Дело № 33а-1667/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курган 23 июня 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
председательствующего Арзина И.В.,
судей Дьяченко Ю.Л., Волосникова С.В.,
при секретаре Кузнецовой Д.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Шадринска Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 25 марта 2021 г. по административному делу № 2а-384/2021 по административному иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Шадринска Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Дьяченко Ю.Л., пояснения прокурора Федоровской Н.М., заинтересованного лица Тимофеева Л.Д., судебная коллегия
установила:
Шадринский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом его изменения, просил признать незаконным бездействие Администрации г. Шадринска, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего холодного водоснабжения граждан, проживающих в г. Шадринске Курганской области в домах №№ по <адрес>, возложить на Администрацию г. Шадринска обязанность организовать надлежащее холодное водоснабжение граждан, проживающих по указанным адресам в срок до 1 июня 2021 г.
В обоснование заявленных требований указано, что в связи с обращением Тимофеева Л.Д. прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, в ходе которой установлено, что жители вышеуказанных домов питьевой водой не обеспечены, направленное в адрес главы города Шадринска представление об устранении нарушений закона рассмотрено, но нарушения закона не устранены, что влечет нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
Судом к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники домов №№ по <адрес> в г. Шадринске соответственно Боричевский И.А., Постникова С.В., Таскаев А.Л., Юрин А.Е., Никулина С.В., Тимофеев Л.Д., Муслимов Э.Т., Криворотова А.В.
Судом постановлено решение об удовлетворении административного иска и признании незаконным бездействия Администрации г. Шадринска, выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего холодного водоснабжения граждан, проживающих по <адрес> (дома №№) в г. Шадринске Курганской области, с возложением на Администрацию г. Шадринска обязанности в срок не позднее 1 июля 2021 г. организовать надлежащее холодное водоснабжение указанных граждан, соответствующее требованиям действующего законодательства в количестве, необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд.
В апелляционной жалобе Администрация г. Шадринска просит решение суда отменить.
Полагает, что бездействие Администрации г. Шадринска отсутствует, поскольку в целях обеспечения питьевой водой жителей г. Шадринска планомерно реализуются мероприятия муниципальных программ в рамках регионального проекта «Чистая вода», утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 483.
Считает необоснованным отказ суда в удовлетворении ходатайства Администрации г. Шадринска о привлечении к участию в деле в качестве административного соответчика Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска, который занимается реализацией муниципальных программ и контролем за их выполнением.
Полагает необоснованным установленный судом срок исполнения решения суда, поскольку финансирование мероприятий по реконструкции ближайшего источника водоснабжения «Северный водозабор» в рамках муниципальной программы предусмотрено в 2024 г.
Отмечает, что до момента утверждения Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области тарифов на подвоз воды жителям, проживающим в указанных в решении суда домах, данная услуга МУП «Водоканал» оказываться не может.
Полагает недопустимыми доказательствами акт осмотра от 2 сентября 2020 г., письмо Комитета городского хозяйства Администрации г. Шадринска от 31 августа 2020 г., копии писем МУП «Водоканал» от 15 апреля 2020 г. и от 28 августа 2020 г. в связи с нарушением порядка их приобщения к материалам дела, так как они не были указаны в приложении к административному исковому заявлению и не приобщались к материалам дела в ходе судебного разбирательства.
Указывает, что к участию в деле не был привлечен в качестве заинтересованного лица и не извещался о времени и месте судебного заседания собственник жилого дома № по <адрес>.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М., заинтересованное лицо Тимофеев Л.Д. с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения были извещены посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Курганского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направления почтовых извещений, что подтверждается скриншотом информации по делу, уведомлениями о вручении судебных извещений, возвратом почтовых отправлений с отметкой об истечении срока их хранения.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку они надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения административного дела и их явка не признана обязательной.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке изложены в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы таких оснований по делу не усматривается.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе прокурорской проверки соблюдения жилищных прав граждан, проведенной Шадринской межрайонной прокуратурой по обращению Тимофеева Л.Д., установлено, что обеспечение питьевой водой жилого сектора индивидуальной застройки по <адрес> в г. Шадринске, а именно жителей домов №№ по <адрес>, из централизованной или нецентрализованной системы холодного водоснабжения отсутствует, подвоз воды к ним не осуществляется, указанные жители пользуются водой из индивидуальных колодцев и скважин.
12 мая 2020 г. Шадринским межрайонным прокурором Главе города Шадринска внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе о выявленных в ходе проверки обращения Тимофеева Л.Д. нарушений закона в части необеспечения надлежащего водоснабжения жителей <адрес> в г. Шадринске.
10 июня 2020 г. Главой города Шадринска прокуратуре дан ответ о результатах рассмотрения представления прокурора, в котором указано, что возможность подключения жителей <адрес> к системе коммунального водоснабжения будет рассмотрена после проведения реконструкции Северного водозабора и строительства водопроводной сети до <адрес>, и что в настоящий момент осуществляется подготовка проектно-сметной документации. Подвоз воды не осуществляется в связи с тем, что изначально в данном районе водоснабжение проведено не было.
После этого Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что возложенная на административного ответчика в силу закона обязанность по организации холодного водоснабжения населения, проживающего в домах № по <адрес> в г. Шадринске, не исполняется, что отрицательно сказываются на обеспечении должного уровня экологической безопасности и влечет нарушение прав и законных интересов граждан.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона).
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 9 статьи 7 указанного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 13 Устава муниципального образования город Шадринск предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального образования – город Шадринск электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 71, 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам.
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, водоснабжение жителей домов №№ по <адрес> в г. Шадринске из централизованной либо нецентрализованной системы холодного водоснабжения отсутствует, подвоз им питьевой воды не осуществляется.
Таким образом, возложенная на административного ответчика в силу вышеприведенных норм права обязанность по обеспечению водоснабжением указанных жителей города не исполняется, чем нарушаются права и законные интересы этих граждан, которые, как справедливо указано судом первой инстанции, находятся в опасных для их жизни и здоровья условиях, поскольку не имеют питьевой воды надлежащего качества, что может способствовать развитию инфекционных, паразитарных, кишечных болезней и привести к иным негативным последствиям.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия Администрации г. Шадринска, а также о наличии муниципальных программ по развитию системы водоснабжения и водоотведения г. Шадринска на 2021-2025 годы, в рамках которых в будущем возможно подключение жителей вышеуказанных домов г. Шадринска к централизованному водоснабжению в 2024 г., являются несостоятельными, поскольку наличие указанных муниципальных программ не освобождает Администрацию г. Шадринска от исполнения возложенной на нее обязанности по надлежащему водоснабжению жителей города в настоящее время.
Судебной коллегией признаются необоснованными доводы об установлении иного срока исполнения решения суда, поскольку длительное, а именно до 1 января 2024 г., неисполнение этой обязанности с очевидностью нарушает права граждан на обеспечение питьевой водой надлежащего качества, с чем суд апелляционной инстанции не может согласиться.
Кроме того, судом не определен конкретный способ исполнения Администрацией г. Шадринска обязанности по водоснабжению указанных в решении суда лиц, одним из которых согласно действующему законодательству является организация подвоза воды населению соответствующей территории по минимальным нормам, в связи с чем судебная коллегия находит обоснованным решение суда в части установления срока исполнении судебного акта до 1 июля 2021 г.
Кроме того, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, административный ответчик в случае необходимости не лишен возможности обратиться в суд в порядке статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с заявлением об отсрочке либо рассрочке исполнения судебного акта.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░ 59 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░. 1 ░.░. 3-5) ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░., ░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░ 15 ░░░░░░ 2020 ░. ░ 28 ░░░░░░░ 2020 ░. (░. 1 ░.░. 6-14, 15, 16, 20), ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░ 2021 ░. (░. 1 ░.░. 208-213).
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░ ░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░, ░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 25 ░░░░░ 2021 ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 38 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ № ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ <░░░░░>, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 309, 310, 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2021 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░