Решение от 12.04.2023 по делу № 33-4499/2023 от 28.03.2023

Судья Бескровный Д.Г. Дело № 2-4499/2023

УИД № 34RS0032-01-2022-000594-38

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 12 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Старковой Е.М.,

судей Самойловой Н.Г., Олейниковой В.В.,

при секретаре Сиренко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.

гражданское дело № 2-38/2023 по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» о возложении обязанности исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов

по апелляционной жалобе администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области в лице представителя Яценко М. Н.

на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от
7 февраля 2023 года, которым удовлетворен иск прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» о возложении обязанности исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов,

установила:

прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» о возложении обязанности исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка». В ходе проверки установлено, что в здании детского сада, расположенном по адресу: <адрес>, имеется два входа, имеющие ступени и находящиеся выше плоскости тротуара, однако меры к оборудованию минимум одного входа пандусом для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения не приняты.

Полагая, что отсутствие на входе в здание МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» пандуса, нарушает права маломобильных групп населения на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и благоприятные условия проживания, просил суд обязать администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области, а также отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования входа в здание МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» Октябрьского муниципального района Волгоградской области, расположенное по адресу: <адрес> пандусом, и обязать МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» в течение 2 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать вход в здание МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» Октябрьского муниципального района Волгоградской области, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом.

Суд постановил указанное выше решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области в лице представителя Яценко М.Н. оспаривает законность и обоснованность решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неверное определение обстоятельств имеющих значение по делу, просит судебный акт отменить, в иске прокурору отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что требования об обеспечении социальной доступности для инвалидов различных инфраструктур применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию объектам, в то время как здание детского сада введено в эксплуатацию в 1979 году. Оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению финансирования мероприятий не имеется, поскольку действия (бездействие) администрации в судебном порядке не оспаривались, незаконными не признавались.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского района Волгоградской области Занин Т.В. просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представители ответчиков администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отдела по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительных причин неявки суду не представили, в связи с чем, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, выслушав прокурора Слободских И.А., возражавшую против доводов жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.

Согласно части 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно положениям норм вышеназванного Закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, общего и профессионального образования, воспитания, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904пр.

Пунктом 1.2 Свода правил определено, что настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения (далее – МГН).

Согласно пунктам 6.1.1 и 6.1.2 СНИП 35-01-2001 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом 8.1.7.

В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Параметры наружной лестницы следует принимать по 5.1.12, 5.1.13.

Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.

Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка».

В ходе проверки установлено, что в здании детского сада имеется два входа, имеющие ступени и находящиеся выше плоскости тротуара, однако меры к оборудованию минимум одного входа пандусом для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения не приняты.

В соответствии с пунктом 1.7 Устава МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка», утвержденного 23 января 2017 года, учредителем МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» является отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области.

На основании пункта 1.4 Положения об отделе по образованию администрации Октябрьского муниципального района, утвержденного решением Октябрьской районной Думы от 29 марта 2018 года № <...>, отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района является структурным подразделением администрации Октябрьского муниципального района.

Согласно пункту 1.7 данного Положения, финансирование расходов на содержание отдела по образованию осуществляется за счет средств бюджета Октябрьского муниципального района.

В соответствии с пунктом 3.1.5. данного Положения отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района осуществляет в установленном порядке за счет средств бюджета муниципального района финансирование деятельности подведомственных образовательных организаций, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества.

Разрешая заявленные прокурором Октябрьского района Волгоградской области требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчики не приняли необходимых мер по устранению нарушений требований действующего законодательства по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объекту инфраструктуры, в связи с чем, возложил на администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области, а также отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района обязанность в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование образовательного учреждения, а на последнего обязанность по устранению допущенных нарушений в течение 2 месяцев с момента поступления денежных средств.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, соответствующими требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов инфраструктуры применяются к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, в то время как здание детского сада введено в эксплуатацию в 1979 году и к таковым объектам не относится, отклоняются судебной коллегией.

В части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Несмотря на то, что данные требования, как указано в части 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, в актуализированной редакции «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» включена в пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.

Как следует из пункта 4.2 СП 59.13330.2020 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.

Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов. Необходимость создания условий соблюдения прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от периода постройки объекта социальной инфраструктуры.

Доказательств отсутствия технической возможности установки пандуса или иного подъемного устройства ответчиками в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению финансирования мероприятий не имеется, поскольку действия (бездействие) администрации в судебном порядке не оспаривались, незаконными не признавались, являются необоснованными.

Согласно пунктам 1, 3, 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 данного Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что орган местного самоуправления – администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области, являясь учредителем МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка», обязана обеспечивать финансирование работ по оборудованию вход в здание детского сада пандусом.

Таким образом для целей финансирования дошкольного учреждения признание действий органа местного самоуправления не требуется.

Ссылки в жалобе на неверное указание местонахождения здания МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» не влекут отмену решения суда, поскольку допущенная судом первой инстанции описка может быть устранена в порядке статьи 200 ГПК РФ.

Иных доводов о незаконности решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с части 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным основанием для его отмены, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от
7 февраля 2023 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области в лице представителя Яценко М. Н. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Бескровный Д.Г. Дело № 2-4499/2023

УИД № 34RS0032-01-2022-000594-38

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 12 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Старковой Е.М.,

судей Самойловой Н.Г., Олейниковой В.В.,

при секретаре Сиренко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.

гражданское дело № 2-38/2023 по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» о возложении обязанности исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов

по апелляционной жалобе администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области в лице представителя Яценко М. Н.

на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от
7 февраля 2023 года, которым удовлетворен иск прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» о возложении обязанности исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов,

установила:

прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» о возложении обязанности исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка». В ходе проверки установлено, что в здании детского сада, расположенном по адресу: <адрес>, имеется два входа, имеющие ступени и находящиеся выше плоскости тротуара, однако меры к оборудованию минимум одного входа пандусом для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения не приняты.

Полагая, что отсутствие на входе в здание МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» пандуса, нарушает права маломобильных групп населения на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и благоприятные условия проживания, просил суд обязать администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области, а также отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования входа в здание МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» Октябрьского муниципального района Волгоградской области, расположенное по адресу: <адрес> пандусом, и обязать МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» в течение 2 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать вход в здание МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» Октябрьского муниципального района Волгоградской области, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом.

Суд постановил указанное выше решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области в лице представителя Яценко М.Н. оспаривает законность и обоснованность решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неверное определение обстоятельств имеющих значение по делу, просит судебный акт отменить, в иске прокурору отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что требования об обеспечении социальной доступности для инвалидов различных инфраструктур применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию объектам, в то время как здание детского сада введено в эксплуатацию в 1979 году. Оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению финансирования мероприятий не имеется, поскольку действия (бездействие) администрации в судебном порядке не оспаривались, незаконными не признавались.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского района Волгоградской области Занин Т.В. просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представители ответчиков администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отдела по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительных причин неявки суду не представили, в связи с чем, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, выслушав прокурора Слободских И.А., возражавшую против доводов жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.

Согласно части 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно положениям норм вышеназванного Закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, общего и профессионального образования, воспитания, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904пр.

Пунктом 1.2 Свода правил определено, что настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения (далее – МГН).

Согласно пунктам 6.1.1 и 6.1.2 СНИП 35-01-2001 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом 8.1.7.

В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Параметры наружной лестницы следует принимать по 5.1.12, 5.1.13.

Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.

Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка».

В ходе проверки установлено, что в здании детского сада имеется два входа, имеющие ступени и находящиеся выше плоскости тротуара, однако меры к оборудованию минимум одного входа пандусом для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения не приняты.

В соответствии с пунктом 1.7 Устава МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка», утвержденного 23 января 2017 года, учредителем МКДОУ «Шебалиновский детский сад «Незабудка» является отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области.

На основании пункта 1.4 Положения об отделе по образованию администрации Октябрьского муниципального района, утвержденного решением Октябрьской районной Думы от 29 марта 2018 года № <...>, отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района является структурным подразделением администрации Октябрьского муниципального района.

Согласно пункту 1.7 данного Положения, финансирование расходов на содержание отдела по образованию осуществляется за счет средств бюджета Октябрьского муниципального района.

В соответствии с пунктом 3.1.5. данного Положения отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района осуществляет в установленном порядке за счет средств бюджета муниципального района финансирование деятельности подведомственных образовательных организаций, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества.

Разрешая заявленные прокурором Октябрьского района Волгоградской области требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчики не приняли необходимых мер по устранению нарушений требований действующего законодательства по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объекту инфраструктуры, в связи с чем, возложил на администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области, а также отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района обязанность в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование образовательного учреждения, а на последнего обязанность по устранению допущенных нарушений в течение 2 месяцев с момента поступления денежных средств.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, соответствующими требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов инфраструктуры применяются к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, в то время как здание детского сада введено в эксплуатацию в 1979 году и к таковым объектам не относится, отклоняются судебной коллегией.

В части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Несмотря на то, что данные требования, как указано в части 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, в актуализированной редакции «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» включена в пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.

Как следует из пункта 4.2 СП 59.13330.2020 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не мо░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18, 19, 27, 45 ░░░░░░░░░░░ ░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 56 ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1, 3, 11 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 15 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2003 ░░░░ №131-░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 17 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 131-░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2003 ░░░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 200 ░░░ ░░.

░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 330 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░
7 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

33-4499/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Октябрьского района Волгоградской области
Ответчики
МКДОУ Шебалиновский детский сад Незабудка
Отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области
Администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Самойлова Наталья Георгиевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
29.03.2023Передача дела судье
12.04.2023Судебное заседание
17.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2023Передано в экспедицию
12.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее