РЕШЕНИЕ
21 января 2020 года с. Песчанокопское
Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе судьи Толмачевой Н.Р.,
при участии представителей Администрации Поливянского сельского поселения – Алейникова Ю.И., Галыгиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Администрации Поливянского сельского поселения на постановление № от 05.12.2019, вынесенное государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Зыбиной С.В. в отношении администрации Поливянского сельского поселения по ст. 9.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Зыбиной С.В. № от 05.12.2019 Администрация Поливянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области, как юридическое лицо признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, в связи с тем, что в сентябре и в октябре 2019 года администрация Поливянского сельского поселения не предоставила в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора декларации безопасности комплекса гидротехнических сооружений <данные изъяты> нарушено требование предоставления деклараций безопасности гидротехнических сооружений, что в соответствии со ст. 19 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности гидротехнических сооружений», является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений».
Не согласившись с данным постановлением, глава Администрации Поливянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области обратился в суд с жалобой, в которой указал, что ранее постановлением № от 09.09.2019 государственный инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Зыбиной С.В. глава Администрации Поливянского сельского поселения Алейников Ю.И., как должностное лицо был привлечен к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. При вынесении постановления инспектор в своих действиях руководствовался не поступлением на утверждение декларации безопасности комплексов гидротехнических сооружений. При обжаловании указанного постановления Администрацией Поливянского сельского поселения были представлены основательные доводы о невозможности разработки декларации безопасности по причине отсутствия в бюджете сельского поселения денежных средств и о факторах, послуживших их отсутствию. Так размер доходов, поступающих в Администрацию Поливянского сельского поселения с 2006 года по настоящее время практически не увеличивался с 2006 года, в то время как запланированные расходы значительно превышают собственные налоговые и неналоговые доходы на 2019 год. Собственных доходов хватает на исполнение всего лишь 30% полномочий. В первую очередь на содержание двух ДЖК, выполнение работ по благоустройству, уличное освещение, заработную плату. В связи с отсутствием необходимых средств в бюджете Полмивянского сельского поселения, не представляется выполнить наиболее затратные полномочия, и в первую очередь это касается плотин. С 2010 года Администрацией Поливянского сельского поселения проводилась работа по постановке на учет указанных объектов, ранее числящиеся как бесхозяйные они не ремонтировались и не имели на тот момент документов, соответствующих требованиям Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». 16.07.2014 Песчанокопский районный суд обязал Администрацию Полиявнского сельского поселения в срок до 31.12.2015 разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: 320 <данные изъяты>. Администрацией Поливянского сельского поселения необходимо было выполнить ряд мероприятий по плотинам, предшествующих для разработки декларации. на эти мероприятия были израсходованы денежные средства в размере 370 тысяч рублей. Кроме того были получены предварительные расчеты затрат на разработку комплекса документов по декларированию безопасности ГТС которые составили на конец 2015 года 1,5 млн. рублей на одну плотину, а в 2019 – порядка 2 млн. рублей. Таким, образом для разработки деклараций на указанные объекты ГТС Администрации Поливянского сельского поселения требуется около 10 млн. рублей, таких денег в бюджете сельского поселения нет. Заявитель просит учесть тот факт, что безопасность гидротехнических сооружений является областной проблемой, а отсутствие средств у муниципалитетов «корнем» этой проблемы. данный вопрос неоднократно поднимался Советом муниципальных образований Ростовской области, о чем проинформирован губернатор Ростовской области.
Администрация Поливянского сельского поселения просит отменить постановление № от 05.12.2019, вынесенное государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Зыбиной С.В., в связи с отсутствием возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, и принятия всех зависящих от нее мер для их соблюдения.
В судебном заседании представители Администрации Поливянского сельского поселения- Алейников Ю.И. и Галыгина Н.В. поддержали доводы жалобы. В представленном возражении на отзыв указано на то, что на территории сельского поселения семь плотин и стоимость разработки документации на один объект варьируются от 700 000 до 2 000000 рублей. Утверждение бюджета Поливянского сельского поселения и отчета о его исполнении находятся в исключительной компетенции Собрания депутатов Поливянского сельского поселения. Неоднократно начальник сектора экономики и финансов администрация Поливянского сельского поселения обозначал проблему на Собрании депутатов о рассмотрении вопроса по разработке декларации ГТС сельского поселения. Но при формировании бюджета Поливянского сельского поселения на 2018 год, 2019 год, Собрание депутатов Поливянского сельского поселения не нашли возможности направить средства (которые практически отсутствуют, даже очень не малые) из местного бюджета на разработку декларации семи ГТС, в связи с тем, что Федеральный закон N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделил сельские поселения множеством полномочий. Большую часть из них Администрация Поливянского сельского поселения исполняет пропорционально бюджетным средствам, поступающим на счет Администрации. При обращении в Администрацию Песчанокопского района о выделении дополнительных средств бюджету Поливянского сельского поселения для реализации полномочий по декларации ГТС, получен отрицательный ответ. На территории Поливянского сельского поселения отсутствуют объекты повышенной природной и техногенной опасности поставленные на учет в качестве таковых в реестр опасных объектов Песчанокопского района. Ростехнадзор все плотины отнес к III классу опасности, с чем Администрация Поливянского сельского поселения не согласна. Все плотины Поливянского сельского поселения входят в государственную мелиоративную систему. Построены они были в советское время (середина 60 годов прошлого столетия) для обеспечения регулирования, подъема подачи и распределения воды, а также для отвода вод и защиты почвы от водной эрозии и обеспечивают противоселевую защиту земель сельскохозяйственного назначения. Данные объекты связаны между собой и рекой Большая Сандата, которая впадает в реку Егорлык. Насыпи плотин, расположенных на этих прудах, всегда поддерживаются в удовлетворительном состоянии сельхозпредприятиями, расположенными на территории Поливянского сельского поселения, так как входят в систему их полевых дорог. Населенным пунктам и землям сельскохозяйственного назначения прорыв по каким-то причинам данных плотин, вреда нанести не может, так как сброс потока воды по соединительным каналам происходит в реку Егорлык. По имеющимся данным учетных карточек инвентаризации ГТС водохозяйственных объектов, предоставленных Администрацией Песчанокопского района, плотины Поливянского сельского поселения имеют класс опасности не выше четвертого.
Представитель Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежащим образом уведомленный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном суду отзыве указал, что выделение денежных средств на разработку декларации безопасности гидротехнических сооружений не требуется, так как в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 06.11.1998 №1303 «Об утверждении положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», декларации безопасности составляются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией. Просил отказать в удовлетворении жалобы Администрации Поливянского сельского поселения.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Статья 9.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения.
Субъектом предусмотренных данной статьей правонарушений могут быть как граждане и юридические лица, так и должностные лица.
Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели; каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов).
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения как путем активных действий, так и в форме бездействия.
С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с проектированием, строительством, приемкой, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ремонтом, реконструкцией, консервацией либо выводом из эксплуатации гидротехнических сооружений, виновные в несоблюдении норм и правил безопасности при осуществлении этой деятельности.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулирует Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ).
Согласно статье 9 Федерального закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 117-ФЗ при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Утверждение указанным органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения (часть 4).
Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что 02.10.2019 в 10 часов 00 минут при проведении мероприятий по контролю (надзору) на объектах: комплексе гидротехнических сооружений <данные изъяты> установлено, что Администрация Поливянского сельского поселения <адрес>, являясь собственником гидротехнических сооружений, в нарушение ст. ст. 10, 19 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 №117-ФЗ, п. 9, п. 12.1 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 №1303 не предоставила в Северо-Кавказское управление декларации безопасности комплекса гидротехнических сооружений <данные изъяты> (сентябрь и октябрь 2019).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Администрации Поливянского сельского поселения 26.11.2019 протокола об административном правонарушении № 388/13 и вынесения 05.12.2019 постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав в совокупности собранные по делу об административном правонарушении доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изучив доводы жалобы Администрации Поливянского сельского поселения на постановление № 388/13/19 об административном правонарушении, вынесенное 05.12.2019 года государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Зыбиной С.В. в отношении администрации Поливянского сельского поселения по ст. 9.2 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказана административным органом, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенные Администрацией Поливянского сельского поселения Ростовской области нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно - нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения.
Отсутствие у Администрации Поливянского сельского поселения Ростовской области финансовой возможности, не могут послужить основанием к отмене вынесенных по делу постановления, поскольку не являются основанием для освобождения от исполнения требований Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ.
Доводы жалобы не содержат каких-либо аргументов, опровергающих выводы состоявшегося судебного акта, при этом заявитель не представил суду доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер и исчерпывающих мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
При вынесении государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Зыбиной С.В. постановления № от 05.12.2019 о привлечении к административной ответственности Администрации Поливянского сельского поселения Ростовской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, существенных нарушений норм КоАП РФ не допущено, наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, судом не установлено, факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, доказан материалами дела.
Вместе с тем, суд считает необходимым в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ изменить обжалуемое постановление в части назначенного наказания.
В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.(ч.1) Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.(ч.2) В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса. (ч.3).
Согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В данном случае суд установил, что Администрацией Поливянского сельского поселения впервые совершено административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; в результате совершения правонарушения отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а также имущественный ущерб.
Оснований, предусмотренных ч.2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, препятствующих замене штрафа предупреждением, в данном случае не имеется.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в отношении юридического лица – Администрации Поливянского сельского поселения за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение, в связи с чем постановление № об административном правонарушении, вынесенное 05.12.2019 года государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Зыбиной С.В. в отношении администрации Поливянского сельского поселения, подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 30.6, п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу главы Администрации Поливянского сельского поселения на постановление № об административном правонарушении, вынесенное 05.12.2019 года государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Зыбиной С.В. в отношении администрации Поливянского сельского поселения по ст. 9.2 КоАП РФ, оставить без удовлетворения.
Изменить постановление государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Зыбиной С.В. от 05.12.2019, заменив назначенное наказание в виде штрафа в сумме 20 000 рублей на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.Р. Толмачева