Дело № 2-7418/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 декабря 2023 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Мачын Ч.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СЧБ к Министерству образования Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла, Департаменту капитального строительства и реализации жилищных программ мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Он был поставлен на учет для получения жилого помещения, однако в нарушение норм закона до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Просит обязать ответчика предоставить по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам и правилам.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство образования Республики Тыва и Департамент капительного строительства и реализации жилищных программ мэрии г. Кызыла.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени извещены, поэтому суд рассматривает дело в их отсутствие, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла ЧАМ в письменном отзыве просила рассмотреть дело без ее участия и отказать в иске к Мэрии г. Кызыла, в связи с тем, что положения Закона Республики Тыва от 04.05.2023 №933-ЗРТ о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями признаны незаконными.
Также в письменном возражении на иск представитель Департамента капитального строительства и реализации жилищных программ мэрии г. Кызыла ОУШ просила в удовлетворении иска отказать, в связи с тем, что фактически полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями им не были переданы.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей".
Пунктом 51 Положения о Министерстве образования Республики Тыва, утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 октября 2021 г. N 567, предусмотрено, что Министерство предоставляет в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда.
Законом Республики Тыва от 04.05.2023 № 933-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва наделены государственными полномочиями по опеке и попечительству и обеспечению жилыми помещениями.
Так, в соответствии с п.3 ст. 1 Закона Республики Тыва от 04.05.2023 № 933-ЗРТ органы местного самоуправления наделяются следующими полномочиями по обеспечению жилыми помещениями: однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Республики Тыва, по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда, передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения (пп.1); формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (далее - список) (пп.3); прием заявлений о включении в список, принятие решения о включении или об отказе во включении в список, формирование списка и хранение учетных дел (пп.4).
Вместе с тем, в материалы дела представлен ответ заместителя Председателя Правительства Республики Тыва ФИО8 от 27.10.2023 на представление прокурора Республики Тыва о том, что было принято решение об оставлении в ведении Министерства образования Республики Тыва государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда на территории Республики Тыва. В связи с чем разрабатывается проект о внесении изменений в Закон Республики Тыва от 04.05.2023 № 933-ЗРТ.
Таким образом, поскольку установлено, что в настоящее время полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва – Министерство образования Республики Тыва, то именно данный орган является надлежащим ответчиком по спору, поэтому в требовании к ответчикам Мэрии г.Кызыла и Департаменту капитального строительства и реализации жилищных программ мэрии г. Кызыла следует отказать.
Согласно свидетельству о рождении – СЧБ родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, его матерью является ФИО4, сведения об отце отсутствуют (актовая запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленная Отделом ЗАГС Эрзинского кожууна Республики Тыва).
Согласно свидетельству о смерти – ФИО4, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Тувинской АССР, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Регистрационно-контрольной карточкой подтверждается, что истец 17.04.2023 был поставлен на очередь для предоставления жилья на территории г Кызыла Республики Тыва.
Согласно материалам дела сведений о наличии жилого помещения у истца не имеется.
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ему не предоставлено.
Из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Объективная нуждаемость истца в жилье ввиду отсутствия у него в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиками не приводится. При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании ответчиками не оспаривается.
Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечен, поставлен на очередь в установленном порядке, то требование о предоставлении ему жилого помещения подлежит удовлетворению.
Определяя размер жилого помещения, суд исходит из нормы, установленной постановлением Мэра г. Кызыла №2375 от 21 сентября 2010 года «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл», а именно: не менее 12,5 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск СЧБ к Министерству образования Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла, Департаменту капитального строительства и реализации жилищных программ мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891 ОГРН 1111719000480) во внеочередном порядке, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить СЧБ (паспорт <данные изъяты>) на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», общей площадью не ниже 12,5 кв.м., соответствующее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и требованиям.
В удовлетворении требований к Мэрии г. Кызыла, Департаменту капитального строительства и реализации жилищных программ мэрии г. Кызыла отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 8 декабря 2023 года.
Судья Л.Т. Сватикова