№ 2-795/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля «05» мая 2016 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н.,
при секретаре Поляковой Ю.А.,
с участием заместителя прокурора Иловлинского района Волгоградской области Дашкова Д.П.,
представителя ответчика - администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Потаповой Ю.А.,
представителя третьего лица - отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Калачева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» законодательства об охране окружающей природной среды в деятельности образовательного учреждения, были выявлены нарушения.
Так, в результате осуществления хозяйственной деятельности в учреждении МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные в брак - I класс опасности код Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённому Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (далее - ФККО) 47110101521, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности код по ФККО 73310001724, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - код по ФККО 7 37 100 01 72 5, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности код по ФККО 4 05 122 02 60 5.
Вместе с тем, МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нарушение установленных требований в области охраны окружающей среды создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Просил суд обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» Иловлинского муниципального района Волгоградской области денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента получения от администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области денежных средств на данные цели.
В судебном заседании заместитель прокурора Иловлинского района Дашков Д.П. заявленные требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Потапова Ю.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, однако просила увеличить срок для выделения денежных средств с шести до десяти месяцев, поскольку в бюджете Иловлинского района на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов на изготовление паспортов на опасные отходы для учебных учреждений, денежные средства не предусмотрены.
Представитель ответчика МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» в судебное заседание не явился, в представленном заявлении заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» Боровкова Н.И. просила рассмотреть дело без её участия, указала о согласии с иском.
Представитель третьего лица - Отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Калачев А.С. считает исковые требования прокурора обоснованными.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу части 1 статьи 39 вышеуказанного Федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (часть 1 статьи 22 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды").
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством(часть 1 статьи 24 того же Закона).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 25 февраля 2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (части 2,3 статьи 14 Закона РФ "Об отходах производства и потребления").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.
Согласно п. 4 Правил паспортизации предусмотрено, что паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
В силу п. 7, 8 Правил паспортизации, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Паспорт действует бессрочно.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При разрешении спора судом установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды в деятельности МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» установлены нарушения действующего законодательства.
Так, согласно акту проверки от 30 марта 2016 года, в результате осуществления хозяйственной деятельности МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан», по адресу: <адрес>, р.<адрес>, образуются следующие виды отходов:
ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные в брак - I класс опасности код Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (далее - ФККО) 47110101521; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности код по ФККО 73310001724; отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - код по ФККО 7 37 100 01 72 5; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности код по ФККО 4 05 122 02 60 5. (л.д.7)
В нарушение п.7 и п.8 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 г. №50, а также п.4 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. №712, МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты на размещение отходов производства и потребления, образующиеся при осуществлении деятельности учреждения, выданные специально уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области обращения с отходами, отсутствуют, также отсутствуют паспорта на опасные отходы (подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности), образующиеся в результате хозяйственной деятельности учреждения при эксплуатации здания. (л.д.7).
Как следует из информации, представленной Отделом образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, в настоящее время образовательные учреждения Иловлинского района ведут работу по заключению договоров на разработку и согласование паспортов опасных отходов (л.д.8).
То обстоятельство, что в деятельности образовательных учреждений Иловлинского района образуются отходы, отнесённые к I-IV классу опасности, не оспаривалось представителем отдела образования в судебном заседании.
Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, что нарушает установленные требования в области окружающей среды, создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Учредителем МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» является Иловлинский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района. Администрация Иловлинского муниципального района является собственником имущества, переданного в оперативное управление детского сада.
Поскольку администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области является учредителем образовательного учреждения и органом местного самоуправления Иловлинского муниципального района, на неё должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий, связанных с разработкой проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовлением паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание изложенное, с учётом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, суд считает необходимым установить администрации Иловлинского района срок для исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления его в законную силу, в части выделения МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» денежных средств на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, что является разумным, обоснованным и достаточным.
Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад «Тюльпан» необходимо установить срок 2 месяца для принятия мер к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, с момента осуществления администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области финансирования указанных мероприятий.
Предоставление более длительного срока исполнения решения, о котором указывал представитель администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, отдалит исполнение решения, что приведёт к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению баланса прав и законных интересов взыскателя и должника, а также неопределённого круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ I-IV ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ I-IV ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░