Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Кошки Самарской области 03 июня 2022 года
Кошкинский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ельчанинова А.С.,
прокурора Кошкинского района Самарской области Агаларова А.М.,
при секретаре Захаровой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Новая Кармала муниципального района <адрес> о возложении обязанности создать маневринный жилищный фонд на территории сельского поселения Новая Кармала,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в администрации сельского поселения Новая Кармала. Проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения Новая Кармала отсутствует специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда. Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории сельского поселения Новая Кармала создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшиеся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения на основании ст. 95 ЖК РФ. Просит суд возложить на администрацию сельского поселения Новая Кармала муниципального района <адрес> обязанность создать маневренный жилищный фонд на территории сельского поселения Новая Кармала муниципального района <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
<адрес> ФИО2. исковые требования поддержал аналогичными доводами и просил исковые требования удовлетворить.
Ответчик – администрация сельского поселения Новая Кармала в лице главы ФИО3 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал полностью.
Третье лицо – администрация муниципального района <адрес> ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, просила производство по делу прекратить.
Третье лицо - управление финансов и экономического развития администрации муниципального района <адрес> ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в отзыве указало, что отсутствие в сельском поселении маневренного фонда не свидетельствует о невыполнении требований жилищного законодательства.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В суде установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в администрации сельского поселения Новая Кармала. Проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения Новая Кармала отсутствует специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Исходя из положений пунктов 3, 6, 8 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений, используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции закона, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначались для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому спору - к компетенции администрации сельского поселения Новая Кармала муниципального района <адрес>.
В суде установлено, что на территории сельского поселения Новая Кармала муниципального района <адрес> отсутствует специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории сельского поселения Новая Кармала создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории сельского поселения Новая Кармала специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).
Таким образом, имеются все основания для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Новая Кармала муниципального района <адрес> о возложении обязанности создать маневринный жилищный фонд на территории сельского поселения Новая Кармала - удовлетворить.
Возложить на администрацию сельского поселения Новая Кармала муниципального района <адрес> обязанность создать маневренный жилищный фонд на территории сельского поселения Новая Кармала муниципального района <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кошкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Ельчанинов