению, что не устраняется даже увеличением изображения, размещенных на сайте ответчика и администрации города Перми. Текстовая часть содержания графической части не восполняет, поскольку в графической части содержатся сведения, отсутствующие в текстовой части.

Вместе с тем суд указал, что оспариваемые нормы с точки зрения предмета их регулирования и с учетом положений статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ относятся к регулированию правоотношений в области благоустройства, что не является превышением полномочий органа местного самоуправления. Целью благоустройства территории муниципального образования является обеспечение комфортности, санитарного благополучия и эстетического состояния территории городского округа. Установление для нестационарных торговых объектов определенных требований органами местного самоуправления не свидетельствует о вмешательстве муниципального образования в торговую деятельность и такие требования не означают создание неблагоприятных или дискриминирующих условий для субъектов предпринимательской деятельности с учетом того, что в целом требования, установленные Правилами благоустройства, относятся к внешнему виду, параметрам объектов, их прочности, безопасности при эксплуатации.

Таким образом, в рамках административного судопроизводства признаны указанные положения нормативно-правового акта недействующими в связи с их неопределенностью, при этом сделан вывод о наличии у органа местного самоуправления полномочий по установлению обязательных требований к размещению нестационарных торговых объектов.

Решение Пермского краевого суда от 27.01.2023 вступило в силу 13.07.2023.

Также установлено, что 26.09.2023 Пермская городская Дума, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Перми, с учетом решения Пермского краевого суда от 27.01.2023 № 3а-7/2023 и апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 № 66а-1156/2023 решила, в подпункте 9.4.4.1 в абзаце втором слова "при проектировании новых и обосновании размещения существующих Нестационарных объектов" заменить словами "в отношении установленных и устанавливаемых Нестационарных объектов". Также принято решение о том, что размещенные на территории города Перми на день вступления в силу настоящего решения некапитальные строения, сооружения, используемые для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, должны быть приведены в соответствие обязательным требованиям Правил благоустройства территории города Перми в срок до 01.01.2024, за исключением некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, для которых установлены иные периоды приведения их в соответствие обязательным требованиям Правил благоустройства территории города Перми.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что на земельном участке с кадастровым по адресу <адрес> размещен нестационарный торговый объект – павильон, подлежащий приведению в соответствие с Правилами благоустройства территории города Перми, с учетом переходного периода (до 01.01.2024), предусмотренного для приведения существующих нестационарных торговых объектов в соответствие с требованиями, в настоящее время оснований для вывода об обоснованности требований истца не имеется, в связи с чем заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении требования о возложении обязанности, то с ответчиков в пользу истца не подлежит взысканию неустойка за неисполнение решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

администрации Мотовилихинского района г.Перми (ИНН ) в удовлетворении исковых требований к Андросовой Анастасии Олеговне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина <адрес> серии ), к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Кедр» (ИНН ) о возложении обязанности привести внешний вид нестационарного объекта – павильона «Сладкий домик», расположенный на земельном участке с кадастровым по адресу <адрес>, - в соответствие с правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, о взыскании судебной неустойки, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья:

2-152/2023 (2-4252/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Мотовилихинского района г. Перми
Ответчики
ООО "УК "Кедр"
Андросова Анастасия Олеговна
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Нигаметзянова Оксана Викторовна
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
12.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2022Передача материалов судье
19.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.11.2022Предварительное судебное заседание
18.10.2023Производство по делу возобновлено
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2023Судебное заседание
18.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее