УИД 11RS0001-01-2021-019236-52 Дело № 2-9654/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при помощнике Королёвой Д.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
27 декабря 2021 года гражданское дело по иску Кабишева Георгия Эрнестовича к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми об обязании включить в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы, назначении пенсии, взыскании судебных расходов,
установил:
Кабишев Г.Э. обратился в суд к УПФР в г.Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) с иском о возложении обязанности включить в стаж периоды работы и назначить трудовую пенсию по старости, взыскании судебных расходов; указывая, что 23.09.2021 обращался к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением пенсионного органа в установлении пенсии отказано, со ссылкой на недостаточность стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом из указанного стажа исключены оспариваемые истцом периоды:
- обучения на подготовительных курсах с 26.11.1985 по 17.07.1986,
- работы с 27.03.1990 по 31.01.1991 в должности ...; с 02.11.1991 по 20.12.1992 в должности ... с 21.12.1992 по 31.12.1995, с 01.08.1997 по 15.06.1999 в должности ... с 01.01.2013 по 24.01.2013 в должности ...
с чем последний не согласен.
В связи с реорганизацией юридического лица, в порядке процессуального правопреемства, определением от 07.12.2021 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУ ОПФР по РК.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает.
Представитель истца поддерживает позицию своего доверителя.
Представитель ответчика иск не признает по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
Право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий») имеют мужчины, достигшие возраста 56 лет 06 мес., при наличии не менее 25 лет страхового стажа, 20 лет стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) – 21 (в 2021 году).
Установлено, что 23.09.2021 Кабишев Г.Э. обратился в ОПФР по РК с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ ОПФР по РК № ... истцу установлен страховой стаж – 26 лет 10 мес. 23 дня, стаж работы в МКС – 15 лет 09 мес., ИПК – 25,127; в назначении страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При этом, из страхового стажа и стажа работы в МКС ответчиком исключены оспариваемые истцом периоды обучения и трудовой деятельности.
Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
В силу ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 11 вышеуказанного ФЗ)
Согласно ст. 14 Закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кабишев Г.Э. зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета с 23 сентября 1999 года, следовательно, спорные периоды его трудовой деятельности имели место как до, так и после регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с положениями Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015) в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы застрахованными лицами при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (п. 2). При подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 4). Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются указанными в Правилах документами (п. 10). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п. 11).
Из представленной суду трудовой книжки Кабишева Г.Э., следует, что в период с 27.03.1990 по 31.01.1991 последний работал в должности ...; с 02.11.1991 по 20.12.1992 в должности ... с 21.12.1992 по 31.12.1995, с 01.08.1997 по 15.06.1999 в должности ...
Согласно п. 60 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015), записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день внесения их в трудовую книжку.
Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 утверждена "Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях", п.п. 2.3 и 2.4 которой предусматривалось, что все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
С каждой записью, вносимой на основании приказа (распоряжения) в трудовую книжку (вкладыш) о приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и увольнении, администрация обязана ознакомить владельца этой книжки (вкладыша) под расписку в личной карточке (типовая междуведомственная форма N Т-2, утвержденная ЦСУ СССР), в которой должна быть повторена точная запись из трудовой книжки (вкладыша).
Согласно п.п. 2.26, 4.1 Инструкции, запись об увольнении в трудовой книжке работника производится с соблюдением следующих правил: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 - дата увольнения; в графе 3 - причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись, - приказ (распоряжение), его дата и номер.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Между тем, в представленной суду трудовой книжке Кабишева отсутствует ссылка на приказ (распоряжение), на основании которого внесена запись об увольнении из ...; запись о работе в МП «...» не заверена печатью организации; а записи о работе в ИЧП «...» не содержат приказов, на основании которых внесены записи о приеме и увольнении.
В то же время, по сведениям, представленным в материалы дела, МП «...» ликвидировано 31.12.1992, ИЧП «...» - 31.07.2003.
По информации ГУ РК «Национальный архив Республики Коми», МБУ «Муниципальный архив г. Сыктывкара» документы указанных организаций в архив на хранение не поступали; сведения о месте их нахождения отсутствуют.
Из представленных суду дел плательщиков страховых взносов № 3-20 МП «...» и № 4109 ИЧП «...» следует, что с момента регистрации МП «...» страховые взносы оплачивались работодателем лишь за 1 квартал 1992 года; в отношении ИЧП «...» только за январь 1993 года. При этом от имени ИЧП «...» документы об отсутствии начислений по заработной плате подавались именно Кабишевым Г.Э., как руководителем организации.
В этой связи, принимая во внимание, что, как указывалось выше, периоды работы подлежат включению в стаж, лишь при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; по мнению суда заявленные истцом требования в указанной части подлежат частичному удовлетворению, в страховой стаж и в стаж работы в МКС Кабишева Г.Э. надлежит включить лишь оспариваемые истцом периоды работы в МП «...» с 01.01.1992 по 30.06.1992 и в ИЧП «...» с 01.01.1993 по 31.01.1993.
Что касается заявленных требований о включении в стаж периода работы с 01.01.2013 по 24.01.2013 в должности ...., то данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; в то время как согласно данной выписки в указанный период начисление и уплата страховых взносов за Кабишева Г.Э. отсутствует; доказательств обратного истцом не представлено.
Рассматривая заявленные требования в части включения в страховой стаж и в стаж работы в МКС периода обучения истца на подготовительных курсах с 26.11.1985 по 17.07.1986, суд руководствуется следующим.
Согласно разъяснениям Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 4, утвержденным Постановлением от 17 октября 2003 года № 70 Минтруда "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Закона № 173-ФЗ", при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012. № 30 указано, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с подп. «и» п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 года № 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
Из представленных суду документов следует, что в период с 26.11.1985 по 17.07.1986 Кабишев Г.Э. являлся слушателем подготовительных курсов при СГУ.
Между тем, слушатели, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, не осваивают основные образовательные программы профессионального образования с целью достижения ими определенного образовательного уровня и получения соответствующего документа; не являются обучающимися; их подготовку нельзя рассматривать как самостоятельную ступень обучения в профессиональном образовательном учреждении.
Кроме того, действовавшее в оспариваемый истцом период пенсионное законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности только в общий стаж работы. При этом, ни ранее действовавшее пенсионное законодательство, ни действующее в настоящее время, не позволяют засчитывать время обучения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения пенсии по старости.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22.01.2020 по делу № 88-1021/2020.
Соответственно, заявленные истцом требования в указанной части также не подлежат удовлетворению.
Статьей 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, при включении судом периодов с 01.01.1992 по 30.06.1992 и с 01.01.1993 по 31.01.1993 в страховой стаж и в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, стаж работы последнего в МКС на момент его обращения за назначением пенсии (23.09.2021) составит менее 20 лет, требуемых для назначения пенсии на законных основаниях; и в этой связи заявленные Кабишевым Г.Э. требования о назначении пенсии с даты за её обращением также не подлежат удовлетворению.
Что касается заявленных истцом требований о взыскании в его пользу судебных расходов в виде расходов на оплату почтовой корреспонденции в размере 56 рублей и расходов по уплате госпошлины в сумме 300 рублей, судом учитывается, что в соответствии ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статья 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относит, в частности, расходы на оплату услуг представителей другие, признанные судом необходимые расходы.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 разъяснено, что перечень судебных издержек, предусмотренный нормами действующего законодательства, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления в суд могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости и допустимости.
Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием (п. 10 Постановления).
Из представленных суду квитанций, следует, что истцом понесены расходы на оплату почтовых услуг по направлению в адрес ответчика копии искового заявления с приложенными документами в размере 56 рублей.
В этой связи, принимая во внимание положения ст.ст. 131, 132, 322 ГПК РФ, по мнению суда, данные расходы, понесенные истцом в связи с обращением в суд, могут быть признаны судебными издержками по смыслу ст. 94 ГПК РФ, и подлежат взысканию с ответчика.
В то же время оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании в его пользу понесенных по делу судебных расходов в виде расходов по уплате госпошлины на сумму 300 рублей суд не находит.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с пп. 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации (абзац второй п. 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (п. 1 названного Указа Президента Российской Федерации).
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Частью 1 ст. 5 Федерального закона № 167-ФЗ установлено, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета (абзац восьмой п. 2 ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 3 постановления от 25 июня 2001 г. № 9-П, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом и такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Как следует из материалов дела, причиной обращения Кабишева Г.Э. в суд с иском явилось его несогласие с решением пенсионного органа об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Таким образом, исходя из приведенного выше, участие пенсионного органа в рассмотрении данного дела в качестве ответчика, обусловлено осуществлением пенсионным органом публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика судебных расходов в виде расходов по уплате госпошлины суд не находит.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Кабишева Георгия Эрнестовича к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми об обязании включить в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы, назначении пенсии, взыскании судебных расходов – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми включить в страховой стаж Кабишева Георгия Эрнестовича и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в МП «...» с 01.01.1992 по 30.06.1992 и в ИЧП «...» с 01.01.1993 по 31.01.1993.
Взыскать с Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми в пользу Кабишева Георгия Эрнестовича понесенные по делу судебные расходы в размере 56 рублей.
В удовлетворении требований, заявленных к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми об обязании включить в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы: с 26.11.1985 по 17.07.1986, с 27.03.1990 по 31.01.1991, с 02.11.1991 по 31.12.1991, с 01.07.1992 по 20.12.1992, с 21.12.1992 по 31.12.1992, с 0.02.1993 по 31.12.1995, с 01.08.1997 по 15.06.1999, с 01.01.2013 по 24.01.2013, назначении пенсии, взыскании судебных расходов в виде расходов по уплате госпошлины, Кабишеву Георгию Эрнестовичу - отказать
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 10 января 2022 года.